Counter-Strike

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Counter-Strike
Файл:Counter-Strike Box 1.jpg
Разработчик Valve Corporation
Локализатор Бука (для PC)
Серия Counter-Strike
Дата выпуска 8 ноября 2000
Версия 1.6
Жанр шутер от первого лица
Технические данные
Движки GoldSrc
Носитель компакт-диск, цифровая дистрибуция
Системные
требования
Windows Перейти к разделу «#Системные требования»
Управление клавиатура, мышь, геймпад


Counter-Strike (также известная как Half-Life: Counter-Strike или Counter-Strike 1.6) — это многопользовательская компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная и выпущенная американской компанией Valve для Windows. Изначально Counter-Strike была пользовательской модификацией для игры Half-Life, созданной энтузиастами Минем Ле и Джессом Клиффом в 1999 году; позже Valve наняла этих разработчиков и приобрела права на игру, выпуская доработанную версию Counter-Strike как отдельный проект в 2000 году. Игра была портирована на множество платформ, включая macOS, Linux и Xbox (в качестве самостоятельного тайтла)[1].

Игровой процесс Counter-Strike проходит в формате матчей, разбитых на несколько раундов, между двумя командами игроков, одна из которых выступает в роли «террористов», а другая — как контртеррористический спецназ; перед каждым матчем игроки выбирают «карту», на которой будут сражаться. Команда может выиграть раунд, либо уничтожив всех противников, либо выполнив специфические задания, которые могут различаться для каждой карты. В начале каждого раунда игроки могут приобретать оружие и снаряжение за игровую валюту; по окончании раунда игроки получают определённое количество виртуальных денег, которые могут быть использованы для покупки более мощного и эффективного оружия в следующем раунде.

Counter-Strike была высоко оценена критиками и стала крайне популярной среди игроков, особенно как одна из ведущих киберспортивных дисциплин в 2000-х годах. В результате были выпущены несколько продолжений и наследников — серия Counter-Strike[2].

Игровой процесс

Типы игры

В зависимости от типа карты в игре задания могут варьироваться следующим образом:

  • Hostage Rescue ("Спасение заложниковHostage Rescue («Спасение заложников»)'''

Цель игры заключается в выводе заложников для контртеррористов (CT) и их удержании для террористов (T), либо в полном уничтожении противника. Команда CT одерживает победу, если до окончания времени раунда успешно доставит всех заложников в зону спасения; если же не всех удастся вывести, победу получают террористы. Заложники обозначены на радаре голубыми точками для контртеррористов. При спасении заложника все игроки получают голосовое сообщение «Hostage has been rescued», а при спасении всех заложников на экран выводится соответствующее уведомление. Чтобы заставить заложника следовать за собой, игроку CT необходимо нажать Use (по умолчанию кнопка E) рядом с заложником, при этом их реплики хорошо слышны на большом расстоянии. Чтобы прекратить следование заложника, игрок должен вновь нажать Use. В отличие от террористов, игроки CT могут толкать заложников, если они блокируют путь. Поведение заложников не всегда продумано: следуя за CT, они не могут приседать, открывать двери или получать урон, даже если прыгают с большой высоты. Если заложник отстает, к нему нужно снова подойти и нажать Use. В зоне спасения слева у игроков CT появляется значок «R»[1].

Название карт этого сценария обычно начинается с префикса cs_. Первые карты с этим префиксом появились в версии beta 1.0 и включали cs_siege, cs_mansion, cs_wpndepot и cs_prison.

  • Bomb / Defuse ("Заминировать/ОбезвредитьBomb / Defuse («Заминировать/Обезвредить»)'''

Задача команды террористов заключается в установке бомбы в определённом месте, которых обычно два на сбалансированных картах. Один из игроков команды несёт бомбу (bomber), но может сбросить её так же, как и обычное оружие, чтобы другой участник смог её подобрать. Игрок с бомбой отображается на радаре оранжевым цветом; когда бомба сбрасывается, она обозначается мигающей оранжевой точкой (или двумя перпендикулярными линиями в зависимости от высоты), а при её установке — мигающим крестом (только для команды Т). У игрока, который несёт бомбу, есть рюкзак на спине, а наличие бомбы отображается соответствующим значком слева на экране. Находясь в зоне установки, этот значок начинает мигать красным цветом. В момент установки всем игрокам обеих команд сообщается «The bomb has been planted». Контртеррористы могут сократить время разминирования бомбы, купив Defusal Kit (набор сапёра), что позволяет обезвредить её за 5 секунд (без него — за 10 секунд). Установка бомбы занимает всего 3 секунды. Исход раунда определяется двумя взаимоисключающими способами в зависимости от того, была ли бомба установлена:

