Кондратьев, Захар Иванович

Захар Иванович Кондратьев
Портрет
Дата рождения 1901 год(1901)
Место рождения  деревня Шеломцы,
Смоленская губерния,
Российская империя
Дата смерти 1973 год(1973)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  Российская империя  СССР
Звание Генерал-лейтенант
генерал-лейтенант
Сражения/войны Советско-финская война, Великая Отечественная война, Советско-японская война
Награды и премии

Захар Иванович Кондратьев (19011973) — советский военный деятель, генерал-майор технических войск (04.06.1940), генерал-лейтенант технических войск (01.09.1943).

Участник Советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн. Автор изданной в 1968 году книги «Дороги войны»[1].

Биография

Родился в 1901 году в деревне Шеломцы Смоленской губернии. Окончил начальную школу, с ранних лет трудился на селе[2].

В 1919 году призван в Красную армию; последовательно служил техником, командиром взвода, чертежником штаба корпуса, железнодорожным мастером, помощником командира и командиром роты, командиром железнодорожного полка, начальником отдела штаба Белорусского военного округа, заместителем командира Особого корпуса железнодорожных войск, помощником начальника, затем заместителем начальника Управления военных сообщений Генштаба Красной армии[2].

С 1934 года командир 3-го железнодорожного полка, начальник 3-го отдела штаба Белорусского военного округа, заместитель командира Особого корпуса железнодорожных войск. С июля 1940 года помощник начальника военных сообщений РККА, с ноября 1940 года заместитель начальника Управления военных сообщений Генштаба РККА[3].

Великую Отечественную войну[4] Захар Кондратьев встретил в должности начальника Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной армии в звании генерал-майора технических войск. В июле 1941 года Государственный комитет обороны сформировал по штатам военного времени систему автомобильных и дорожных частей (автотранспортных батальонов), а также развернул 10 военно-автомобильных дорог Ставки Верховного Главнокомандования; при этом военное автодорожное управление передано из Генерального штаба в состав тыла Красной Армии[2].

В июне 1943 года Главное управление автотранспортной и дорожной службы было реорганизовано и разделено на Главное дорожное управление и Главное автомобильное управление. При этом Кондратьев возглавил дорожные войска, ставшие отдельным родом специальных войск. К этому моменту в дорожных войсках состояло 294 отдельных дорожных батальона, 22 управления военно-автомобильных дорог с 110 дорожно-комендантскими участками, 7 военно-дорожных управлений с 40 дорожными отрядами, 194 гуже-транспортные роты, а также ремонтные базы, базы по производству мостовых и дорожных конструкций, учебные и другие учреждения[2].

После войны Захар Иванович Кондратьев возглавил Центральное управление капитального аэродромного строительства, а затем (с 1951 по 1963 год) — Квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР[2].

Умер в 1973 году в Москве и был похоронен на Головинском кладбище города[3].

Заслуги

  • Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова II степени, двумя орденами «Красной Звезды»[5] и многими медалями, в числе которых «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией»[4].
  • Также был удостоен иностранных наград.

Примечания

Ссылки