Артюх, Владимир Кузьмич

Материал из «Знание.Вики»
Владимир Кузьмич Артюх
Портрет
Дата рождения 25 августа (7 сентября) 1907(1907-09-07)
Место рождения Вильно, Виленская губерния, Российская империя
Дата смерти 12 июня 1984(1984-06-12) (76 лет)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Принадлежность  Российская империя
Род войск Автомобильные войска
Годы службы 19391940, 19411945
Звание Советская гвардия Лейтенант
Сражения/войны
Награды и премии

Влади́мир Кузьми́ч Артю́х (25 августа (7 сентября1907, Вильно, Виленская губерния, Российская империя — 12 июня 1984, Ленинград, СССР) — советский военнослужащий, лейтенант, шофёр 7-го отдельного понтонно-мостового батальона 7-й армии Северо-Западного фронта, участник Советско—финляндской войны (19391940) и Великой Отечественной войны (19411945), Герой Советского Союза. Награждён орденом Ленина и медалью «За боевые заслуги»[1].

Биография

Владимир Кузьмич Артюх родился 25 августа (7 сентября1907 года в городе Вильно (Вильна) (ныне Вильнюс — столица Литвы), административном центре Виленской губернии, входившей в неформальный Северо-Западный край Российской империи[2] в семье рабочего[3]. Когда ему было 4—5 лет, семья переехала на станцию Плюсса в Псковской области, где он окончил неполную среднюю школу[4]. С детства начал работать: сначала пастухом, а с 11 лет работал на лесоповале, ремонтёром на железной дороге. В 1927 году после окончания школы переехал в Ленинград, там он устроился работать на завод «Треугольник» и освоил профессию вулканизатора. Затем перешёл работать по той же специальности в автопарк Ленавтотранса, параллельно обучаясь в автошколе имени Тимирязева. Работал водителем, на ЗИС—5 возил овощи для магазинов города. В 1939 году был уже шофёром 2-го класса. В сентябре того же года его призвали в ряды Красной Армии[3].

В ноябре 1939 года Владимир Кузьмич Артюх участвовал в Советско-финляндской войне, служа шофёром 7-го отдельного понтонно-мостового батальона. В боях на Карельском перешейке 6 декабря 1939 года он проявил мужество, выполняя задачи по переправе военной техники через реку Тайпален-Йоки под огнём противника. 15 января 1940 года Владимиру Кузьмичу Артюху было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым военным водителем, получившим это звание[3].

С июня 1941 года Владимир Кузьмич Артюх был снова призван на фронт Великой Отечественной войны. Принимал участие в обороне Ленинграда. В 1942 году Владимир Кузьмич Артюх окончил эвакуированное в Кострому Ленинградское военно-инженерное училище[2]. Также сражался на Ленинградском и Центральном фронтах. Стал членом ВКП(б) с 1943 года. В 1945 году окончил Высшую офицерскую автомобильную школу. Встретил Победу в звании лейтенанта[3].

После демобилизации в сентябре 1945 года в звании лейтенанта Владимир Кузьмич Артюх вышел в запас. После войны он вернулся в родной город Ленинград. Работал в Ленинградском автомобильном хозяйстве, таксистом в 3-м таксомоторном парке. Активно участвовал в общественной работе, занимался с молодежью в автомобильном клубе ДОСААФ[1]. Владимир Кузьмич Артюх скончался 12 июня 1984 года. Был похоронен на Южном кладбище города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург)[1][3].

Подвиг

Вечером 3 декабря 1939 года части Красной Армии подошли к озеру Суванто-ярви и реке Тайпален-Йоки (ныне река Бурная), у линии Маннергейма. В ходе столкновения противник отступил на другой берег, уходя, уничтожил все паромы. Советским войскам нужно было в кратчайшие сроки осуществить переход на другой берег, закрепиться там и продолжить наступление. Утром 6 декабря, после артиллерийской подготовки, части Красной Армии начали переправляться через Тайпален-Йоки. Операция происходила под артиллерийским и пулемётным обстрелом противника, укрепившимся на другом берегу. Предстояло за короткий срок, всего 3 часа, переправить тысячи людей с огромной техникой и артиллерией. Водители должны были, несмотря на опасность и отсутствие нормальной дороги, подвезти к реке полупонтоны. Владимир Кузьмич Артюх, получив приказ доставить полупонтон для переправы через реку Тайпален-Йоки (Бурная), возглавил одну из автоколонн. Несмотря на тяжёлые условия — отсутствие дороги и обстрелы, он первым вывел свою машину к берегу через минное полу по следу бронетанкетки. За ним следовали другие машины с необходимым оборудованием. Благодаря его действиям переправа через реку была успешно организована и ускорена[1].

15 января 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Владимиру Кузьмичу Артюху было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 198). Он стал первым из военных водителей, удостоенных этой высшей степени отличия Союза Советских Социалистических Республик[1].

Награды и звания

Память

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Белоус М.А. Костромичи — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры ордена Славы: в 2 т. Том 1.. — К.: ООО ПолиТрансСервис, 2019. — С. 37—38. — 680 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Биография Артюх Владимира Кузьмича. Сайт Костромская старина. Дата обращения: 8 марта 2025.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Артюх Владимир Кузьмич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 8 марта 2025.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Герои Советского Союза, жизнь которых тесно связана с Псковщиной. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 8 марта 2025.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Артюх Владимир Кузьмич. 1418 Дорога памяти. Дата обращения: 17 марта 2025.
  6. Твардовский А.Т. Шофёр Артюх. Дата обращения: 8 марта 2025.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Артюх Владимир Ккузьмич. Руниверсалис энциклопедия. Дата обращения: 17 марта 2025.