Антраша
Антраша́ (франц. entrechat, итал. intrecciata — сплетённый прыжок) — элемент классического танца,представляющий собой вертикальный прыжок с двух ног. Во время полёта ноги танцора несколько раз динамично скрещиваются, демонстрируя техническое мастерство исполнителя[1].
Происхождение термина
Название происходит из французского языка. Впервые появляется в русском языке в XIX веке в связи с развитием балетного искусства в России. Изначально термин использовался исключительно в балете. Но позже приобрёл метафорическое значение, обозначая сложные движения ногами в других контекстах[2].
Виды и техники выполнения
Entrechat royal — примите позицию с правой ногой впереди, выполните небольшой прыжок, слегка разведя ноги и ударив икрами друг о друга с выпрямленными коленями[3].
Entrechat-quatre — встаньте в исходную позицию, где правая нога впереди, совершите небольшой прыжок, раскройте ноги и ударьте правой икрой по левой сзади, затем раскройте ноги в сторону, завершив движение правой ногой впереди.
Entrechat-six — встаньте в исходную позицию, где правая нога впереди, выполните прыжок, в продолжение которого раскройте ноги, отводя правую назад, затем раскройте ноги в сторону, вынося правую вперед, завершите движение в позиции с правой ногой сзади.
Entrechat-huit — добавляется дополнительное скрещивание; следовательно, ноги совершают еще один удар, возвращаясь в исходное положение с правой ногой впереди.
Entrechat-trois — примите позицию с правой ногой впереди, выполните маленький прыжок, слегка приоткрыв ноги, ударьте правой ногой впереди, затем подгоните её назад. Этот вид антраша, как и все нечетные, заканчивается на одну ногу.
Entrechat-cinq — встаньте в исходную позицию, где правая нога впереди, выполните маленький прыжок, в продолжение которого ноги раскрываются, и правая нога ударяет сзади левую, затем правая выводится вперед и соединяется с левой; при падении останавливаются на правой, левая отводится назад.
Entrechat-sept — встаньте в исходную позицию с правой ногой впереди, выполните прыжок, приоткрыв ноги, ударьте правой назад, затем вперед, приоткрыв ноги, соедините их в воздухе (правая сзади), завершите позицию с остановкой на левой ноге с правой в воздухе.
Entrechat-six de volée — встаньте в исходную позицию с левой ногой впереди, правая поднята на 90 градусов в сторону, выполните прыжок, перенося вес тела к поднятой ноге, завершите позицию с правой ногой впереди.
Entrechat-huit de volée — для выполнения этого антраша необходимо соответствующее положение рук и головы, одна рука поднимается на 45 градусов, а другая на той же высоте; если же нога в воздухе на 90°, то и руки должны принять соответствующие позы[4].
Использования в спектаклях
Антраша является ключевым элементом многих классических постановок, включая «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и других[5]. Техническая сложность антраша подчёркивает виртуозность артистов, добавляя зрелищности хореографии.
Влияние
Антраша оказывает положительное влияние на технику классического танца, так как помогает осваивать прыжки, которые являются одними из самых сложных частей хореографии. Во время выполнения антраша танцор быстро скрещивает ноги в воздухе, что создает эффект легкости и грации. Это движение не только тренирует ловкость, но и развивает виртуозность, требуя от исполнителя успешного исполнения нескольких пересечений ног в прыжке перед приземлением в определённой позиции[6].
Кроме того, изучение антраша служит основой для дальнейшей работы над прыжками. Оно помогает в формировании правильной осанки, выворотности ног и повышении эластичности мышц. Таким образом, антраша является важным элементом в процессе общего совершенствования техники классического танца, включая развитие прыжковых элементов и улучшение координации движений, что является неотъемлемой частью хореографического мастерства[7].
Литература
- Базарова Н.П., Мей В.П. [. Азбука классического танца]. — 1983. — 89 с.
- Периус П. Мемуары и документы. — 1906. — 114 с.
Примечания
- ↑ Антраша. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 апреля 2025.
- ↑ Антраша. Толковый словарь иностранных слов.
- ↑ Ваганова А. Я. Основы классического танца. — Л., 1934. — С. 132. — 192 с.
- ↑ Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. — Л.: Искусство. — С. 106. — 262 с.
- ↑ Пудеева М. Entrechat Six (21 сентября 2016).
- ↑ Соболь В. А., Панова Е.В. Классический танец: теория и методика преподавательской деятельности. — Тюмень, 2019. — 64 с.
- ↑ Догудовский В. В. Балетная осанка как основа формирования пластической культуры учащихся хореографических училищ // Cyberleninka.