Куросава, Акира
Акира Куросава | |
---|---|
фотография 1953 года, на съемках фильма "Семь самураев". | |
Дата рождения | 23 марта 1910 |
Место рождения | Токио |
Дата смерти | 6 сентября 1998 (88) |
Место смерти | Токио |
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, продюсер |
Карьера | 1965—1982 |
Награды | «Золотой лев» (1951) |
Автограф |
Акира Куросава (23 марта 1910 года, Токио — 6 сентября 1998 года, Токио) — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер[1]. Один из самых влиятельных режиссёров за всю историю кино. В течение 57 лет своей творческой деятельности создал 30 фильмов[2]. Прославился самурайскими фильмами «Расёмон», «Семь самураев», «Трон в крови», «Три негодяя в скрытой крепости», дилогия о ронине Сандзюро («Телохранитель» и «Отважный самурай»), «Тень воина» и «Ран». Его творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф, 7 его фильмов входят в 250 лучших фильмов по версии IMDb. Большей популярностью пользовался за рубежом, чем у себя на родине.
Биография
Родился Акира в 1910 году в Токио. Был самым младшим ребёнком из восьми детей в семье Исаму и Симы Куросавы[3]. В преждевременном возрасте заметил стремление к художественному делу. Итогом его достижений в живописи была написана картина «Сэйбуцу» и была установлена на выставку «Ника-тэн»[4] в 1928 году. Не имея возможности поступить в университет, Куросава решил сделать карьеру в кино в возрасте 20 лет и начал работать ассистентом режиссёра Кадзиро Ямамото в престижной японской компании «PCL Photo Chemical Laboratory» (позже Toho Studios)[1].
Проработав семь лет помощником режиссёра, Куросава впервые получил возможность участвовать в более серьезном кинопроизводстве. Он сам написал сценарий фильма «Гений дзюдо» в 1943 году. В фильме рассказывалось о развитии дзюдо в Японии в конце 19 века. Затем последовало десять фильмов, в том числе «Самый красивый» в 1944 году, «Гений дзюдо ǀǀ» в 1945 году и «Пьяный Ангел» в 1948 году. Это была первая работа Куросавы с молодым актёром Тосиро Мифунэ[1].
За свою более чем полувековую карьеру Куросава снял 30 фильмов и заслужил место одного из самых важных и влиятельных режиссёров в мире. Без него не существовало бы спагетти-вестернов Тарантино, а боевики без его влияния определённо выглядели бы иначе. Именно он ввёл в кинематограф концепцию «ненадежного рассказчика» и вдохновил Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн»[5].
Если ты хочешь быть великим режиссером, будь великим сценаристом.А. Куросава
4 ноября 1952 года умерла мать Акиры Куросавы, Сима Куросава. В том же году он снял «Икиру», один из самых печальных своих фильмов, о последних днях чиновника, неизлечимую болезнь которого обнаруживает врач. Главную роль блестяще сыграл Такаси Симура, и фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале в 1945 году. 29 апреля того же года родилась дочь Куросавы — Казуко[6].
Один из самых известных фильмов Куросавы, «Семь самураев» 1954 года был задуман как история об одном дне из жизни самурая, в котором незначительная ошибка приводит его к ритуалу сэппуку. Однако сюжет не мог стоять на месте, и режиссёр приказал своим сотрудникам найти древние японские исторические факты. В результате появился сюжет, в котором самурай нанимается защищать крестьян от бандитов и получает за это еду и ночлег[7].
Многие исследователи творчества режиссёра считают этот фильм его лучшей работой. В первые в мировом кинофильм был снят тремя камерами — техника, которая очень популярна сегодня. В фильме также использован «быстрый режим», который в последствии блестяще развил Джон Ву, а сам фильм состоит из 284 эпизодов, которые поражают своей реалистичностью. Полная версия длится 3 часа 23 минуты, но для мирового проката и Венеции фильм был сокращён до 2 часов 40 минут[7].
Детство и юность
В молодости Куросава окончил художественную школу и был прекрасным художником. В то время Куросаве-младшему было 18 лет. Чувствуя удовлетворение от своего успеха, Куросава хотел поступить в художественный колледж, но потерпел неудачу. Будущий мастер японского кино некоторое время состоял в Союзе левых пролетарских художников и проводил выставки, но без труда зарабатывал на жизнь и постепенно потерял интерес к живописи. С 20 лет Куросава стал жить у своего брата Хейго, который работал диктором немого кино в одном из кинотеатров Токио. Благодаря Хейго он познакомился с миром кино.
