Аничков мост
| Ани́чков мост | |||
|---|---|---|---|
| | |||
| Область применения | автомобильный, пешеходный | ||
| По мосту проходит | Невский проспект | ||
| Пересекает | река Фонтанка | ||
| Место расположения | Санкт-Петербург | ||
| Конструкция | |||
| Тип конструкции | арочный мост | ||
| Материал | кирпич | ||
| Число пролётов | 3 | ||
| Основной пролёт | 12,6 м | ||
| Общая длина | 54,6 м | ||
| Ширина моста | 37,9 м | ||
| Полос движения | 8 | ||
| Эксплуатация | |||
| Конструктор, архитектор |
инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер |
||
| Открытие | 1716 (деревянный), 1841 | ||
| Закрытие на реконструкцию |
1783—1785 (каменный разводной мост), 1841 (арочный мост), 1906—1908, 2007—2008 |
||
|
|||
| 59°56′00″ с. ш. 30°20′36″ в. д. / 59.93333° с. ш. 30.34333° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Ани́чков мост[1] — расположен в центральной части Санкт-Петербурга, является важным элементом транспортной инфраструктуры города. Он пересекает реку Фонтанку и соединяет Спасский остров с Безымянным, формируя часть архитектурного ансамбля, который отличается своей уникальной конструкцией и историческим значением.
Архитектурный облик моста представляет собой каменное арочное сооружение, что свидетельствует о его высоком инженерном качестве и соответствии требованиям времени, в которое он был построен. Однако наибольшую известность мост получил благодаря скульптурным группам «Укрощение коня человеком», которые создал выдающийся скульптор Пётр Карлович Клод. Эти произведения искусства стали неотъемлемой частью культурного наследия Санкт-Петербурга и символизируют мастерство и художественное видение мастера.
С точки зрения градостроительства, мост играет ключевую роль в формировании архитектурного облика Невского проспекта, несмотря на свои относительно небольшие размеры. Включение моста в список объектов культурного наследия России федерального значения в 2001 году подчёркивает его значимость как для архитектурной истории города, так и для культурного достояния страны в целом. Таким образом, мост Аничков представляет собой не только инженерное сооружение, но и важный элемент культурного и исторического ландшафта Санкт-Петербурга, который требует особого внимания и охраны со стороны государства[2].
Расположение
Мост, расположенный в центральной части Санкт-Петербурга, является значимым элементом транспортной инфраструктуры, пересекая реку Фонтанку в точке её пересечения с Невским проспектом. Это стратегическое положение не только обеспечивает эффективное транспортное сообщение, но и делает его важным культурным объектом, привлекающим внимание туристов.
В непосредственной близости от моста находятся такие архитектурные и культурные достопримечательности, как Аничков дворец, площадь Островского, Александринский театр и Екатерининский сквер. Это уникальное сочетание исторических и культурных объектов делает мост неотъемлемой частью туристических маршрутов по городу.
Анализ топографического расположения моста позволяет сделать вывод о его значимости как в практическом, так и в культурном контексте. Включение моста в основные туристические маршруты подчёркивает его роль в формировании культурного и исторического облика Санкт-Петербурга[3].
Название
Мост, носящий имя подполковника Михаила Аничкова, представляет собой выдающийся памятник инженерной мысли и градостроительства Санкт-Петербурга. Аничков, будучи офицером инженерных войск Российской империи, сыграл ключевую роль в создании первого деревянного моста через реку Фонтанку в 1715 году[3].
Этот проект был инициирован по указу Петра Великого, который стремился к модернизации транспортной инфраструктуры новой столицы. Несмотря на то что первоначальный мост был впоследствии демонтирован, его название было увековечено в новой конструкции, став официальным наименованием сооружения. Таким образом, мост стал символом инженерного искусства и градостроительной политики эпохи Петра I[4].
