Бакарев, Пётр Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Пётр Иванович Бакарев
Бакарев Пётр Иванович.jpg
Дата рождения 27 сентября (14 сентября) 1907(1907-09-14)
Место рождения Кустанай, Оренбургская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 ноября 1970(1970-11-11) (63 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Годы службы

19291930

19331969
Звание Генерал-лейтенант или генерал-лейтенант инженерно-технической службы Красной Армии
Командовал 4-й железнодорожный корпус, 2-й железнодорожный корпус
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Пётр Ива́нович Бака́рев (14 (27) сентября 1907, Кустанай, Оренбургская губерния, Российская империя11 ноября 1970, Москва, РСФСР, СССР) — генерал-лейтенант технических войск, командир 5-й отдельной железнодорожной бригады, полковой комиссар, полковник. Герой Социалистического Труда (1943)[1].

Биография

Пётр Иванович Бакарев родился 14 (27) сентября 1907 году в Кустанае, Казахская ССР в семье рабочего. Детство и юность Пётр Иванович провёл в Севастополе, где жил у старшей сестры и работал помощником мастера. В 1920-х годах XX века окончил вечерний рабочий факультет[1].

С 1929 по 1930 год Пётр Бакарев проходил срочную службу в железнодорожных войсках Рабоче-крестьянской Красной армии на территории Белоруссии. После демобилизации поступил в Ленинградский металлургический институт, где проучился два курса. В 1932 году стал членом ВКП(б)/КПСС. В 1933 году Пётр Иванович повторно был призван в армию, служил командиром взвода и роты в 14-м железнодорожном полку. В 1938 году завершил обучение в Военно-транспортной академии[1].

Начало Великой Отечественной войны Пётр Иванович встретил в должности военного комиссара 5-й отдельной железнодорожной бригады, затем стал заместителем командира и начальником политотдела. В начале 1942 года полковник Бакарев принял командование бригадой, сменив генерала Кабанова, ушедшего на повышение[1].

Летом 1942 года подразделения 5-й отдельной железнодорожной бригады под командованием Петра Бакарева обеспечивали функционирование Воронежского железнодорожного узла. На железнодорожном участке ОстрожкаГрафская скопилось около 10 тысяч вагонов, заполнившие все железнодорожные пути. В этой сложной обстановке особенно проявились организаторские способности Бакарева и его умение оперативно принимать решения[1].

Под вражеским огнём, когда часть Воронежа была оккупирована, с железнодорожной станции отправлялись эшелоны с минимальными интервалами. Одновременно велись работы по восстановлению железнодорожных путей и ремонту локомотивов. За шесть суток эвакуация была завершена: с железнодорожной станции Отрожка было выведено 73 паровоза, 450 пассажирских и 5800 товарных вагонов[1].

В 1943 году, при наступлении войск Брянского фронта, бригада Петра Бакарева восстанавливала железнодорожные участки ВоронежКасторная, Касторная—Старый Оскол, Касторная—Курск. Работы велись под постоянными бомбардировками и обстрелами противника, разрушенные объекты были заминированы. Бригада участвовала в строительстве железнодорожных мостов через Днепр и Сейм[1].

За выдающиеся заслуги в обеспечении транспортной системы для фронта и народного хозяйства, а также за значительные успехи в восстановлении железнодорожного хозяйства в условиях войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Пётр Иванович Бакарев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему были вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»[1].

С февраля 1944 года и до конца войны полковник (позднее генерал-майор технической службы) Пётр Бакарев руководил Управлением военно-восстановительных работ № 9 и командовал железнодорожными войсками 2-го Белорусского фронта. Подразделения УВВР-9 обеспечивали работу двух железнодорожных магистралей западноевропейской ширины: Дзялдово — Торн — Быдгощ — Нойштеттин — Штаргард — Пиритц и Насельск — Торн — Быдгощ — Шнейдемюль — Штаргард[1].

После войны генерал-лейтенант технической службы Пётр Бакарев возглавлял 4-й и 2-й железнодорожные корпуса. В 19541955 годах он находился в служебной командировке в Китайской Народной Республике. С 1955 года занимал должность главного инженера и заместителя начальника Главного управления железнодорожных войск (ГУЖВ), а с 1961 года стал главным инженером железнодорожных войск, заместителем начальника по технической части. Генерал-лейтенант Бакарев создал команду специалистов, объединившую учёных, конструкторов и практиков. Ему удалось разработать принципы действий войск в условиях ядерно-ракетной угрозы и заложить техническую основу, которая и сегодня оказывает значительное влияние на производственные возможности железнодорожных подразделений[1].

Последние годы жизни Пётр Иванович проживал в Москве. Умер 11 ноября 1970 года. Похоронен на Пятницком кладбище[1].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Каргапольцев С. Бакарев Пётр Иванович. Международный патриотический интернет-проект «Герои Страны». Дата обращения: 18 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Бакарев Пётр Иванович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 18 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Бакарев Пётр Иванович. Музейный комплекс «Дорога памяти». Дата обращения: 18 апреля 2025.

Ссылки