Киноиндустрия быстро развивалась, и с появлением звукового кино, брат Акиры потерял свой бизнес и покончил жизнь самоубийством в 1933 году. Чувство утраты режиссёр пронес с собой до конца жизни. Четыре месяца спустя семья потеряла старшего сына, и Акира вместе с тремя сёстрами остался единственных из братьев[8].
Творческий путь
Император японского кино. В 1943 году Куросава снял свой первый самостоятельный фильм «Сугата Сансиро» («Легенда дзюдо») по собственному сценарию, основанному на одноимённом романе Цунео Томита. В разгар Второй мировой войны, когда Япония уже испытала все тяготы войны, дух милитаризма в искусстве несколько ослаб, и стало возможным снимать чисто развлекательные фильмы. Коммерческий успех фильма был настолько велик, что через два года компания TOHO поручила Куросаве снять продолжение — «Сугата Сансиро 2» или «Новая сага о дзюдо» в 1945 году[8].
В промежутке между этими фильмами Куросава снял современный фильм, основанный на его оригинальном сценарии «Самые нежные» в 1944 году. Этот фильм не был одобрен цензорами, но, тем не менее, был выпущен в прокат. Одну из главных героинь в фильме сыграла его будущая жена, Його Ягути. 21 мая 1945 года они поженились, а 20 декабря у них родился первый сын, Хисао Куросава[6]. Его экранизация пьесы «Кандзинтё» «Наступая на хвост тигра» в 1945 году вызвала недовольство Куросавы, который любил театр «Кабуки». Вопреки своим юношески взглядам, Куросава в эти трудные времена меньше думал о политике и просто пытался снимать свои фильмы, обходя цензурные барьеры, на сколько это было возможно. Фильм «Творящие завтрашний день», снятый по заказу профсоюза TOHO и состоящий из трех новелл разных режиссёров даже не включён во многие фильмографии Куросавы. Он относится к типу режиссёра-деспота, который подчиняет своей точке зрения всю свою остальную команду и снимает именно «авторскую» версию фильма.
Русская классика
Куросава обратился к русской классике и адаптировал роман Достоевского. Фильм «Идиот» 1951 года считается лучшим фильмом Куросавы, в зависимости от интервью режиссёра. Действие романа происходит в современной японии, на самом северном острове Хоккайдо, и единственное, что в картине напоминает Россию — это снег. Наиболее запоминающаяся роль Тосиро Мифунэ — Рогожин, который как и другие персонажи, назван в картине японским именем Акама. Фильм высоко оценили многие исследователи Достоевского, в том числе некоторые русские. Однако на родине фильм вновь подвёргся резкой критике за несоответствие традиционному журналу мелодрамы, в котором преуспел «Сётику», с которым сотрудничал Куросава. Режиссёру пришлось вернуться к «TOHO». Куросава часто находил источник вдохновения в русской литературе. Самый его гуманистический фильм основан на повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»[9]. Акира Куросава с помощью Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого сумел увидеть сквозь преграду внешних различий, столь существенно отделяющих восточную и западную культуры, то тончайшее и неуловимое их сходство, которое является чем-то очень существенным и непреходящим, поскольку имеет духовную природу[10].
Разумеется, мне далеко до Достоевского, но он до сих пор мой любимый писатель, и я думаю, что никто так честно не писал о жизни. Пожалуй, для меня нет писателя более доброго и великодушного. Он кажется ужасно субъективным, но когда дочитаешь его роман, обнаруживаешь, что объективнее писателя нет.А. Куросава
Личная жизнь
Акира познакомился с женщиной, которая в последствии стала его женой, на съёмках фильма «Самые нежные» 1944 года. У Його Ягути, исполнительницы главной роли в фильме, были постоянные разногласия с режиссёром, но в результате они стали близкими друзьями[11].
Куросава отправил актрис жить на завод, чтобы создать пропагандистское изображение жизни фабричных рабочих, но через некоторое время они взбунтовались и отправили Ягути к мастеру в качестве переговорщика. 21 мая 1945 года, через год после окончания съёмок, режиссёр и актриса поженились. Його была уже беременна и не вернулась к актёрской деятельности, а сосредоточилась на семье.