История
Деревянный мост
До 1712-1714 годов река Фонтанка была известна под названиями Ерик или Безымянный Ерик. Эта болотистая водная артерия формировала сложную систему островов и заводей, что существенно затрудняло транспортное сообщение в этом регионе. В контексте развития новой столицы Российской империи, строительство Невского проспекта представляло собой стратегически важное мероприятие. Пересечение двух ключевых транспортных артерий требовало создания надёжной переправы, что обусловило необходимость возведения моста через реку Фонтанку.
В 1715 году император Пётр I издал соответствующий указ, в котором предписывалось: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». К маю 1716 года строительные работы были успешно завершены, и через реку был возведён деревянный балочный многопролётный мост, опирающийся на свайные конструкции. Этот инженерный объект обеспечивал переправу как через основной проток реки, так и через заболоченную пойму.
Длина моста составляла около 150 метров, что было обусловлено значительной шириной реки Фонтанки, которая в тот период достигала приблизительно 200 метров. Ширина самого моста была относительно небольшой — около шести с половиной метров. Для обеспечения безопасного судоходства мачтовых судов в судоходном пролёте моста были установлены специальные подъёмные щиты. Эти конструкции поднимались и опускались вручную, что позволяло регулировать уровень воды и обеспечивать беспрепятственное прохождение судов.
Первоначальная конструкция моста располагалась чуть выше по течению реки, что свидетельствует о гибкости проектных решений и возможности их адаптации к изменяющимся условиям. Строительство моста осуществлялось силами инженерного батальона под руководством инженера-подполковника Михаила Аничкова. Батальон базировался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, которая впоследствии получила название Аничкова слобода.
В 1721 году мост был перестроен по проекту голландского инженера Харман ван Болос при участии архитектора Доменико Трезини. Из-за нехватки рабочих мост строился хозяйственным способом: его возводили арестанты[5]. Переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным с разводным пролётом подъёмного типа для прохода небольших судов и барж. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства. В 1723 году деревянные перила Аничкова моста были окрашены в красный цвет[6]. В 1726 году мост был отремонтирован. В 1732 году рядом с мостом по проекту архитекторов Доменико Трезини и Михаила Григорьевича Земцова была установлена триумфальная арка в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы — Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали[7][8].
В 1737 году мост был расширен до ширины Невского проспекта[3]. В 1741 году он был усилен для пропуска по нему 14 слонов — подарка от персидского шаха русской императрице. В 1744 году середину моста сделали подъёмной, разводные механизмы были изготовлены на Сестрорецких заводах[9]. В 1749 году архитектор Семён Волков построил новый деревянный мост, который мало отличался от типовых мостов того времени. Деревянные балки средних пролётов моста опирались на бревенчатые ряжи, заполненные камнем, а болотистую пойму правого берега Фонтанки пересекала длинная эстакада на деревянных сваях[10]. Разводного пролёта не было, вероятно, потому что в этой части Фонтанка не была судоходной.
При въезде на мост были установлены фонари на высоких деревянных столбах. В ходе реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, которые были обработаны под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла собой ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.
В XVIII веке Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своего рода пропускным пунктом. У моста находилась застава, где проверяли паспорта въезжающих в город[10].
Каменный мост образца 1780-х годов
В XVIII веке города активно расширялись, и их границы смещались на территории бывших пригородов. Это требовало особого внимания к управлению водными объектами.
Для решения этой задачи была создана специальная комиссия. Её главной задачей было управление водными объектами и их адаптация к новым условиям городской среды.
С 1780 по 1789 год комиссия занималась благоустройством реки Фонтанки. Были проведены масштабные работы по улучшению набережной и созданию системы мостов. До 1783 года общее руководство проектом осуществлял генерал Фридрих Вильгельм Бауэр.
В результате проекта были построены каменные набережные с удобными спусками к воде, а также семь мостов. Конструкция мостов включала деревянные разводные пролёты и башни, которые были построены на быках.
Авторами проекта были выдающиеся архитекторы и инженеры того времени, такие как Фридрих Вильгельм Бауэр, Иван Кондратьевич Герард, Пётр Корнилович Сухтелен, Карл Фёдорович Модерах, Юрий Матвеевич Фельтен и Василий Иванович Баженов. Однако некоторые источники приписывают авторство проекта французскому инженеру Жан Родольф Перроне, но документальных подтверждений этому нет. Аничков мост был реконструирован в период с 1783 по 1785 год[11].
