Бердичевский, Борис Ефимович
Борис Ефимович Бердичевский | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||
Дата рождения | 19 января 1913 | |||||
Место рождения | Москва, Российская империя | |||||
Дата смерти | 7 февраля 2012 (99 лет) | |||||
Место смерти | Москва, Россия | |||||
Страна |
![]() ![]() |
|||||
Место работы | ЦАГИ, ЛИИ, НИИ-885 — НПЦАП, МИРЭА | |||||
Альма-матер | Московский энергетический институт (1937) | |||||
Учёная степень | доктор технических наук (1958) | |||||
Учёное звание | профессор (1962) | |||||
Награды и премии |
|
Бори́с Ефи́мович Бердиче́вский (19 января 1913, Москва, Российская империя — 7 февраля 2012, Москва, Российская Федерация) — советский учёный и инженер-конструктор в области в области создания и отработки систем автономного управления ракетных комплексов и надёжности аппаратуры систем управления ракетно-космической техники, доктор технических наук (1958), профессор (1962). Участник осуществления запуска первого в Мире искусственного спутника Земли (1957) и подготовки и осуществления полёта первого в Мире космического корабля с человеком на борту (1961). Главный научный сотрудник Российского НИИ космического приборостроения (1984—1993).
Биография
Родился 19 января 1913 года в Москве.
В 1928 году (в пятнадцать лет) начал свою трудовую деятельность в качестве слесаря на заводе «Мосштамп» в системе Народного комиссариата местной промышленности РСФСР. В 1932 году поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1937 году с отличием. В 1937 году был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в системе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР под руководством М. Н. Шульженко и И. Ф. Петрова; в 1937—1941 годах являлся инженером и старшим инженером отдела прочности; занимался вопросами в области исследований по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов[1][2][3]. В 1941 году в начальный период Великой Отечественной войны был направлен для работы в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) входившего в систему Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (с 1946 года — Министерство авиационной промышленности СССР под руководством М. М. Громова: в 1941—1950 годах являлся старшим инженером и руководителем отдела ремонта и эксплуатации авиационной техники; в период войны занимался проведением научных и лётно-испытательных работ для повышения максимальной скорости полёта, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт; с 1945 по 1948 год Бердичевский в составе группы специалистов ЦАГИ и ЛИИ был направлен в Германию, где изучал опыт производства немецкой авиационной промышленности. Бердичевский занимался производством спецоборудования для различных типов самолётов, в 1949 году был участником лётно-конструкторских испытаний поршневого стратегического бомбардировщика «Ту-4»[1][2][4].
Участие в создании ракетно-космической техники
В 1950 году направлен в Научно-исследовательский институт № 885 (НИИ-885) (в 1966 году был переименован в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП), в 1991 году переименован в Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИКП), в 2001 году переименовано в Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина (НПЦАП)) в системе Министерства промышленности средств связи СССР (с 1957 года в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике) под руководством главного конструктора М. С. Рязанского, основной задачей института была разработка автономных систем управления для баллистических ракет. В 1950—1960 году работал старшим научным сотрудником; с 1960 по 1984 год являлся руководителем научно-исследовательской лаборатории; заместителем главного конструктора Н. А. Пилюгина по системам управления и ведущим специалистом Министерства общего машиностроения СССР по вопросам надёжности аппаратуры систем управления ракетно-космической техники; с 1984 по 1993 год являлся главным научным сотрудником РНИИКП. В 1958 году решением Высшей аттестационной комиссии ему без защиты диссертации была присуждена учёная степень доктор технических наук; в 1962 году было присвоено учёное звание профессор. С 1962 по 1994 год помимо основной деятельности, занимался педагогической работой во Всесоюзном заочном энергетическом институте (с 1967 года — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)) в должности профессора по кафедре автоматики и управления; занимался подготовкой специалистов в области создания систем управления ракетно-космическими комплексами[1][2][5].