Личная жизнь Акиры Куросавы и его второй половинки Його стала счастливой. До самой смерти Акиры Куросавы они прожили вместе в любви, без скандалов и потрясений. У них родилось двое детей: сын Хисао, который в последствии стал продюсером, и дочь Казуко, манекенщица по профессии.
Зрелость 1948—1965 годы
1948 год стал поворотным в жизни и творчестве Куросавы: 8 февраля умер его отец, Исаму Куросава. В том же году в его жизнь вошёл актер Тосиро Мифунэ, который долгое время был «вторым я» и насытил неповторимой энергетикой многие шедевры Куросавы. Их первый совместный фильм «Пьяный ангел» 1948 года, стал первым по-настоящему независимым фильмом Куросавы.
Акира Куросава: «Отчасти это произошло благодаря Тосиро Минуфэ. Я обнаружил, что не в состоянии контролировать его, и решил дать ему свободу — пусть играет, как ему хочется. в то же время я беспокоился, потому что понимал, что если его не контролировать, то картина может получиться совсем не такой, какой она была задумана мною.. И всё же мне не хотелось скрывать темперамент «Минуфэ»[8].
Обаяние Минуфэ, похожего на «животное», было уравновешено Такаси Симурой, талантливым и глубоким японским актёром, который работал с Куросавой с его первого фильма «Сугата Сансиро». «Пьяный ангел» также положил начало сотрудничества между Куросавой и композитором Хаясакой. Этот дуэт многое принёс в мир киномузыки и произвёл необратимые изменения.
С этой замечательной компанией Куросава снял ещё четыре фильма одновременно «Тайная дуэль», «Бездомный пес» в 1949 году и «Идиот» в 1950 году. «Расёмон» 1950 года принёс ему международную славу. Сценарий фильма был основан на психологических романах «В чаще» и «Ворота Расёмон» Рюноксэ Акутагавы, великого японского писателя рубежа веков.
Фильм рассказывает о невозможности истины. Однако он состоялся незамеченным на родине из-зи напряжённых конфликтов между независимыми и монопольными кинематографами Японии. Однако Джулиано Страминджоли, глава компании «Униталия фильм» увидел фильм в Токио и привёз его в Венецию, не сказав об этом автору. После этого фильм был удостоен высшей награды. Однако не все были убеждены в объективности решения жюри. Японские критики, например, утверждали, что Куросава был не чисто японским, а интернациональным человеком, и что его фильмы были рассчитаны на западную аудиторию.
В 1952 году Куросава вновь обратился к русской классике, сняв философскую драму «Жить» по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Действие этого фильма также происходило в Японии. Фильм не только получил признание критиков у себя на родине, но и завоевал награды на международных кинофестивалях, включая специальный приз Берлинского сената на Берлинском фестивале.
Приверженность Куросавы русской классике проявилась и в другом фильме Куросавы: в 1957 году режиссёр снял «На дне». Этот фильм был основан на одноимённом фильме Максима Горького. Однако Акира сделал фильм несколько ироничным в своём собственном прочтении.
Фильм «Телохранитель», вышедший в 1961 году, стал самым кассовым фильмом Куросавы. Основанный на романе американского писателя Дэшила Хэммета, много лет спустя был засужен и выигран студией «Тохо» от имени Акиры по поводу вестерна Серджио Леоне «За пригоршню долларов» как не санкционированный ремейк.
Признание 1966—1998 годы
Оставшийся без денег режиссёр пытался найти сотрудничество с другими компаниями. В ответ Голливуд пригласил Куросаву в США. Строгая школа Куросавы была лучшем доказательством профессионализма кинорежиссёра. Поэтому он самостоятельно отправился в Голливуд, и в июне 1966 года объявлено, что он начнёт работу над новым фильмом — «Поезд беглецов» в сотрудничестве с Abco Embassy Pro, но этому плану не суждено было осуществиться. Куросава заявил, что хочет снять глубоко философский фильм, и попросил ввести сцены женской наготы.
Позже, в 1967 году, Куросава был вынужден принять предложение от компании «20 Век-Фокс»[12]. Его попросили снять японский эпизод блокбастера о нападении на Перл-Харбор «Тора! Тора! Тора!». Так и случилось, Американская сторона пообещала Куросаве режиссёра, знакомого с его творчеством, Дэвида Лина. После этого он подписал контракт. Первое, что удивило Куросаву в американском кинопроизводстве — это строгая система контрактов. В контракте оговаривалось всё, вплоть до количества алкоголя, которое можно употреблять за день. На каждом этапе съемок требовались подробные отчёты. Кроме того, в США эпизодами должен был заниматься режиссёр более низкого ранга, чем тот с которым предстояло работать Куросаве.