— Если бомба была установлена: если она взрывается, побеждают террористы, если она была обезврежена — победу одерживает спецназ. Соотношение убитых в обеих командах при этом не учитывается. — Если бомба не была установлена: проигрывает команда, в которой не осталось живых игроков, или побеждает спецназ по истечении времени раунда, если в обеих командах остались живые участники и цель сохранена.

Первые карты данного типа появились в версии beta 4.0, среди них — de_nuke, de_dust и de_prodigy.

  • VIP Assassination («Убийство VIP»)

Задачей террористов на картах такого типа является устранение VIP-игрока (в общем смысле — не позволить ему сбежать), которым становится один из игроков команды CT. VIP не имеет возможности приобретать оружие, патроны или снаряжение, однако обладает 200 % AP (Armor Points), бронежилетом без шлема, стандартным пистолетом контр-террористов (USP) и одним запасным магазином. Задача CT — сопроводить VIP до зоны спасения. Карты данного сценария имеют префикс as_. Единственной картой этого сценария в официальном наборе CS является as_oilrig. Этот режим не стал таким популярным, как другие, и серверов, посвящённых «Убийству VIP», практически не существует.

  • Escape («Побег»)

Это вырезанный режим игры, который появился в бета-версии Counter-Strike. В этом режиме террористам необходимо добраться до одной из зон эвакуации, в то время как контр-террористы должны воспрепятствовать их планам. При этом террористы не имеют возможности закупать оружие и снаряжение, тогда как контр-террористы могут приобрести любое вооружение. Тем не менее, на каждой карте этого режима террористы могут найти секретные комнаты с оружием и снаряжением. Если как минимум трое террористов достигнут зоны эвакуации, они выигрывают раунд[1].

Управление и интерфейс

Как и в большинстве шутеров от первого лица, управление в Counter-Strike осуществляется с помощью клавиатуры и мыши. С помощью мыши игрок управляет ориентацией, выполняет стрельбу, активирует вторичные функции оружия и переключает его. Клавиатура предназначена для перемещения и выполнения других действий.

Интерфейс представляет собой HUD-систему, на экране, вдоль его краёв, отображаются:

  • Радар. Более светлая область обозначает угол зрения игрока. На радаре можно видеть членов своей команды, заложников (голубым цветом) и бомбу (оранжевым цветом). Объекты отображаются с учётом высоты в виде точек или двух перпендикулярных линий. Имеется возможность отметить игроков светло-оранжевым цветом с помощью команды trackplayer и отменить отметку командой clearplayers.
  • Выбор оружия. Значки показывают текущее оружие (например, HK MP5), а номера указывают на наличие первичного (1), вторичного (2) оружия, ножа (3), гранат (4) и бомбы (5). Полоска отображает запас патронов.
  • Убийства. Информация о типе оружия, имени убийцы и убитого отображается в правом верхнем углу, включая сведения о попадании в голову или самоубийстве.
  • Фонарь. Информация о статусе фонарика, включён или выключен.
  • Голосовая связь. Имя игрока, говорящего через микрофон, отображается справа.
  • Баланс денег. Максимальная сумма — $16000 по умолчанию.
  • Количество патронов. Показывается количество в магазине, общее количество в запасе и их калибр.
  • Здоровье. Изначально составляет 100 % (Hit Points или Health Points, hp)[3].
  • Броня. При наличии бронежилета с каской отображается соответствующий значок; при наличии только бронежилета — значок в виде щита. Изначально 0 % (Armor Points, ap).
  • Индикатор управления транспортом.
  • Время до конца раунда. Если до завершения остаётся менее 30 секунд, значок начинает мигать красным.
  • Прицел. Позволяет изменять цвет, размер, прозрачность и поведение прицела.
  • Индикатор задания карты. Показывает наличие бомбы у террориста, зоны спасения, области для вывода VIP и места побега для террористов на Escape-картах. Значки начинают светиться красным в соответствующих зонах (например, в зоне закладки бомбы). Значок в виде щипцов указывает на наличие набора сапёра у контр-террориста.
  • Зона покупки обозначается соответствующим значком.
  • «Опасные условия» символизируются специальным значком (например, длительное пребывание под водой, попадание в огонь и другие факторы).