До наших дней сохранились только два моста, которые позволяют оценить архитектурные особенности Аничкова моста того времени: мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (с изменёнными пропорциями). Конструкция моста включала идентичные по размеру боковые пролёты, которые были перекрыты каменными сводами, и средний пролёт, выполненный из дерева. Он предназначался для пропуска небольших судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые опирались на речные опоры, были установлены тяжёлые цепи для подъёма разводной части. Позже, из-за обмеления Фонтанки и прекращения судоходства, средний пролёт стал неразводным[3][9].
Мост был ограждён каменным парапетом, а на разводной части была установлена лёгкая металлическая решётка. В первой половине XIX века парапеты были заменены чугунными решётками с каменными тумбами, которые повторяли ограждение набережной. У входов на мост были установлены каменные обелиски с овальными фонарями, закреплёнными на кронштейнах[10]. В 1832 году по инициативе инженера Гурьева, на Невском проспекте, включая Аничков мост, была проведена замена булыжной мостовой на торцовые деревянные шестигранные шашки.
Современный мост
В 1839 году было принято решение о реконструкции Аничкова моста, поскольку его размеры не позволяли обеспечить эффективное движение транспорта по Невскому проспекту. Проект реконструкции был разработан инженерами Иваном Фёдоровичём Буттацем и Александром Христофоровичём Редером. В декабре 1840 года проект получил одобрение императора Николая I.
Строительством руководил генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман, а непосредственное руководство осуществлял подрядчик Марк Пименович Пименов при поддержке инженеров Николай Карлович фон Дершау и Соболева. Строительные работы были выполнены в рекордные сроки — всего за четыре с половиной месяца. Первый камень был заложен 22 мая 1841 года, а арки были готовы уже в начале октября того же года. Перила и пьедесталы были установлены в ноябре, и 20 ноября 1841 года мост был торжественно открыт для движения. Общая стоимость работ составила 195 294 рубля[12].
В ходе реконструкции старый деревянный мост был полностью разобран, а на его месте был построен новый трёхпролётный каменный мост с кирпичными сводами и розовыми гранитными опорами и пролётными строениями. Чугунная ограда моста была украшена барельефами по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова[13], который вдохновлялся решёткой, разработанной Карлом Шинкелем для Дворцового моста в Берлине[14]. В газете «Северная пчела» отметили, что новая ограда была выполнена «по образцу берлинской работы Шинкеля»[15], что подчёркивает её высокую художественную ценность и соответствие архитектурным традициям того времени.
Капитальный ремонт 2007—2008 годов
В 2000 году из-за обрушения кирпичной кладки на мосту были установлены специальные сетки для улавливания обломков, а два пролёта были закрыты для судоходства[16]. В 2007-2008 годах был проведён капитальный ремонт моста под руководством научно-производственного объединения «Ранд» и закрытого акционерного общества «Пилон»[17].
В ходе работ были заменены опасные участки кирпичной кладки, уложены 20 рядов свода, улучшена гидроизоляция и система водоотвода, а также заменено покрытие проезжей части. Кроме того, были отреставрированы гранитные элементы и чугунные решётки[18]. Работы проводились в три этапа, при этом движение по мосту не закрывалось полностью[19].
Конструкция
В этом архитектурном сооружении воплощена инженерная идея создания бесшарнирной арочной конструкции из кирпича, облицованной гранитом. Это трёхпролётное сооружение имеет ширину 37,9 метра (включая свесы — 38,85 метра) и общую длину 54,6 метра. Оно предназначено для интенсивного движения автомобилей и пешеходов.
Конструктивные особенности моста включают восемь полос движения, по четыре в каждом направлении, что обеспечивает высокую пропускную способность. Покрытие проезжей части выполнено из асфальтобетона, что соответствует современным требованиям к дорожной инфраструктуре. Тротуары облицованы плитами из красного гранита, что придаёт сооружению монументальность и долговечность.