Ситуация становилась всё более неприятной. Куросава заболел. Его нашли те, кто обвинил его в психической депрессии. Он был вынужден пройти консультацию у трёх врачей, опровергая слухи о неработоспособности и психической болезни. В январе 1969 года он отказался продолжать контракт с «20 Век-Фокс» и вернулся в Японию, заплатив квитанцию. В июле 1969 года Куросава продал свой дом и вместе с тремя другими японскими режиссёрами (Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Кон Ичикава) основал кинокомпанию «Четыре всадника». Через год он снял свой первый цветной фильм «Додескаден», основанный на романе Сюгоро Ямамото “Город без времён года”. В фильме рассказывается о жителях свалки, в том числе о мальчике, который тоскует по трамваю и бегает по куче мусора, имитируя звук его колес «До-дес-ка-ден, до-дес-ка-ден». В апреле 1993 года компания TOHO выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазер дисках[13]. В том же году была выпущена драма «Еще нет».
1970-е годы оказались чрезвычайно трудными в жизни гениального режиссёра. По иронии судьбы, Куросава не мог похвастаться популярностью у себя на родине. В то время как Акира был хорошо принят на Западе, в Японии начал испытывать кризис с финансированием фильмов, которые принесли бы ему славу как режиссёру на родине. После провала фильма «Под стук трамвайных колес» он пытался покончить жизнь самоубийством.
Именно в 1974 году пожизненное внимание и интерес режиссёра к России были должным образом вознаграждены. «Мосфильм» связался с ним, чтобы снять фильм о жизни русского исследователя и авантюриста Владимира Арсеньева. Как человек, любящий дикую природу России, Куросава был в восторге от предложения и согласился переехать в Россию для съемок. Юрий Соломин, сыгравший роль Арсеньева в фильме, сказал в интервью 1999 года, что Куросава читал книги русского исследователя в 1930-х годах и давно хотел снять фильм, но он хотел сделать это в том же районе, где жил Арсеньев. Куросава отправился в Москву, а затем в Сибирь и на Дальний Восток России, чтобы работать в невероятно сложных условиях[14].
Деятельность в СССР
Один из самых известных фильмов Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на которую был приглашён режиссёр. Фильм «Дерсу Узала» стал первым фильмом Куросавы на не японском языке. Сценарий был написан в соавторстве с известным советским писателем Юрием Нагибиным. Приключенческий боевик получил на Московском международном кинофестивале премию «Оскар»[8].
Смерть
В 1995 году, во время съёмок своего последнего фильма, Куросава получил серьёзную травму спины, в результате чего оказался в инвалидном кресле. Он мечтал умереть на съёмочной площадке, где он работал. Но жизнь приняла другой оборот: в возрасте 88 лет Акио Куросава умер в больнице от инсульта 6 сентября 1998 года[3].
В 1999 году Такаси Коидзуми отдал дань уважения великому режиссёру фильмом «После дождя», совместной франко-японской постановкой, основанной на сценарии самого Куросавы. Отдавая дань уважения Куросаве, он решил, что съёмочная группа также будет связана с Куросавой. Масару Сато, работавший над фильмами Куросавы, написал музыку для «После дождя». Ему также досталась роль Мифунэ Хамагути, сына Тосиро Мифунэ, который стал знаменитым после появления в одном из его фильмов. Фильмами Акиры Куросавы восхищались такие режиссёры, как Федерико Феллини, Андрей Тарковский и Джордж Лукас. Советская эстрадная певица Кола Берды рассматривалась на главную роль в фильме «Дерсу Узала».