Бердичевский занимался обеспечением надёжности полупроводниковых приборов и интегральных схем, испытаниями радиационной стойкости систем управления ракет, участвовал в руководстве лётно-конструкторскими испытаниями ряда ракет; осуществлял постановку производства изделий разработанных в НИИ-885 на различных заводах оборонной промышленности, в том числе на красноярском заводе «Стройкрасмаш», харьковском НПО «Электроприбор», на киевском заводе «Арсенал»; был одним из организаторов разработки и испытания аппаратуры систем управления ракетно-космической техники (автомата управления дальностью с электролитическим интегратором ускорений), в том числе для баллистической оперативно-тактической ракеты «Р-2» и первой советской многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7», благодаря которой в 1957 году был запущен Первый в мире искусственный спутник Земли — космический аппарат «Спутник-1» (за участие в котором был награждён орденом «Знак Почёта») а в 1961 году был осуществлён полёт первого в мире космического корабля-спутника «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, за участие в котором «закрытым» Указом Президиума Верховного Совета СССР Бердичевский был награждён орденом Ленина[2][1]. В дальнейшем Б. Е. Бердичевский занимался разработкой и испытаниями автомата управления дальностью с электролитическим интегратором ускорений для двухступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракете «Р-9А», жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности «Р-12» и «Р-14»; входил в состав и являлся членом Государственных и межведомственных комиссий по испытаниям и доводке шахтных стартовых комплексов «Двина» для ракет «Р-12», шахтных стартовых комплексов «Чусовая» для ракет «Р-14» и шахтных стартовых комплексов «Шексна» для первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16» на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления[1][2][6][7][5].
Бердичевский являлся автором более семидесяти научных трудов, в том числе трёх монографий, также был автором воспоминаний Траектория жизни : люди, самолёты, ракеты (М. : Аграф, 2005. — 318 с. — ISBN 5-7784-0309-7)[1][2][8].
Скончался 7 февраля 2012 года в Москве, похоронен на Даниловском кладбище[2].
Награды
- Орден Ленина (17.06.1961 — «За успешное выполнение специального задания Правительства СССР по созданию образцов ракетной техники, участие в подготовке и осуществлении полёта первого в мире космического корабля-спутника Восток с человеком на борту»)[1][2]
- два ордена Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта» (21.12.1957 — «За создание и запуск Первого в мире искусственного спутника Земли»)[1][2]
- медали[1]
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. — Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Бердичевский, Борис Ефимович . Космический мемориал. Дата обращения: 16 мая 2023. Архивировано 16 мая 2023 года.
- ↑ В. В. Лазарев. ЦАГИ. Цаговцы. Время. — Москва: Капитал-Пресс, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-6045819-9-5
- ↑ Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова, 1941—2001 : События. Люди / [Н. В. Адамович-Иодко и др.]. — Москва : Машиностроение : Машиностроение-Полет, 2001. — 534 с. — ISBN 5-217-03064-X
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Вехи истории. 1946—2006. 60 лет федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения». — М.: «ЭЛЬФ ИПР» — 2006 г. — 88 с
- ↑ Первый пилотируемый полет: сборник документов в 2 кн. / Федеральное космическое агентство и др.; редкол.: В. А. Давыдов (пред.) и др. — Москва : Родина Медиа, 2011. (Российская космонавтика в архивных документах). — ISBN 978-5-905350-01-6
- ↑ Черток Б. Е. Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 2002. — ISBN 5-217-03100-X
- ↑ Бердический, Борис Ефимович . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 16 мая 2023.
Литература
- Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. — Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
- Первый пилотируемый полет: сборник документов в 2 кн. / Федеральное космическое агентство и др.; редкол.: В. А. Давыдов (пред.) и др. — Москва : Родина Медиа, 2011. (Российская космонавтика в архивных документах). — ISBN 978-5-905350-01-6
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 19 января
- Родившиеся в 1913 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 7 февраля
- Умершие в 2012 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники МЭИ
- Похороненные на Даниловском кладбище