Альтруизм

Материал из «Знание.Вики»

Альтруи́зм (от лат. «alter» — другой) — бескорыстная забота о благе других, близкая к самоотверженности. Огюст Конт, введший термин, видел в нём принцип «жить для других» и основу гуманизации общества[1]. Он различал инстинктивный альтруизм животных и человеческий, развивающийся с цивилизацией[2].

Ранее философы (Сократ, Шефтсбери, Смит, Юм, Лейбниц, Кант, Фейербах, Руссо) осмысляли альтруизм как нравственную основу, противопоставляя эгоизму[3].

Трактовка

Научные трактовки альтруизма зависят от специфики конкретной отрасли знания. Философия и этика связывают альтруизм с выражением нравственного требования, основанного на естественной взаимной расположенности людей в сообществе. Социолог Э. Дюркгейм понимал под альтруизмом растворение индивида в социуме, отказ от личных устремлений в пользу общественных и полное принятие социальных норм[4].

В психологии альтруизм часто определяют как осознанное, добровольное и бескорыстное служение другим, основанное на преданности, симпатии и сострадании. Альтруист может поступиться своими желаниями и благополучием, вплоть до самопожертвования. Иногда альтруизм рассматривают как просоциальное поведение или один из его аспектов[5].

В определённом смысле альтруизм противоположен эгоизму. Некоторые исследователи отличают альтруизм от помощи, мотивированной эмпатией, поскольку эмпатическое сопереживание напрямую зависит от степени необходимости помощи. С этой точки зрения, преодоление эмпатического волнения схоже с редукцией личных переживаний и поэтому трактуется как эгоистический мотив[6]. Однако, по мнению Мартина Хоффмана, такой подход игнорирует разницу между целью и результатом действия: удовлетворение от поступка не обязательно означает, что оно было его мотивом[7]. Хайнц Хекхаузен также полагал, что чувство удовлетворения может следовать за реализацией любого намерения, поэтому его нельзя считать критерием эгоистической мотивации[8][9].

В христианстве альтруистическое побуждение отражено в призыве Иисуса Христа «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 39, Мк. 12, 31, Лк. 10, 27)[10][11].

Понимание альтруизма

  1. Классическое понимание (О. Конт): альтруизм противоположен эгоизму и подразумевает линию поведения, при которой человек приносит другим больше пользы, чем получает от них[9].
  2. Современный взгляд (Ч.Л. Харди, М. ван Вугт, Д. Миллер, Д. Келли): альтруистические действия могут создавать долгосрочные преимущества для альтруиста, хотя и не предполагают немедленной выгоды[10][11][12].
  3. Трактовка Дж. Сеглоу: альтруизм — это добровольный поступок, который теряет свою альтруистическую сущность, если совершается с расчётом на компенсацию[13].
  4. Философия В. Соловьёва: альтруизм выводится из чувства жалости и рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Соловьёв формулирует общий закон альтруизма, созвучный категорическому императиву И. Канта[14][15].

Альтруистическое поведение может быть социально выгодным, способствуя росту репутации индивида[16]. Также оно может служить формой саморекламы (описано израильским зоологом А. Захави как «эффект потлача»).

По мнению психолога Н.В. Гришиной, альтруизм представляет собой отдельный мотив, отличный от мотивов личной выгоды. Он основан на любви и бескорыстной заботе об окружающих, готовности к самопожертвованию ради группы[17].

Виды альтруизма

  1. Этический альтруизм:
    • Основан на внутренних моральных принципах и совести.
    • Связан с идеей справедливости и правосудия.
  2. Эмоциональный альтруизм:
    • Базируется на симпатии, сочувствии, сострадании.
    • Включает филантропию — помощь за пределами личных связей.
  3. Рациональный альтруизм:
    • Альтруизм как мудрость (К. Лумер)[18].
    • Взаимный (реципрокный) обмен.
    • Обобщённый обмен.
    • Рациональный баланс интересов (Г. Марголис)[19].
    • Парето-альтруизм: действия, не требующие жертв.
    • Утилитарное понимание: максимизация общего блага.

