Бай эне

Памятник
Священная мать
алт. Бай эне
Бай Эне (памятник).jpg250px
Страна  Россия
 Республика Алтай
Местоположение село Боочи, Онгудайский район
Скульптор Арчын Баданов
Строительство 30 сентября 2023 года
Материал металл, камень, дерево
КитайМонголияКазахстанТываХакасияКемеровская областьАлтайский крайКош-Агачский районГорно-АлтайскМайминский районОнгудайский районТурочакский районУлаганский районУсть-Канский районУсть-Коксинский районЧемальский районЧойский районШебалинский районБай эне (Республика Алтай)
Описание изображения
Точка

Бай эне (священная мать) — памятный комплекс, посвящённый основателям села Боочи Республики Алтай[1].

История создания

Памятник открыт 30 сентября 2023 года в селе Боочи Онгудайского района Республики Алтай. Мемориальный комплекс посвящён основателям села (дата основания — 1600 год). Проект реализован по инициативе Владимира Амургушева, идею воплотил в жизнь скульптор Арчын Баданов[1].

Описание комплекса

Комплекс содержит фигуру каменного воина (Кезер-таш), коновязь (столб для привязывания лошадей), аил (отдельное жилище), очаг и скульптуру Бай эне (священная мать). Бай эне смотрит в сторону Белухи и окропляет Алтай белым молоком[1].

Каждый из элементов комплекса несёт свою смысловую нагрузку и имеет важное значение в жизни алтайского народа. Кезер-таш (каменный воин) — это древнетюркский памятный знак, который устанавливали на местах упокоения сородичей. Эти изваяния пережили тысячелетия, войны, набеги, погодные катаклизмы и варварское отношение[2].

Коновязь (сэргэ) — означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде столба у аила, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность[3].

Село Боочи

Аил — конусообразное подобие шалаша, которое считается самым древним видом жилища на Алтае. Подобные конструкции встречаются и у других народов Сибири[4].

Очаг — самое священное место в аиле, по пламени костра люди определяли свою судьбу. Бай эне одета в алтайскую народную одежду «чегедек». «Чегедек» представляет собой безрукавное, распашное одеяние, выполняющее функции верхней одежды. Обычные ежедневные платья, которые носят алтайки, не представляют собой ничего примечательного. Однако особой формой отличаются манжеты, поскольку полностью закрывают кисти рук. Оголять эту часть тела у алтайцев считается неприличным, поэтому отогнуть манжеты девушка может лишь во время работы по дому и только в том случае, если рядом нет мужчины. Важным элементом «чегедека» считается украшение «бельдууш». Это металлическая подвеска, которую женщины носят на левом боку и на которую навешивается кисет, огниво, игольница и мешочки с пуповинами детей. Волосы женщины заплетены в две косы. Во время свадебной церемонии алтайке расплетают девичью косу и заплетают две новые: над левой трудится родственница жениха, а над правой — родственница невесты[5].

Волосы женщины в скульптуре украшены накосным аксессуаром, который называется «шанкы». Он сделан из раковин каури, которые вплетаются в косы специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы. Земля посыпана скальным грунтом. Позади памятника посажены деревья[6].

Скульптор

Арчын Баданов родом из села Кокоря Кош-Агачского района. Вырос в семье животноводов-ремесленников, всю жизнь работавших на отдалённых стоянках. Родители с ранних лет заметили, что сын любит рисовать, тянется к искусству и ремеслу. Поступил в Новоалтайское государственное художественное училище, где проучился четыре года с перерывом на службу в армии. После училища Арчын Баданов вернулся в Горно-Алтайск, преподавал в Детской художественной школе. Получил высшее образование в Красноярском государственном художественном институте, стажировался в мастерской Российской академии художеств, работал над проектами по всей Сибири и Дальнему Востоку[7].

Я искренне загорелся этой идеей – изобразить женщину, мать, которая защищает своих детей, благословляет их, очищает им жизненный путь. Помню еще из детства, как мама и бабушка опрыскивали дом молоком. Молоко считается олицетворением чистоты. Его нельзя проливать, к нему нужно бережно относиться.Арчын Баданов

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Открытие комплекса «Бай Эне». Официальный сайт администрации Куладинского сельского поселения (2 октября 2023). Дата обращения: 28 октября 2024.
  2. Кезер-таш: история в камне. Алтайский заповедник. Дата обращения: 28 октября 2024.
  3. Коновязь у алтайцев. Алтайский заповедник. Дата обращения: 28 октября 2024.
  4. Аил. Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. Дата обращения: 28 октября 2024.
  5. Чегедек и белдуш. Культура. РФ. Дата обращения: 28 октября 2024.
  6. Кичекова Б. Ю. Отражение традиционного мировоззрения алтайцев в национальной одежде // Народы и религии Евразии.
  7. Анна Бичурина. Лауреатом общественной премии им. Г.И. Чорос-Гуркина в этом году стал скульптор Арчын Баданов. Эл Алтай. Дата обращения: 28 октября 2024.