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
1943 | ф | Гений дзюдо | 姿三四郎 | режиссёр |
1944 | ф | Самые красивые | 一番美しく | режиссёр |
1945 | ф | Гений дзюдо II | 續姿三四郎 | режиссёр |
1945 | ф | Идущие по хвосту тигра | 虎の尾を踏む男達 | режиссёр |
1946 | ф | Творящие завтрашний день | 明日を作る人々 | режиссёр |
1946 | ф | Без сожалений о нашей юности | わが青春に悔なし | режиссёр |
1947 | ф | Одно прекрасное воскресенье | 素晴らしき日曜日 | режиссёр |
1948 | ф | Пьяный ангел | 酔いどれ天使 | режиссёр |
1949 | ф | Тихая дуэль | 静かなる決闘 | режиссёр |
1949 | ф | Бездомный пёс | 野良犬 | режиссёр |
1950 | ф | Скандал | режиссёр | |
1950 | ф | Расёмон | 羅生門 | режиссёр |
1951 | ф | Идиот | 白痴 | режиссёр |
1952 | ф | Жить | 生きる | режиссёр |
1954 | ф | Семь самураев | 七人の侍 | режиссёр |
1955 | ф | Я живу в страхе | 生きものの記録 | режиссёр |
1957 | ф | Трон в крови | 蜘蛛巣城 | режиссёр |
1957 | ф | На дне | どん底 | режиссёр |
1957 | ф | Триста миль в тылу врага | 日露戦争勝利の秘史 敵中横断三百里 | сценарист |
1958 | ф | Три негодяя в скрытой крепости | 隠し砦の三悪人 | режиссёр |
1960 | ф | Плохие спят спокойно | 悪い奴ほどよく眠る | режиссёр |
1961 | ф | Телохранитель | 用心棒 | режиссёр |
1962 | ф | Отважный самурай | 椿三十郎 | режиссёр |
1963 | ф | Рай и ад | 天国と地獄 | режиссёр |
1965 | ф | Красная борода | 赤ひげ | режиссёр |
1970 | ф | Под стук трамвайных колёс | どですかでん | режиссёр |
1975 | ф | Дерсу Узала | デルス・ウザーラ | режиссёр |
1980 | ф | Тень воина | 影武者 | режиссёр |
1985 | ф | Ран | 乱 | режиссёр |
1990 | ф | Сны | 夢 | режиссёр |
1991 | ф | Августовская рапсодия | 八月の狂詩曲 | режиссёр |
1993 | ф | Ещё нет | まあだだよ | режиссёр |
Награды
В списке представлены три категории кинопремий или почётных званий:
- Награды за лучший фильм, присуждаемые фильму режиссёра Куросавы.
- Награды Куросаве за лучшую режиссуру или лучший сценарий за фильм режиссёра Куросавы;
- Награды за достижения в карьере[15].
Год присуждения награды
(если известен) |
Название награды или почетного звания | Награждающая организация
(если известна) |
Страна
происхождения |
Вручается за… | Название фильма
(если применимо) |
(Северная Каролина) | Премия Садао Яманаки | (Северная Каролина) | Япония | Фильм | Санширо Сугата (1943) |
(Северная Каролина) | Национальная поощрительная кинопремия
[Совместно с Тории Кемоном] |
(Северная Каролина) | Япония | Фильм | Санширо Сугата |
1948 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун
(газета) |
Япония | Режиссура | Одно чудесное воскресенье (1947) |
1949 | Премия Кинэма Джампо
(премия критиков) |
Журнал Kinema Jumpo | Япония | Фильм | Пьяный ангел (1948) |
1949 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм | Пьяный ангел |
(Северная Каролина) | Главный приз Гейдзюцусай (Фестиваля искусств) | Министерство образования | Япония | Фильм | Бродячая собака (1949) |
1951 | Премия «Голубая лента» | Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Сценарий (с
Синобу Хасимото) |
Расомон (1950) |
1951 | Золотой лев
(Первая премия) |
Венецианский кинофестиваль | Италия | Фильм | Расомон |
1951 | Награда NBR | Национальный наблюдательный совет | США | Фильм,
Режиссура |
Расомон |
1952 | Почетная награда - Выдающийся
фильм на иностранном языке |
АМПАС
(Премия «Оскар») |
США | Фильм | Расомон |
1953 | Премия Кинема Джампо | Журнал Kinema Jumpo | Япония | Фильм | Икиру (1952) |
1953 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм,
сценарий (совместно с Синобу Хасимото и Хидео Огуни) |
Икиру |
(Северная Каролина) | Фестиваль искусств | Министерство образования | Япония | Фильм | Икиру |
1954 | Специальный приз
Сената Берлина |
Берлинский кинофестиваль | Западная Германия | Фильм | Икиру |
1954 | Серебряный лев Святого Марка
(вторая премия) |
Венецианский кинофестиваль | Италия | Фильм | Семь самураев (1954) |
1959 | Почетная грамота | Премия Юсси | Финляндия | Режиссура | Семь самураев |