Перильное ограждение, изготовленное из чугуна, представляет собой художественный элемент с фигурами мифологических существ, таких как русалки, дельфины и гиппокампы. Это придаёт мосту эстетическую выразительность и культурную значимость. На промежуточных опорах установлены гранитные тумбы, которые выполняют как конструктивную, так и декоративную функцию. На въездах размещены скульптурные группы, изображающие укрощение коня. Это символизирует силу и гармонию человека с природой.
Особое внимание привлекает постамент северо-западной группы скульптур. На нём установлена бронзовая доска с информацией о снарядах, выпущенных по Ленинграду в период Великой Отечественной войны (1941-1944 годы)[20]. Также на постаменте высечена дата 1872-1874 годов, что свидетельствует о богатой истории этого архитектурного ансамбля и его значении в культурном и историческом контексте[21].
Примечания
- ↑ Горбачевич К. С. Почта «Русской речи» // Русская речь. — 1968. — Ноябрь (№ 6). — С. 107—108.
- ↑ Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге». Архивировано 9 октября 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Божерянов И. Н. Невский проспект. Культурно-исторический очерк двухвековой жизни С.-Петербурга. — СПб.: издание поставщика двора его императорского величества А. И. Вильборга, 1901. — Т. 1, вып. 1-2. — С. 17—18. — 185 с. Архивировано 2 июня 2021 года.
- ↑ Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1913 год. — Пг., 1915. — С. 112. Архивировано 15 апреля 2021 года.
- ↑ Луппов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — М. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — С. 133. — 190 с.
- ↑ Юбилей Аничкова моста. СПб ГБУ «Мостотрест». Дата обращения: 29 апреля 2025.
- ↑ Большая энциклопедия: Слов. общедоступ. сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: товарищество «Просвещение», 1900. — С. 654. — 800 с.
- ↑ Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1977. — С. 38—39, 42, 49. — 232 с.
- ↑ 9,0 9,1 А — Арброс // Большая энциклопедия: Слов. общедоступ. сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: товарищество «Просвещение», 1900. — Т. 1. — С. 654. — 800 с.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 К истории Аничкова моста // Неделя строителя. — СПб., 1886. — № 25. — С. 3. Архивировано 17 ноября 2021 года.
- ↑ Пушкарёв И. И. Путеводитель по Санктпетербургу и окрестностям его. — СПб.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1843. — С. 99. — 468 с.
- ↑ Большая энциклопедия: Слов. общедоступ. сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: товарищество «Просвещение», 1900. — Т. 1. — С. 654. — 800 с.
- ↑ Щусев П. В. Мосты и их архитектура. — М.: Гос. издательство лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 248—251. — 360 с.
- ↑ Гермонт Г. Н. Решётки Ленинграда и его окрестностей. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 22. — 120 с. Архивировано 5 марта 2022 года.
- ↑ Смесь. Журнальная всякая всячина // Северная пчела. — 1841. — 5 ноября (№ 248). — С. 989. Архивировано 24 июля 2020 года.
- ↑ Лейкин Е. Аничков мост готовится к первому в XXI веке ремонту // Путевой. — СПб.: Издательский дом «Действующие лица», 2007. — № 18. — С. 22—23.
- ↑ Капитальный ремонт Аничкова моста 2007—2008 гг.. ЗАО «Пилон». Дата обращения: 29 апреля 2025. Архивировано 3 августа 2020 года.
- ↑ Аничков мост полностью откроется для проезда 15 сентября. Фонтанка (10 сентября 2008). Дата обращения: 29 апреля 2025. Архивировано 16 января 2020 года.
- ↑ Аничков мост перекрывают на треть. Фонтанка (18 апреля 2008). Дата обращения: 29 апреля 2025. Архивировано 16 января 2020 года.
- ↑ Порецкина Э. Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне: Справочник. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 112.
- ↑ Росреестр Петербурга: о сохранении старинных нивелирных знаков (15 ноября 2022). Дата обращения: 29 апреля 2025.