Чат игры отображается в левом нижнем углу. Также ведётся статистика убийств и смертей, показывается задержка до сервера. Частичная настройка управления и внешнего вида доступна через главное меню, однако при помощи консоли можно значительно более тонко настроить эти параметры.

Денежная система

В отличие от Half-Life, в Counter-Strike важным элементом игры является количество денег на счету игрока. Эти средства могут быть использованы для приобретения оружия и снаряжения. Сделать покупки можно лишь в так называемой зоне покупки (buy-zone), которая обозначается специальным значком. Наличие ограниченного бюджета серьёзно влияет на тактические решения в игре, а грамотное планирование финансов может значительно повысить шансы команды на победу. На протяжении своего существования денежная система многократно претерпевала изменения, поскольку разработчики стремились найти оптимально сбалансированный вариант. Изменялись цены на оружие, а также вводились новые его типы.

По окончании раунда каждый игрок выигравшей команды получает фиксированную сумму денег, в то время как игроки проигравшей команды получают меньшую сумму. Эти денежные вознаграждения варьируются в зависимости от типа задания и выполненных действий. Максимальная сумма на счету может достигать $16000, тогда как минимальная — $0.

Игровые персонажи

Создатели Counter-Strike предлагают игрокам выбор из нескольких различных игровых моделей для каждой команды, которые отличаются внешним видом и помогают скрыть игрока на различных картах. Каждой команде доступны четыре игровые модели. Для спецназа это американская команда SEAL Team 6, немецкий GSG-9, английский SAS и французский GIGN; для террористов представлены восточноевропейская Phoenix Connexion, ближневосточная Elite Crew, шведские Arctic Avengers и средневосточные Guerilla Warfare. Кроме этих моделей, в игре есть специальный скин для VIP-игрока (на картах типа VIP assassination) и уникальные модельки заложников (на картах Hostage Rescue). В дополнении Counter-Strike: Condition Zero также вошли модели русской Альфы и американского Midwest Militia, а в Counter-Strike: Condition Zero Deleted Scenes — японские Кидотай и якудза.

Во всех моделях от первого лица руки остаются голыми, хотя большинство из них имеют закрытые камуфляжи. Однако в Counter-Strike: Global Offensive для каждого скина была специально разработана своя модель рук, поэтому руки каждой модели выглядят от первого лица так же, как и от третьего[1].

Оружие

Игроку предоставлено 5 слотов для всего арсенала. Первый слот предназначен для первичного оружия, такого как дробовики, пистолеты-пулеметы, винтовки и пулеметы. Второй слот используется для пистолета (вторичного оружия). Третий слот отведен для ножа. Четвертый слот предназначен для гранат и является единственным, который может содержать несколько типов оружия одновременно. Пятый слот предназначен для бомбы, которую могут носить только террористы на картах типа Bomb/Defuse.

Читерство

Counter-Strike пользуется высокой популярностью, что приводит к проблемам для обычных игроков. На протяжении существования игры было разработано множество способов обмана и получения нечестного преимущества. Основные виды читерства включают:

  • Применение сторонних программ, перенастройка системных драйверов и использование нестандартных игровых моделей.
  • Использование скриптов (например, Attack+Use, No-Recoil и другие) и использование недокументированных возможностей игры — багов (например, mapswimming, silentbomb, pixelwalking, flashbang bug, jump bug, edge bug).
  • Тонкая настройка графики и сетевой связи через консоль.
  • Мониторинг и другие «не компьютерные» способы обмана.

Правила многих чемпионатов строго регламентируют использование различных приемов в игре, и за нарушение правил последуют санкции вплоть до исключения из лиг, в рамках которых проходят турниры. На публичных серверах за соблюдением правил наблюдают администраторы, также могут применяться античитерские программы. За читерство на многих серверах применяются баны.

