Балдаев, Сергей Петрович
Сергей Петрович Балдаев | |
---|---|
Дата рождения | 18 октября 1889 |
Место рождения | село Хохорск, Боханский аймак Балаганский уезд Иркутской губернии |
Дата смерти | 1979 год |
Место смерти | Улан-Удэ |
Страна |
Российская империя СССР |
Научная сфера | фольклор, этнография |
Место работы |
Музей этнографии народов СССР Бурятский институт общественных наук (БИОН) |
Альма-матер | Институт народов Востока |
Учёная степень | кандидат филологических наук |
Известен как | Является одним из крупнейших специалистов по бурятской этнографии и фольклору |
Серге́й Петро́вич Балда́ев (1889, у. Хохорск, Балаганский уезд, Иркутская губерния —1979, Улан-Удэ, Бурятия, РСФСР) — советский бурятский писатель, учёный, этнограф, педагог. Является крупнейшим бурятским учёный-фольклористом. Писал театральные пьесы. Кандидат филологических наук[1]. Заслуженные деятели науки Бурятской АССР. Литературный псевдоним — Абай Тургэн[2].
Биография
Родился 18 (5) октября 1889 года в улусе Хохорск, Балаганский уезд, Иркутская губерния. Его родители были богатыми скотоводами[3]. В семье росло шестеро детей. Четверо сыновей смогли получить хорошее образование[1].
В 1899 году Сергей начал учёбу в школе в своём родном улусе. Через четыре года стал учиться в двухклассном училище в Бохане. После этого он смог поступить в Иркутскую учительскую семинарию[2].
Бурятским фольклором он увлёкся ещё в детстве. Также в те годы он с родителями ездил на все шаманские обряды «обоо», где впитал все нюансы фольклорных «занятий». Видел много улусных праздников, шаманских мероприятий, которые проходили в родном и соседних улусах[1].
Во время своих летних каникул 1908 года он собрал много ритуальных предметов шаманов своего улуса. Это стало его первым шагом к научному познанию материалов фольклора и этнографии бурятского народа.
В 1909 году окончил семинарию он начал работать учителем в различных улусах и уездах. Это позволило ему собрать ещё больше фольклорных материалов[2].
В 1909 году написал пьесу «Цырен-малши» («Цырен-пастух»), повествующий о жизни в бурятском улусе. Это его произведение отличается сочным язык, изобилует пословицами, поговорками и прибаутками. Зрители очень тепло отозвались о его первой драматургической работе[1].
Научная и литературная работа
В 1911 году Балдаев познакомился с известным бурятским этнографом Матвеем Хангаловым[4]. Это знакомство помогло будущему учёному более профессионально и систематически заняться изучением народного творчества. Встреча с Хангаловым определила всю будущую жизнь Балдаева и он занялся наукой. Работая учителем на острове Ольхон он собрал богатейший материал по шаманизму в этой местности.
В 1913 году на Ольхон приехал профессор Бернгард Петри для сбора материалов по бурятской этнографии и истории. Балдаев стал ему помогать, водил по знакомым шаманам и улигершинам. Вдвоём они посещали рыбаков, кузнецов и мастеров работы по дереву[1].
С 1916 по 1917 год он преподавал на территории современного Эхирит-Булагатского района. До него тут уже собирали фольклорные материалы Хангалов и Цыбен Жамцарано. Несмотря на это, Балдаеву удалось открыть для фольклористики других талантливых улигершинов.
В 1920 году он работал заведующим Ангарским аймачным отделом народного образования, на этой должности он основал несколько новых школ. В 1926 году стал членом Союза сибирских писателей[3]. С 1927 по 1933 год написал около 20 театральных пьес[1].
В 1927 году начинает учёбу в Институт этнических и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР[2]. Окончив институт поступил в аспирантуру НИИ народов Востока.