1959 | Премия «Голубая лента» | Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Фильм | Скрытая крепость (1958) |
1959 | Серебряный Берлинский медведь | Берлинский кинофестиваль | Западная Германия | Режиссура | Скрытая крепость |
1959 | Премия ФИПРЕССИ | Международная федерация
(Берлинский кинофестиваль) |
Западная Германия | Фильм | Скрытая крепость |
1961 | Премия «Золотой лавр» | Дэвид О. Селзник | США | Фильм | Икиру |
1964 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм,
автор сценария (совместно с Рюдзо Кикусимой, Эйдзиро Хисаитой и Хидео Огуни) |
Взлеты и падения (1963) |
1964 | Премия «Золотой лавр» | Дэвид О. Селзник | США | Фильм | Высокие и низкие |
1965 | Премия Асахи в области культуры | Асахи Симбун | Япония | Фильм | Рыжая борода (1965) |
1965 | Иностранный почетный член | Американская академия искусств и наук | США | Карьера | |
1965 | Журналистика, литература и искусство творческой коммуникации | Премия Рамона Магсайсая | Филиппины | Карьера | |
1965 | Премия OCIC | OCIC (позже Signis)
(Венецианский кинофестиваль) |
Италия | Режиссура | Рыжая борода |
(Северная Каролина) | Премия | Московский кинофестиваль | СССР | Фильм | Рыжая борода |
(Северная Каролина) | Премия «Миллион жемчужин» | Tokyo Roei | Япония | Фильм | Рыжая борода |
(Северная Каролина) | Премия NHK | NHK (вещатель) | Япония | Фильм | Рыжая борода |
1966 | Премия «Голубая лента» | Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Фильм | Рыжая борода |
1966 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм | Рыжая борода |
1966 | Премия Кинема Джампо | Журнал Kinema Jumpo | Япония | Режиссура | Рыжая борода |
(Северная Каролина) | Приз за выдающиеся достижения на фестивале искусств «Гейдзюцусай» | Министерство образования | Япония | Фильм | Додесукадэн
(он же Додескаден) (1970) |
1975 | Золотой приз | 9-й Московский международный кинофестиваль | СССР | Фильм | Dersu Uzala (1975) |
1975 | Приз ФИПРЕССИ | Международная федерация
кинокритиков (Московский кинофестиваль) |
СССР | Фильм | Dersu Uzala |
1976 | Лучший фильм на иностранном языке | AMPAS
(Премия «Оскар») |
США | Фильм | Dersu Uzala |
1977 | Дэвид | Премия Давида ди Донателло | Италия | Режиссура | Dersu Uzala |
1977 | Серебряная лента | Итальянский национальный синдикат
киножурналистов |
Италия | Фильм | Dersu Uzala |
1978 | Prix Léon Moussinac | Синдикат французских
кинокритиков |
Франция | Фильм | Dersu Uzala |
1978 | Золотой ореол | Совет по кинематографии Южной Калифорнии | США | Фильм | Dersu Uzala |
1979 | Почетная награда | 11-й Московский международный кинофестиваль | СССР | Карьера | - |
1980 | Palme d'Or
(Первая премия) |
Каннский кинофестиваль | Франция | Фильм | Кагэмуша (1980) |
1980 | Кинопремия Хочи | Хочи Симбун
(газета) |
Япония | Фильм | Кагемуша |
1981 | Премия «Голубая лента» | Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Фильм | Кагемуша |
1981 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм,
режиссура |
Кагемуша |
1981 | Приз читательских симпатий | Майнити Симбун | Япония | Фильм | Кагемуша |
1981 | César | Награды Сезара | Франция | Фильм | Кагемуша |
1981 | Дэвид | Награды Дэвида ди Донателло | Италия | Режиссура | Кагемуша |
1981 | Кинопремия BAFTA | BAFTA | Великобритания | Режиссура | Кагемуша |
1981 | Серебряная лента | Итальянский национальный синдикат
киножурналистов |
Италия | Режиссура | Кагемуша |
1982 | Золотой лев за карьеру | Венецианский кинофестиваль | Италия | Карьера | - |
1985 | Премия LAFCA | Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | США | Кино,
карьера |
Ран (1985) |
1985 | Награда NBR | Национальный наблюдательный совет | США | Фильм,
Режиссура |
Ран |
1985 | Премия OCIC | OCIC (позже Signis)
(кинофестиваль в Сан-Себастьяне) |
Испания | Фильм | Ран |
1985 | Награда BSFC | Бостонское общество кинокритиков | США | Фильм | Ран |
