Атаманов, Николай Николаевич
Атаманов Николай Николаевич | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
Дата рождения | 22 апреля (5 мая) 1907 | ||||||
Место рождения | Елец, Российская империя | ||||||
Дата смерти | 23 августа 1973 (66 лет) | ||||||
Место смерти | Волжский, РСФСР, СССР | ||||||
Принадлежность |
![]() |
||||||
Годы службы | 1931—1945 | ||||||
Сражения/войны | Великая Отечественная война Сталинградская битва | ||||||
Награды и премии |
|
Нико́лай Никола́евич Ата́манов 22 апреля (5 мая) 1907, Елец, Российская империя — 23 августа 1973 года, Волжский, Волгоградская область, РСФСР, СССР) — паровозный машинист локомотивное депо Сталинград (ныне — локомотивное депо Волгоград I) Сталинградской железной дороги (ныне — Приволжская железная дорога). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943)[1].
Биография
Николай Николаевич Атаманов родился 22 апреля (5 мая) 1907 году в городе Елец (ныне — Липецкая область) в семье железнодорожника. В 1920 году семья перебралась в Царицынскую губернию, так как отца перевели на железнодорожную станцию Арчеда Юго-Восточной железной дороги. Они поселились в селе Фролово (ныне — город Фролово Волгоградская область), расположенном в Усть-Медвецком районе (ныне — Волгоградская область). Николай Николаевич окончил восьмилетнюю школу[1].
В 1924 году Николай Николаевич начал трудиться в паровозном депо на железнодорожной станции Арчеда Юго-Восточной железной дороги, сначала как рабочий, а затем как ученик слесаря. В 1928 году он окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на железнодорожной станции Борисоглебск и продолжил работу в качестве слесаря[1].
В 1929 году Николай Атаманов переведён в Сталинград в паровозное депо на должность помощника машиниста. В 1933 году прошёл курсы машинистов на железнодорожной станции Глубокая и стал машинистом паровоза в паровозное депо Сталинград-1 Сталинградской железной дороги. Первым на Сталинградской железной дороге начал водить тяжеловесные железнодорожные подвижные составы по сложным участкам железнодорожного пути на кривоносовских скоростях, превышая норму на 600—800 тонн. В 1931 году вступил в ряды ВКП(б)/КПСС[1].
В ноябре 1941 года Николая Николаевича направили на Московскую окружную железную дорогу. Под непрерывными бомбёжками он водил железнодорожные подвижные составы с военными грузами через горящие железнодорожные станции. В феврале 1942 года Николай Атаманов вернулся на Юго-Восточную железную дорогу, где работал на железнодорожной линии Сталинград-Качалино-Филоново[1].
За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года, Николай Николаевич Атаманов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему были вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»[2][3].
После окончания Великой Отечественной войны Николай Николаевич водил пассажирские поезда, продолжая работать на Сталинградской дороге. В 1952 году его перевели машинистом паровоза на строительство Сталинградской гидроэлектростанции (ныне — Волжская ГЭС). В 1962 году вышел на заслуженный отдых[1].
Николай Атаманов проживал в Волгограде, а с 1964 года — в городе Волжском. Умер 23 августа 1973 года[1].
Подвиг
Летом 1942 года в районе Сталинграда Николай Николаевич продолжал осуществлять управление поездами в условиях постоянных авиационных атак противника. В одном из рейсов эшелон, находившийся под его управлением, подвергся атаке 12 бомбардировщиков. Благодаря профессиональным навыкам маневрирования и грамотному использованию особенностей рельефа местности, Атаманов успешно провёл железнодорожный подвижной состав, избежав попадания вражеских снарядов[1].
В августе 1942 года при бомбардировке железнодорожной станции Качалино Николай Николаевич получил тяжёлое ранение в область правого плеча. После прохождения курса лечения в госпитале он вернулся к выполнению служебных обязанностей в феврале 1943 года[1].
После окончания Сталинградской битвы Николай Атаманова назначили на должность начальника депо, расположенного на железнодорожной станции Чир. В кратчайшие сроки под его руководством было осуществлено восстановление разрушенной железнодорожной инфраструктуры. Сообщение по Сталинградской магистрали было восстановлено, что обеспечило возобновление движения поездов в западном направлении[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[2]
- Орден Трудового Красного Знамени (21 мая 1951 год)[1]
- Медаль «За трудовое отличие» (9 августа 1947 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Каргапольцев С. Атаманов Николай Николаевич . Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 279. — 62 с.
- ↑ Обхитрить самолёты // Гудок : газета. — 2021. — 6 мая.
Ссылки
Атаманов, Николай Николаевич . Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 мая
- Родившиеся в 1907 году
- Родившиеся в Елеце
- Умершие 23 августа
- Умершие в 1973 году
- Умершие в Волжский
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Почётные железнодорожники
- Награждённые знаком ранения
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Персоналии:Липецкая Область
- Персоналии:Волгоградская область
- Участники Сталинградской битвы
- Железнодорожники
- Похороненные в Волжском