Социальная психология альтруизма

Исследования показали наличие различий в альтруистическом поведении между мужчинами и женщинами. Женщины чаще склонны к долгосрочным просоциальным действиям, таким как забота о близких людях. Мужчины же в большей степени предрасположены к единовременным героическим поступкам, например, во время пожара, которые могут идти вразрез с общепринятыми социальными нормами[20].

Эволюционная психология также предоставляет данные о том, что сотрудничество и взаимность играют ключевую роль в выживании людей. Герберт Саймон утверждал, что просоциальное поведение даёт преимущества в процессе естественного отбора, и альтруизм в определённом смысле можно считать генетически запрограммированным в человеке[21].

Социально-психологические исследования альтруизма подчёркивают важность личной ответственности в просоциальном поведении. Принятие решения подразумевает принятие ответственности за его последствия. При групповом принятии решений ответственность распределяется между членами группы, снижая индивидуальную ответственность каждого участника. Дмитрий Леонтьев, ссылаясь на работу социальных психологов Ли Росса и Ричарда Нисбета[22], отмечает: «Если вы оказались в беде и нуждаетесь в помощи, а мимо проходят люди, не обращайте призыв о помощи в пустоту. Выберите конкретного человека, установите с ним зрительный контакт и обратитесь к нему лично. Это многократно повысит вероятность получения помощи»[23].

Левые политические теории, стремящиеся построить общество на основе взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Пётр Кропоткин в книге «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питер Сингер в работе «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left)[24] приводят примеры альтруистического поведения животных и первобытных человеческих сообществ в качестве аргументов в пользу левой политики.

Религиозные воззрения на альтруизм

Буддийское учение

Представления об альтруизме играют значимую роль в буддийской философии. Сострадание и любовь — фундаментальные понятия всех направлений буддизма, распространяющиеся в равной степени на все живые существа. Любовь трактуется как стремление к счастью для всех, а сострадание — как желание избавления всех от страданий. Далай-лама утверждал: «Любовь и сострадание способны исцелить множество недугов. Эти качества лежат в основе человеческой природы и являются ключом к высшему счастью»[21]

Однако буддийское понимание альтруизма несколько отличается от общепринятого, так как считается, что альтруистические действия приносят счастье и самому практикующему. По словам Далай-ламы, «чем больше мы заботимся о благополучии других, тем выше становится наше собственное чувство удовлетворённости».

Буддизм учит, что поступки человека порождают карму — последствия, соразмерные моральному значению совершённых действий. Деяния, признаваемые негативными, влекут воздаяние, а позитивные — вознаграждение[22]

Джайнистское мировоззрение

Джайны проповедуют ахимсу — непричинение вреда и уважение ко всему живому, то есть абсолютное почитание жизни во всех её формах. Джайнизм также постулирует равенство всех живых существ. Ришабхадева, первый тиртханкара, ввёл идею альтруизма по отношению ко всем формам жизни, включающую передачу знаний, самопожертвование, ненасилие и сострадание.

Ахимса нацелена на сведение к минимуму карм, ограничивающих потенциал души. В джайнизме каждая душа достойна почтения, поскольку способна достичь состояния сиддхи (божественности). Ввиду наличия души у всех живых существ, любые действия требуют повышенной осознанности и осторожности. Джайнизм подчёркивает равноценность всего живого, призывая к ненанесению вреда как великим, так и малым созданиям, вплоть до микроорганизмов. При этом признаётся, что возможности следовать этим принципам различны у аскетов и мирян.

Христианский взгляд

Фома Аквинский интерпретировал заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» в том смысле, что любовь человека к себе служит образцом любви к другим[23].. Рассматривая «любовь, которой человек любит себя, как исток и корень дружбы», он ссылался на Аристотеля, утверждавшего, что «источник дружеских чувств к другим кроется в отношении к самому себе». Хотя Аквинат не считал, что мы обязаны любить других больше себя, он полагал, что люди естественным образом стремятся к общему благу сильнее, чем к частному. Однако, по его мнению, любовь к Богу должна превосходить любовь к себе, ближним и даже собственной телесной жизни, поскольку конечная цель любви к ближнему — приобщение к вечному блаженству, более желанному, чем телесное благополучие. Контраст этого томистского учения, присутствующего в некоторых католических богословских школах, вероятно, послужил причиной введения Контом термина «альтруизм». Цель и смысл христианской жизни — прославление Бога через исполнение заповеди Христа относиться к другим с той же заботой и пониманием, с какими относишься к себе, памятуя, что вечность на небесах — то, ради чего Иисус воскрес на Голгофе.