Серьезный дисбаланс в игру вносят именно сторонние чит-программы, поскольку они в корне изменяют физику игры и функционирование графического движка. Основные виды читерства, реализуемого в чит-программах:

  • Wallhacking (wallhack) — возможность видеть врагов и объекты карты сквозь стены.
  • Aimbotting (aimbot) (auto-aim) и Triggerbot — автоматическая наводка прицела на противника и автоматический выстрел.
  • SpeedHacking (speedhack) — увеличение скорости (вплоть до моментального) выполнения действий (бег, стрельба); в Counter-Strike это бывает редко, но дает существенное преимущество.
  • Bhop (auto bunnyhopping) — возможность прыжков с зажатой одной клавишей, что позволяет развивать большую скорость и получать преимущество над противником.
  • ESP (ExtraSensory Perception) — отображает детальную информацию о врагах.
  • KnifeBot — автоматическая атака ножом при приближении к противнику.

Существуют и другие функции, предоставляемые чит-программами (Lambert, WireFrame, No-Recoil и др.). Наиболее распространенные базы читов в интернете содержат множество видов читов, в том числе перечисленные выше. Существует мнение, что читерские программы в наше время часто используются для распространения вирусов, троянов и других вредоносных программ. Методы борьбы с читерством включают администраторский контроль и использование серверных или клиентских античитов.

Стандартом является Valve Anti-Cheat — античитерская программа, разработанная компанией Valve и реализуемая на платформе Steam. Она поставляется вместе с игрой, начиная с версии 1.4 (2002 год). Эффективность этой программы вызывает вопросы, поскольку большинство читов обходят данную защиту.

Серверные античиты не имеют клиентской части — программы, запускаемой на компьютере игрока. Их работа, как правило, базируется на выявлении читерских алиасов (последовательностей команд) и нажатиях чит-клавиш, которые не используются в игре и часто применяются для активации функций читов. Большинство таких решений реализовано как плагины к Metamod или AmxModX. Примером является устаревший, но все еще эффективный Reallite HLGuard.

Клиентские античиты — это специальные программы, запускаемые игроками на их компьютерах. Они сканируют память компьютера на предмет наличия известных читов. Наиболее популярные из них — UCP, MyAC, EAC и FaceIT. На некоторых серверах наличие античит-программы является обязательным для подключения к серверу.

Системные требования

Требования к компьютеру игрока (клиента) и сервера значительно различаются. Для клиента рекомендуется процессор 800 МГц, Windows XP или выше, 128 МБ ОЗУ, видеокарта с 32 МБ памяти, звуковая карта и интернет-соединение[4]. Минимальные требования: процессор 500 МГц, Windows 2000 или выше, 96 МБ ОЗУ, видеокарта с 16 МБ памяти, звуковая карта и интернет-соединение (64 Кбит/с)[4].

Разработка

Файл:Csearly.jpg
Ранний скриншот Counter-Strike, изображающий контр-террориста. Можно заметить стандартный HUD из Half-Life и карту из неё

Идейные вдохновители и первопроходцы в разработке Counter-Strike — Минь «Gooseman» Ле и Джесс «Cliffe» Клифф. В январе 1999 года Минь Ле завершил свою работу над модификацией для Quake 2 под названием Action Quake2 и решил создать свою собственную многопользовательскую онлайн-игру. В 1998 году вышла Half-Life, а в 1999 году был опубликован набор SDK для создания модификаций к ней.

Зимой 1999 года Минь Ле начал моделирование и программирование для своей новой (пока ещё безымянной) игры, а Джесс Клифф помогал ему и занимался продвижением проекта. В середине марта того же года было выбрано название для игры — Counter-Strike — и были созданы первые сайты, посвящённые ей. Первая бета-версия модификации была выпущена 19 июня 1999 года, а осенью того же года появились первые онлайн-серверы. Благодаря бесплатному доступу Counter-Strike быстро обрела популярность, конкурируя с такими коммерческими проектами, как Quake III и Unreal Tournament.

Весной 2000 года к проекту присоединилась компания Valve, предложившая материальную и моральную поддержку. Valve приобрела игру и пригласила Миня и Джесса в свою команду, а 8 ноября 2000 года состоялся релиз Counter-Strike 1.0[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Valve Continues its GoldSrc Roll-out for Linux and Mac with Counter-Strike 1.6 (англ.). Интернет портал "hothardware". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  2. Модификация, покорившая мир: как родился Counter-Strike. Интернет портал "DTF". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  3. Dave Arneson Interview (англ.). Интернет портал "gamespy". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 Counter-Strike (неопр.). Интернет портал "Steam". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  5. Counter-Strike Half-Life: Counter-Strike. Интернет портал "Playground". Дата обращения: 5 декабря 2024.