В 1929 году написал «Очерк по истории дореволюционной бурятской художественной литературы», затем монографию «Бурятская литература послереволюционного периода». Эти его работы можно считать первыми примерами литературной критики и литературоведению в бурятской литературе.
Окончив аспирантуру в 1931 году Балдаев работает под руководством профессора Ю. М. Соколова. Успешно защитил кандидатскую диссертацию. Ещё во время учёбы в аспирантуре он преподавал монгольский язык в Коммунистическом университете трудящихся Востока[1].
Вернувшись в Бурятию, Балдаев трудился научным сотрудником в Бурятском учёном комитете.
В 1937 году по ложному доносу Балдаев был арестован органами НКВД. Обвинялся в панмонголизме. В тюрьме подвергался избиениям. Был освобождён, но в 1940 году снова был арестован. В тюрьме просидел два года и освобождён «за недоказанностью вины». Однако на этом его проблемы не закончились: в 1945 году его исключили из Союза писателей СССР и уволили из Бурятского педагогического института, где он работал преподавателем. В 1948 году от него потребовали написать разгромную статью на 25 деятелей бурятской культуры и литературы — «панмонголистов», но он отказался это делать. После этого он срочно уехал в Ленинград, там жил без прописки, в возрасте 60 лет работал на разных малоквалифицированных работах.
Несмотря на это, он в свободное время продолжал заниматься научной работой, часто библиотеку им. Салтыкова-Щедрина[1].
Вклад в науку
Открыл для фольклористики 82 улигершинов и певцов. Всего он записал более 400 бурятских сказителей и тухэшинов[5]. Ученый собрал 100 героических эпосов, более 100 сказок, 6000 пословиц и поговорок, 5000 загадок, более 15000 песен[2]. множество легенд и преданий, благопожеланий, проклятий, устных рассказов, прославлений, присловий, народных примет и поверий, произведений детского фольклора, народной драмы и шаманства[1].
Написал очерки о бурятских улигершинах П. М. Тушемилове, П. Петрове, Парамоне Дмитриеве, Бажей Жетухаеве, Платоне Степанове, Шотхане Дарханове, Николае Гунханове, Василии Буханаеве, Сагадаре Шанаршееве и др.
Однако только малая часть его научных работ была издана[4]. Академик А. П. Окладников так написал о нём:
«Знаю Балдаева как старейшего и лучшего знатока бурятской этнографии, обладателя единственного по обилию и ценности в наши дни материала. Он страстно предан науке, отличается самоотверженностью и юношеским энтузиазмом. Это — истинный труженик науки».
— [6]
Умер 29 октября 1978 года в Улан-Удэ[1].
Избранные труды
- Ленин и Октябрь в фольклоре бурят-монголов // СЭ. 1932. № 5-6. С. 15-27;
- Руководство по собиранию бурятского фольклора (совместно с Г. О. Туденовым). Улан-Удэ, 1959;
- Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959;
- Происхождение и расселение иволгинских бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1960. Вып. 1. С. 59-67;
- Избранное. Улан-Удэ, 1961;
- Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ, 1970[3].
Литература
- Туденов Г. О., Уланов А.И. С. П. Балдаев — фольклорист и этнограф. К 70-летию со дня рождения. Улан-Удэ, 1959;
- Туденов Г. О., Жанов В.Д. С. П. Балдаев // Биобиблиографический словарь репрессированных писателей Бурятии. Улан-Удэ, 1996. С. 25-27;
- Тулохонов М. И. Сергей Балдаев (1889—1979) // Выдающиеся бурятские деятели. Улан-Удэ, 1959. Вып. 3. С. 81-83;
- Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991) / Сост.: Я. В. Васильков и М. Ю. Сорокина. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. С. 52[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Балдаев Сергей . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Балдаев Сергей Петрович . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Балдаев Сергей Петрович . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ 4,0 4,1 130 лет со дня рождения Балдаева Сергея Петровича . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Фольклорист С.П. Балдаев и сказитель П.М. Тушемилов: жизнь и творчество . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Балдаев Сергей