Андеграунд

Материал из «Знание.Вики»

Андегра́унд и андергра́унд[1] (от англ. underground — подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в современном искусстве, противостоящих общепринятым культурным нормам и официальному искусству. Термин происходит от английского слова «underground» (подполье) и охватывает различные сферы творческой деятельности: музыку, литературу, кинематограф, изобразительное искусство и другие. Ключевая особенность андеграунда — его оппозиционность по отношению к массовой культуре и мейнстриму. В эту категорию входят неформальные, независимые или подвергающиеся цензуре произведения и направления искусства.

Грань между андеграундом и мейнстримом зачастую размыта, поскольку многие изначально андеграундные явления со временем обретают широкую популярность[2]. Андеграунд характеризуется рядом отличительных черт: отказом от доминирующей идеологии, пренебрежением к устоявшимся стилистическим и языковым нормам, отрицанием общепризнанных ценностей и традиций — как социальных, так и художественных. Нередко представители андеграунда прибегают к эпатажу и демонстративному бунтарству[3].

Происхождение термина

Концепция андеграунда зародилась в англоязычной среде. Впервые термин был применён к сфере искусства американским критиком Мэнни Фарбером в 1957 году в эссе «Андеграундные фильмы». Фарбер использовал это понятие для описания независимых кинопроизведений, противопоставляя их мейнстримному голливудскому кинематографу[4].

В западном мире термин «андеграунд» активно используется для обозначения альтернативных форм культуры и искусства. Он применяется в контексте музыки, литературы, изобразительного искусства и других творческих сфер. Например, в музыкальной индустрии США и Европы существует понятие «underground music», охватывающее жанры и исполнителей, не входящих в mainstream.

Современное использование

В настоящее время термин «андеграунд» широко используется в международном культурном дискурсе. Он применяется для описания независимых, экспериментальных или маргинальных форм искусства во многих странах мира, включая США, Великобританию, Германию, Японию и другие[5].

Андеграунд в СССР и постсоветском пространстве

Истоки советского художественного андеграунда восходят к 1930-м годам, когда государство установило тотальный контроль над искусством. Единственно дозволенным творческим методом был объявлен соцреалистический канон[6][7]. Неофициальное искусство, не вписывающееся в эти рамки, ушло в подполье — в частные коллекции, салоны, студии. Некоторые запрещённые произведения тайно хранились в спецхранах библиотек.

Хрущёвская «оттепель» 1950-х-начала 1960-х гг. дала передышку, однако творческая свобода оставалась ограниченной. Власть стремилась использовать андеграунд в пропагандистских целях на международной арене. Переломным моментом стал разгром Н.С. Хрущёвым выставки «30 лет МОСХ» в 1962 г. С этого времени подпольные выставки проходят на частных квартирах, а работы андеграундных авторов уходят на чёрный рынок, приобретаются иностранными дипломатами[8].

В 1970-е гг. неофициальные художники развернули борьбу за право открытого самовыражения. Ключевым событием этого периода стала «Бульдозерная выставка» 1974 г., жёстко разогнанная властями. Однако именно она придала огласку существованию подпольного искусства. Параллельно в литературе и музыке развивается свой, неподцензурный андеграунд («самиздат», магнитиздат)[8].

Особенности и формы проявления советского андеграунда

Для советского художественного андеграунда, в силу специфических условий существования, были характерны такие черты, как некоммерческий характер, замкнутость, тотальная коммуникативность внутри среды, отказ от коллективизма и уравнительности. Следствием этого стало возникновение множества неформальных элитарных кружков и групп с особой внутренней иерархией и эзотерическими названиями («МАНИ», «НОМА» и т.п.)[8].

Основными формами бытования андеграунда в СССР были живопись, графика, литература, музыка, в меньшей степени театр и кино. Подпольная живопись отталкивалась от официального искусства соцреализма и существовала в виде разнообразных модернистских, авангардных, примитивистских течений[9]. В литературном андеграунде заметное место занимали поэзия (например, представители ленинградской «второй культуры»), проза (В. Аксенов, С. Довлатов) и публицистика. Рок-музыка как форма музыкального андеграунда зародилась в 1960-е гг. и достигла пика в 1980-х (с такими именами, как Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук и др.).

В странах с авторитарными режимами, в частности в СССР, андеграунд приобрёл особое значение. В условиях жёсткой цензуры практически любое неофициальное искусство автоматически попадало в категорию андеграунда. Это привело к формированию уникальных субкультурных явлений[7]:

  • Самиздат — нелегальное распространение литературных произведений.
  • Магнитиздат — подпольное копирование и распространение музыкальных записей.
  • Квартирники — неофициальные концерты в частных помещениях.

В советском изобразительном искусстве господствовал соцреализм, идеализировавший существующий строй. Произведения, не соответствовавшие этому направлению, подвергались жёсткой критике.