Многие библейские авторы указывают на тесную связь между любовью к людям и любовью к Богу. В 1-м послании Иоанна (глава 4) говорится, что любовь к Богу невозможна без любви к ближним, а ненависть к ближним равносильна ненависти к Богу. Томас Джей Оорд в ряде книг утверждает, что альтруизм — лишь одна из форм любви, и альтруистический поступок не всегда является актом любви. Он определяет альтруизм как действие ради блага другого и соглашается с феминистками, отмечающими, что иногда любовь требует поступать ради собственного блага, когда требования другого подрывают общее благополучие.

Немецкий мыслитель Макс Шелер выделяет два способа, которыми сильные могут помогать слабым. Первый — искреннее проявление христианской любви, «проистекающее из ощущения непоколебимой безопасности, силы, внутреннего спасения и полноты собственного бытия»[24]. Второй — просто «один из многих современных суррогатов любви... не что иное, как желание отвернуться от себя и потерять себя в чужих делах». В худшем случае, по мнению Шелера, «любовь к малым, бедным, слабым и угнетённым оказывается замаскированной ненавистью, подавленной завистью, стремлением принизить и т.д., направленным против противоположных явлений: богатства, силы, власти, щедрости».

Исламское понимание

В арабском языке слово «ийтар» (إيثار) означает «предпочтение других себе».

Что касается вопроса донорства крови немусульманам (спорного внутри ислама), шиитский богослов Фадхил аль-Милани привёл богословские аргументы в пользу его допустимости. По сути, он рассматривает это как форму религиозного пожертвования и итхара (альтруизма)[25].

Для суфиев ийтар подразумевает преданность другим через полное забвение собственных интересов, где забота о ближних считается требованием, предъявляемым Богом к человеческому телу как Его собственности. Значимость ийтара (или итара) заключается в самопожертвовании ради высшего блага; ислам рассматривает практикующих итар как следующих наивысшей степени благородства, сходной с понятием рыцарства. Постоянная устремленность к Богу ведёт к бережному отношению к людям, животным и прочему в этом мире[26].

Иудейская трактовка

Иудаизм определяет альтруизм как желанную цель творения. Раввин Авраам Ицхак Кук считал любовь важнейшим человеческим качеством. Любовь понимается как дарение или даяние — суть альтруизма. Это может быть альтруизм по отношению к человечеству, ведущий к альтруизму по отношению к Творцу или Богу. Каббала описывает Бога как силу отдачи в бытии. Раввин Моше Хаим Луццатто сосредоточился на «цели творения» и том, как Божья воля призвана привести творение к совершенству и слиянию с этой силой отдачи.

Современная каббала, разработанная раввином Йегудой Ашлагом, в трудах о будущем поколении концентрируется на путях достижения обществом альтруистической социальной структуры[27]. Ашлаг предполагал, что такая структура является целью творения, а всё происходящее призвано поднять человечество на уровень альтруизма, любви друг к другу. Его внимание было сосредоточено на обществе и его связи с божественным[27].

Сикхское учение

Пятый гуру Арджун Дев пожертвовал жизнью ради сохранения «22-каратной чистой истины, величайшего дара человечеству» — Гуру Грантх Сахиб. Девятый гуру Тегх Бахадур отдал свою голову в защиту слабых и беззащитных.

В конце XVII века десятый сикхский гуру Гобинд Сингх, воюя с могольскими правителями в защиту людей разных вероисповеданий, встретил на поле боя своего соплеменника-сикха Бхая Канхайю[28]. Тот поил водой и друзей, и врагов, раненных в сражении. Некоторые из противников, получив помощь, возобновляли бой, что возмутило часть сикхских воинов, посчитавших действия Канхайи контрпродуктивными. Они привели его к гуру Гобинд Сингху с жалобой. «Что ты делал и почему?» — спросил гуру. «Я поил водой раненых, ибо в каждом из них видел ваш лик», — ответил Бхай Канхайя. На что гуру сказал: «Тогда ты должен давать им и мазь для исцеления ран. Ты применил на практике то, чему учат в Доме Гуру».

