Бутусов, Василий Васильевич
| Василий Васильевич Бутусов | |
|---|---|
![]() | |
| Дата рождения | 31 марта (13 апреля) 1912 |
| Место рождения |
Вертьяново, Арзамасский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя |
| Дата смерти | 14 апреля 1983 (71 год) |
| Место смерти | Рига, Латвия |
| Гражданство |
|
| Награды и премии | |
Васи́лий Васи́льевич Буту́сов (31 марта (13 апреля) 1912, Вертьяново, Арзамасский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 14 апреля 1983, Рига, Латвия) — старший машинист паровозного депо Рига Латвийской железной дороги. Член Рижского горкома Компартии Латвии. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Бутусов Василий Васильевич родился 31 марта (13 апреля) 1912 года в деревне Вертьяново Арзамасского уезда Нижегородской губернии (по состоянию на 2025 год — Дивеевский район Нижегородской области) в многодетной крестьянской семье. С юных лет помогал отцу и старшему брату в полевых работах, занимаясь выращиванием зерновых культур. Трудовая деятельность Василия Васильевича началась в подростковом возрасте на железной дороге в Нижнем Новгороде[1][2].
В 1930 году Василий Бутусов занимал должность смазчика в вагонном депо Тайшет Томской железной дороги. Проходил службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в составе подразделений береговой обороны Черноморского флота в городе Севастополь. После демобилизации из РККА Василий Васильевич переехал в Алма-Атинскую область Казахской ССР (по состоянию на 2025 год — Алматинская область Казахстана). С 1936 года трудился на железнодорожной станции Матай Турксиба, последовательно занимая должности кочегара, помощника машиниста и машиниста паровоза. Активно участвовал в деятельности комсомольской организации железнодорожной станции, где был избран секретарём. В 1938 году вступил в ряды ВКП(б)/КПСС[1].
В июне 1941 года, в начале Великой Отечественной войны, Василий Васильевич был призван для обеспечения перевозок военных грузов. Под Ленинградом водил железнодорожные подвижные составы, доставляя на передовую бойцов, боеприпасы и вооружение. В конце 1941 года получил серьёзное ранение от осколков вражеской бомбы. После восстановления здоровья вернулся к работе на железнодорожную станцию Матай Турксиба[1].
В 1947 году, будучи опытным специалистом, по решению Министерства путей сообщения СССР Василий Бутусов был направлен в Латвийскую ССР (ныне — Латвия), где активно развивалось народное хозяйство. Василий Васильевич начал работу в локомотивном депо Чиекуркалнс. Позднее перешёл на железнодорожную станцию Шкиротава. Несмотря на богатый опыт управления паровозами, продолжал повышать свою квалификацию. У передового латвийского машиниста Алфреда Граваса, перенимал новые методы работы и учился бережному отношению к локомотивам. Сначала работал в его бригаде, а затем сам стал водить пассажирские поезда. Работа Василия Бутусова стала примером для всего локомотивного депо[1].
Будучи коммунистом, Василий Васильевич перешёл в отстающую бригаду и сумел привести в порядок паровоз Су-202-11, находившийся в неудовлетворительном состоянии. Не жалея времени и сил, добился высокой производительности машины. Постепенно увеличивал пробег между ремонтами. Особое внимание уделял очистке внутренней поверхности труб от нагара. Благодаря умелому обслуживанию паровоза, машинист увеличил пробег между промывками вдвое — до 15 тысяч километров. В 1954 году Василий Бутусов одним из первых реализовал эту инициативу, превысив нормативные показатели в полтора раза, и провёл свой паровоз без аварий более 2 миллионов километров, из которых 1 миллион — без капитального ремонта. Активно участвовал в наставничестве и подготовил 15 молодых машинистов. Неоднократно становился победителем социалистических соревнований среди паровозных бригад. Считался одним из лучших машинистов Прибалтийской железной дороги[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта Василию Васильевичу Бутусову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].
В начале 1960-х годов, после переобучения, Василий Бутусов стал водить тепловозы в качестве машиниста-инструктора. Возглавлял Шкиротавскую локомотивную группу, был инспектором группы народного контроля и наставником молодёжи. Воспитал множество машинистов[1].
С 1973 года Василий Васильевна находился на заслуженном отдыхе. Последние годы жизни проживал в Риге. Ушёл из жизни 14 апреля 1983 года. Похоронен на 2-м Лесном кладбище Риги.[1]
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1 августа 1959 года)[1]
- Медаль «За трудовую доблесть» (1 августа 1953 года)[1]
- Медаль «За трудовое отличие» (16 июля 1951 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
- Знак «Почётная Грамота Президиума Верховного Совета Латвийской ССР» (31 июля 1954 года)[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Каримов Т. Бутусов Василий Васильевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 22 мая 2025.
- ↑ Музалевский М. В. Герои Социалистического Труда. Биобиблиографический словарь. — М.: РИЦ «Кавалер», 2008. — Т. 2. — 200 с.
- ↑ Герои стальных магистралей. Книга 2. — М.: Фаир-Пресс, 2003. — 286 с.
Ссылки
Бутусов, Василий Васильевич. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 13 апреля
- Родившиеся в 1912 году
- Родившиеся в Вертьянове
- Умершие 14 апреля
- Умершие в 1983 году
- Умершие в Риге
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Награждённые медалью «За трудовую доблесть»
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Почётные железнодорожники
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники Великой Отечественной войны
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Похороненные на 2-м Лесном кладбище (Рига)
- Проверенная статья