В этих условиях андеграундными считались работы таких художников, как Юло Соостер, Эрнст Неизвестный и Илья Кабаков. Их творчество могло существовать только в узком кругу единомышленников, на небольших частных выставках в квартирах.

Андеграундный кинематограф СССР был представлен работами режиссёров, чьи фильмы не получали официального одобрения и распространялись неофициально. Среди них можно выделить ранние работы Киры Муратовой и Алексея Германа.

Андеграундные театральные эксперименты часто проводились в форме квартирных спектаклей[9]

Культурные особенности

Несмотря на общность термина, содержание понятия «андеграунд» может варьироваться в зависимости от культурного и исторического контекста:

  1. В странах с либеральной культурной политикой андеграунд чаще ассоциируется с экспериментальными формами искусства и субкультурными явлениями.
  2. В государствах с более консервативным подходом к культуре андеграунд может включать в себя произведения, подвергающиеся цензуре или официальному неодобрению.

История

Андеграунд как культурное явление сформировался во второй половине XX века. В музыкальной сфере к нему относились некоторые направления рок-музыки, в частности, экспериментальный металл и гранж. В хип-хоп культуре андеграундными считались джи-фанк и гангста-рэп. Эти стили зарождались в неформальной обстановке — на импровизированных выступлениях в парках, под мостами и в заброшенных клубах, где проводились «чеканки» и рэп-баттлы[2].

В литературе андеграунд ассоциируется с творчеством «бит-поколения» — группы американских писателей 1940-х годов, среди которых Уильям Берроуз, Джек Керуак и Аллен Гинзберг. В кинематографе к андеграунду относят работы таких режиссёров, как Ингмар Бергман, Микеланджело Антониони и Акира Куросава. Эти произведения часто затрагивали табуированные темы и исследовали глубинные психологические аспекты человеческой природы[3].

Грань между андеграундом и мейнстримом часто размыта. Многие явления, изначально считавшиеся андеграундными, со временем обретали широкую популярность и становились частью массовой культуры.

Андеграунд в различных направлениях искусства

Литература

В литературном андеграунде особое место занимают произведения, нарушающие каноны традиционной прозы и поэзии. К этому направлению относятся работы представителей «бит-поколения», таких как Уильям Берроуз, Джек Керуак и Аллен Гинзберг. Их творчество характеризуется экспериментальным подходом к языку, нелинейным повествованием и обращением к табуированным темам[3].

В странах с цензурой литературный андеграунд часто принимал форму самиздата[8].

Изобразительное искусство

Андеграунд в изобразительном искусстве часто ассоциируется с авангардными течениями, отвергающими академические нормы. Работы, несоответствовавшие канонам социалистического реализма, могли экспонироваться только на неофициальных выставках в частных квартирах[3].

В западном мире к визуальному андеграунду можно отнести различные формы стрит-арта и граффити, которые изначально развивались вне официальных художественных институций.

Кинематограф

Андеграундное кино характеризуется экспериментальным подходом к форме и содержанию, часто игнорируя коммерческие соображения. К пионерам этого направления относят режиссёров новой волны, таких как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, а также представителей американского независимого кино, например, Джона Уотерса[4].

Музыка

Музыкальный андеграунд охватывает широкий спектр жанров и стилей. В рок-музыке к нему относят экспериментальные формы металла, панк-рок и гранж. В хип-хоп культуре андеграундными считались такие направления, как джи-фанк и гангста-рэп[5].

Театр

Андеграундный театр часто обращается к экспериментальным формам постановки и нетрадиционным пространствам для выступлений. В США это направление было представлено такими группами, как «Living Theatre» и «Bread and Puppet Theater».

Примечание

  1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова. gramota.ru..
  2. 2,0 2,1 Д. Десятерик. Андерграунд // Альтернативная культура: Энциклопедия/[сост. Д. Десятерик]. Екатеринбург: Ультра. Культура. — 2005. — 237 с. ISBN 5-9681-0028-1.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Андеграунд // Большой Энциклопедический словарь. — 2000..
  4. 4,0 4,1 Глоссарий.ру. Архивировано 27 февраля 2019 года..
  5. 5,0 5,1 А — Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979—1986. Репринтное издание. Под ред. Игоря Шелковского и Александры Обуховой. М.: АртХроника, 2004.
  6. Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. «Новый художественный Петербург : справочно-аналитический сборник».
  7. 7,0 7,1 История русского и советского искусства. / Под ред. Д. В. Сарабьянова. — Высшая школа, 1979..
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Дёготь Е. Ю., Дёготь Е. А. Русское искусство XX века — М.: Трилистник, 2000. — 224 с. — ISBN 5-89480-031-5. — С.154—157.
  9. Татьяна Шехтер. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда). Музей нонконформистского искусства..

Ссылки

  • Андеграунд — Большая российская энциклопедия
  • Компост — Молодёжная субкультура 1980-х годов в СССР