Впоследствии, под руководством гуру, Бхай Канхайя основал волонтёрский корпус альтруистов, который и поныне занимается служением ближним и подготовкой новых участников этой миссии[29].

Воззрения индуизма

В индуизме самоотверженность (Атматьяга), любовь (Према), доброта (Дайя) и прощение (Кшама) считаются высшими проявлениями человечности или «Манушьяттвы». Подаяние милостыни беднякам или неимущим рассматривается как божественное деяние или «Пунья». Индуисты верят, что оно очистит их души от вины или «Папа» и приведёт в рай или «Сварга» после смерти. Альтруизм также занимает центральное место во многих индуистских мифологических и религиозных поэмах и песнопениях. Массовая раздача одежды бедным (Вастрасева), организация донорских пунктов или масштабное жертвование пищи нуждающимся (Аннасева) — обычное явление на различных индуистских религиозных церемониях.

Бхагавад-гита поддерживает доктрину карма-йоги (достижения единства с Богом через действия) и «нишкам карма», или деятельности без ожидания личной выгоды, что можно считать включающим альтруизм. Альтруистические поступки обычно прославляются и очень позитивно воспринимаются в индуистской литературе, занимая центральное место в индуистской морали[30].

Примечания

  1. Ильин, 2013, с. 114..
  2. Никитин В. Альтруизм // Католическая энциклопедия. — М., 2002. — Т. I. — Стб. 198—199..
  3. Ильин, 2013, с. 114—115..
  4. Ильин, 2013, с. 146..
  5. Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность: Учебное пособие. : Смысл, 2003. — 471-472 с..
  6. Ильин, 2013, с. 147..
  7. Стенли Дж. Гренз, Джей Т. Смит. Альтруизм // Христианская этика. Карманный словарь. — Ездра, 2006. — Т. I..
  8. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз..
  9. 9,0 9,1 Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003 (Google Books Архивная копия от 12 января 2017 на Wayback Machine).
  10. 10,0 10,1 Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis Архивная копия от 16 декабря 2014 на Wayback Machine.
  11. 11,0 11,1 David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. S. 106—127..
  12. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994..
  13. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London..
  14. Соловьёв В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм..
  15. Соловьёв. В. С. Оправдание добра, 3,11,I Архивная копия от 25 марта 2012 на Wayback Machine.
  16. Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз..
  17. Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru..
  18. Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000..
  19. Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982..
  20. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987..
  21. 21,0 21,1 The phrase "core of our being" is Freudian; see Bettina Bock von Wülfingen (2013). "Freud's 'Core of our Being' Between Cytology and Psychoanalysis". Berichte zur Wissenschaftsgeschichte. 36 (3): 226–244. doi:10.1002/bewi.201301604..
  22. 22,0 22,1 Lewis, Todd (2005). "Chapter 5: Altruism in Classical Bhuddism". In Neusner, Jacob; Chilton, Bruce D (eds.). Altruism in World Religions (PDF). Washington, D.C.: Georgetown UNiversity Press. p. 90..
  23. 23,0 23,1 Leviticus 19 and Matthew 22.
  24. 24,0 24,1 Thomas Aquinas, Summa Theologica, II:II Quaestio 25, Article 4.
  25. Schmiedel, Ulrich; Smith, Graeme (15 February 2018). Religion in the European Refugee Crisis. Springer. pp. 295–96..
  26. Gülen, M. Fethullah (2004). Key Concepts in the Practice of Sufism: Emerald Hills of the Heart. Rutherford, N.J.: Fountain. pp. 10–11..
  27. 27,0 27,1 Ashlag, Yehuda (2006). Building the Future Society. Thornhill, Canada: Laitman Kabbalah Publishers..
  28. Cunningham, Joseph Davey (1918). "A History of the Sikhs". Oxford University Press. p. ix. Retrieved 30 November 2018..
  29. Ralhan, O. P. (1997). The great gurus of the Sikhs. New Delhi: Anmol Publications Pvt Ltd. p. 253..
  30. Sivananda, Swami. Phaladhikaranam, Topic 8, Sutras 38–41..

Ссылки