Военно-транспортная академия
| Военно-транспортная академия (ВТА РККА) | |
|---|---|
| Военно-транспортная академия имени Л. М. Кагановича | |
| | |
| Год основания | 1932 |
| Год закрытия | 1956 |
| Реорганизован | Военная академия тыла и транспорта |
| Год реорганизации | 1956 |
| Тип | Военное высшее учебное заведение |
| Расположение |
Москва и Ленинград |
Военно-транспортная академия (сокр. ВТА РККА[1]) — военное высшее учебное заведение, существовавшее в СССР в 1932—1956 годах.
История
Баев С. М., Ковалёв Г. В., Скляров А. В., Просвиров Н. А., Кондратьев З. И., Крюков А. Е.
В 1925 году была расформирована Хозяйственная академия РККА и Флота[2], работавшая в Ленинграде. В этом же году, на основании приказа Реввоенсовета (РВС) СССР № 606 от 9 июня 1925 года было сформировано отделение военных сообщений (с 1931 года — военно-транспортный факультет) при Ленинградском институте инженеров путей сообщения. 9 июня 1932 года, на основании приказа РВС СССР № 055 на базе факультета было начато формирование Военно-транспортной академии РККА в Москве. Приказом РВС СССР № 88 от 28 мая 1933 года ей было присвоено имя Л. М. Кагановича — в то время первого секретаря МГК ВКП(б) и члена Политбюро ЦК ВКП(б)[3].
По приказу Народного комиссариата обороны (НКО) № 019 от 13 февраля 1938 года Военно-транспортная академия им. Л. М. Кагановича была переведена в Ленинград, и по состоянию на 1939 год в академии было три факультета: Военных сообщений, Путей сообщений, Автотранспортной и дорожной службы[3].
С началом Великой Отечественной войны Военно-транспортная академия срочно направила часть личного состава в действующую армию и обеспечивала подготовку инженеров в более короткие сроки по новым, переработанным учебным планам и программам. Фактически пятый курс академии был откомандирован в действующую армию в начале июля 1941 года. В это же время в действующую армию была откомандирована большая группа руководящего и профессорско-преподавательского состава академии. Параллельно с этим все факультеты и кафедры разрабатывали новые учебные планы и программы для сокращенных сроков обучения. Организованно был проведен набор слушателей на первый курс основных факультетов (368 человек), и 24 июля 1941 года академия начала новый учебный год[3].
С приближением линии фронта к Ленинграду личный состав академии участвовал в строительстве оборонительных сооружений в районе Луги, на Пулковских высотах и непосредственно в городе. В первой половине июля 1941 года на Военно-транспортную академию была возложена дополнительная сложная задача — в трёхмесячный срок подготовить командиров взводов и рот для железнодорожных войск. На эти курсы были зачислены 1000 военнообязанных, призванных по мобилизации и имевших высшее образование. Из их состава сформировано семь рот по специальностям: военных сообщений, железнодорожной, автомобильной, дорожно-строительной и дорожно-эксплутационной. С приближением линии фронта к Ленинграду, в целях сохранения академии, 18 августа 1941 года был подписан приказ НКО о переводе Военно-транспортной академии из Ленинграда в Кострому[3].
В Ленинграде была оставлена часть оборудования, учебно-вспомогательная рота и комендантский взвод, а также около 400 человек слушателей, членов семей, курсантов и служащих, которые были все переведены на казарменное положение и до 1 декабря 1941 года принимали самое деятельное участие в оказании помощи населению и бойцам Красной Армии, оборонявшим город. К середине декабря 1941 года эвакуация академии в Кострому в основном была завершена, однако лабораторное оборудование эвакуировалось по частям вплоть до февраля 1943 года[3].
В 1943 году в академии были созданы два самостоятельных факультета: дорожный и автомобильный. Таким образом, в годы войны Военно-транспортная академия имела четыре факультета: Военных сообщений, Путей сообщения (железнодорожный), Дорожный и Автомобильный. В августе 1944 года академия была возвращена в Ленинград. С начала 1945 года и до 27 июня занятия в академии были прекращены, так как почти весь постоянный состав и слушатели во главе с начальником академии генерал-лейтенантом технических войск В. М. Филичкиным были командированы в действующую армию, где они показали себя умелыми организаторами транспортных перевозок[3].
В июне 1956 года Военно-транспортная академия была объединена с Военной академией тыла и снабжения в одно высшее военно-учебное заведение — Военную академию тыла и транспорта (ныне Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва) — на этом была окончена история значимого в СССР военного высшего учебного заведения.
В Центральном государственном архиве Советской армии находятся документы, относящиеся к Военно-транспортной академии[4].
Примечания
- ↑ Военно-транспортная академия Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени Л. М. Кагановича
- ↑ Приказ РВС СССР № 112/175 от 05.09.1924 г.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Военно-транспортная академия
- ↑ Военно-транспортная академия РККА