1985 | Награда NFCC | Нью-Йоркский круг кинокритиков | США | Фильм | Ран |
1986 | Награда NSFC | Национальное общество кинокритиков | США | Фильм | Ран |
1986 | Премия Аманды | Норвежский международный кинофестиваль | Норвегия | Фильм | Ран |
1986 | Премия «Голубая лента» | Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Фильм | Ран |
1986 | Бодил | Награды Bodil | Дания | Фильм | Ран |
1986 | Дэвид | Награды Дэвида ди Донателло | Италия | режиссура | Ран |
1986 | Конкурсы фильмов Майнити | Майнити Симбун | Япония | Фильм,
режиссура |
Ран |
1986 | Премия «Золотой юбилей» | Гильдия режиссеров Америки | США | Карьера | - |
1986 | Премия Акиры Куросавы | Международный
кинофестиваль в Сан-Франциско |
США | Карьера | - |
1987 | Кинопремия BAFTA | BAFTA | Великобритания | Фильм | Ран |
1987 | Премия ALFS | Лондонский круг кинокритиков | Великобритания | Фильм,
режиссура |
Ран |
1989 | Награда за пожизненные достижения | AMPAS
(Премия «Оскар») |
США | Карьера | |
1990 | Специальный приз | Премия азиатской культуры Фукуоки | Япония | Карьера | |
1992 | Награда за пожизненные достижения | Гильдия режиссеров Америки | США | Карьера | |
1994 | Премия Киото в области искусства и философии | Фонд Инамори | Япония | Карьера | |
1998 | Специальная награда
(за его работу) (P) |
Премия Nikkan Sports Film Award | Япония | Карьера | - |
1999 | Награда за пожизненные достижения (P) | Награды Японской академии | Япония | Карьера | - |
1999 | Специальная награда
«Голубая лента» (за его работу) (P) |
Токийская ассоциация
киножурналистов |
Япония | Карьера | - |
1999 | Специальная премия
Конкурса кинопремий имени Майнити (за его работу) (P) |
Майнити Симбун | Япония | Карьера | - |
1999 | Премия «Азиат века»
(Искусство, литература и культура) (P) |
CNN
Неделя Азии (США) |
США | Карьера | - |
Государственные и национальные награды
Год присуждения | Название награды | Родное имя | Страна |
1976 | Деятель культуры | 文化功労者 | Япония |
1981 | Великий офицер ордена «За заслуги» Итальянской Республики | Grande Ufficiale Ordine al Merito della Repubblica Italiana | Италия |
1984 | Кавалер ордена Почетного легиона | Officier du Légion d’honneur | Франция |
1985 | Орден культуры | 文化勲章 | Япония |
Командор ордена искусств и словесности | Commandeur du Ordre des Arts et des Lettres | Франция | |
1986 | Кавалер Большого креста ордена «За заслуги» Итальянской Республики | Cavaliere di Gran Croce Ordine al Merito della Repubblica Italiana | Италия |
1992 | Praemium Imperiale | 高松宮殿下記念世界文化賞 | Япония |
1998 | Народная награда почета | 国民栄誉賞 | Япония |
Младший третий ранг | 従三位 | Япония |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 25 мая 2023.
- ↑ Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 9 июня 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 29 мая 2023.
- ↑ Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 25 мая 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Акира Куросава . Дата обращения: 6 июня 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ Русская классика Куросава, Акира . Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Русская классика Куросава, Акира . Дата обращения: 3 июня 2023.
- ↑ Стать Куросава, Акира . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 6 июня 2023.
- ↑ Стать Куросава, Акира . Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ Статья Куросава, Акира . Дата обращения: 3 июня 2023.
- ↑ Награды Куросава, Акира . Дата обращения: 30 мая 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Токио
- Умершие в Токио
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Сценаристы по алфавиту
- Продюсеры по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 23 марта
- Родившиеся в 1910 году
- Умершие 6 сентября
- Умершие в 1998 году
- Кинорежиссёры Японии