Альбрехт, Владимир Георгиевич

Материал из «Знание.Вики»
Владимир Георгиевич Альбрехт
Альбрехт Владимир Георгиевич.jpg
Дата рождения 14 февраля 1916(1916-02-14)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 26 января 2004(2004-01-26) (87 лет)
Место смерти Россия
Страна  Российская империя
 СССР Флаг России Россия
Место работы МИИТ, НКПС СССР, НИИЖТ, ЦНИИ МПС
Альма-матер Московский институт инженеров транспорта
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Ветеран труда» SU Medal For Construction of the Baikal-Amur Railway ribbon.svg RUS Medal In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Серебряная медаль на синей ленте.png

Влади́мир Гео́ргиевич А́льбрехт (14 февраля 1916, Москва, Российская империя — 26 января 2004, Россия) — советский и российский учёный, доктор технических наук (1956), профессор (1959), академик Российской академии транспорта (1991)[1].

Автор свыше 140 печатных работ, некоторые из них переведены на английский, немецкий, французский, венгерский, польский, чешский и румынский языки[1].

Биография

Родился 14 февраля 1916 года в Москве в семье инженера-механика Георгия Эммануиловича Альбрехта и его жены — Ирины-Марии Станиславовны Арциш. Дед Владимира по матери — Станислав Антонович Арциш, был действительным статским советником и известен рядом изобретений, в числе которых паровой копёр для забивки свай[2], получивший на Всемирной выставке 1900 года в Париже золотую медаль. Дед по отцу — Эммануил Иванович Альбрехт, также действительный статский советник[3], руководил строительством более 17 тысяч километров железных дорог России; в последние годы жизни работал в ВСНХ в Наркомате путей сообщения государственным инспектором Казанской железной дороги.[1]

В 1931 году окончил школу-семилетку № 16 Бауманского района Москвы и по 1934 год работал учеником слесаря, затем — слесарем по ремонту станков московского завода № 24 им. Фрунзе. С января по ноябрь 1934 года посещал вечерние курсы по подготовке в вуз с правом получения документа о среднем образовании. В 1934 году Владимир Альбрехт поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ, ныне Российский университет транспорта) на путейско-строительный факультет, который окончил в 1940 году с отличием. В 1939 году, будучи студентом, работал с мая по ноябрь прорабом на строительстве железной дороги Владивосток−Хасан.[4]

После окончания вуза был оставлен для работы в МИИТ преподавателем Военной кафедры; в августе 1940 года Альбрехт был направлен в Ленинград на Ленинградские курсы Противовоздушной обороны Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). В ноябре этого же года был направлен на работу инженером Военно-мобилизационного управления НКПС СССР, принимал участие в создании проекта светомаскировки паровозов. В августе 1941 года, после эвакуации управления, был назначен старшим инженером Военно-мобилизационной службы Карагандинской железной дороги. С ноября 1942 года — старший инженер Акмолинской дистанции пути Карагандинской железной дороги. В сентябре 1943 года В. Г. Альбрехт стал кандидатом в члены ВКП(б). Продолжая работать на Карагандинской железной дороге, стал помощником начальника службы пути Карагандинской дороги и в октябре 1944 года стад членом ВКП(б). В апреле 1949 года ему было присвоено звание инженер-майор.[1]

В январе 1945 года Владимир Георгиевич поступил в аспирантуру при кафедре «Путь и путевое хозяйство» МИИТ, которую окончил в 1947 году, защитив кандидатскую диссертацию. В 1956 года он защитил докторскую диссертацию на тему «Теория угона железнодорожного пути и выработка практических мероприятий по его устранению»[5], а в 1959 году Высшая аттестационная комиссия утвердила его в ученом звании профессора по кафедре «Путь и путевое хозяйство».[4]

29 декабря 1960 года приказом Министерства путей сообщения профессор В. Г. Альбрехт был назначен заместителем начальника (проректором) Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) по учебной работе; 4 января 1961 он был назначен исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Путь и путевое хозяйство» НИИЖТ. Проработав в НИИЖТ в течение четырёх лет, в июне 1965 года был избран по конкурсу на должность заведующего отделением «Путевого хозяйство» головного научно-исследовательского института ЦНИИ МПС и работал в этом качестве до 1986 года, одновременно являясь профессором МИИТ.[4]

Под руководством Владимира Георгиевича Альбрехта или при его участии 31 человек защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (6 человек из них впоследствии стали докторами технических наук), 4 человека защитили докторские диссертации.[6]

Умер 26 января 2004 года.

Семья

22 октября 1936 года женился на Антонине Ивановне Крюк. 18 сентября 1937 года в семье родился старший сын Александр. 7 марта 1942 года родилась дочь Евгения. 27 февраля 1947 года в семье Альбрехт родился третий ребенок — сын Борис.[1]

Награды

Был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941—1945 г.г.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1947), «За доблестный труд, в ознаменования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «Ветеран труда» (1984), «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1986) и «В память 850-летия Москвы» (1997).[4]

В числе других наград В. Г. Альбрехта: знаки МПС «Отличный строитель МПС» (1950), «Ударнику Сталинского призыва» (1954) и «Почетный железнодорожник» (1969); знаки «Победитель социалистического соревнования» (1974, 1980) и серебряная медаль ВДНХ СССР (1983).[4]

Примечания

Ссылки