BYD
BYD Company Limited | |
---|---|
кит. 比亚迪汽车 Bǐyǎdí gǔfèn yǒuxiàn gōngsī | |
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже |
Шаблон:Shense (А-акции) Шаблон:Hk (Х-акции) |
Основание | 1995 |
Основатели | Ван Чуаньфу |
Расположение | Китай: Шэньчжэнь |
Ключевые фигуры | Ван Чуаньфу (председатель совета директоров и CEO) |
Отрасль |
автомобильная промышленность (МСОК: 2910 ) |
Продукция | Электрические и гибридные легковые автомобили, пассажирские электробусы, электрические грузовики и погрузчики, монорельсовые составы, автомобильные аккумуляторы, аккумуляторы для смартфонов и ноутбуков, системы накопления энергии, солнечные панели, микросхемы и светодиоды |
Собственный капитал | 95,07 млрд юаней($15,0 млрд, 2021) |
Оборот | ▲ 211,30 млрд юаней($33,3 млрд, 2021) |
Затраты на НИОКР | 7,99 млрд юаней($1,26 млрд, 2021) |
Операционная прибыль | 6,571 млрд юаней($1,03 млрд, 2021) |
Чистая прибыль | 3,045 млрд юаней($0,48 млрд, 2021) |
Активы | 295,78 млрд юаней($46,6 млрд, 2021) |
Капитализация | 706 млрд($91,1 млрд, 26.10.2022) |
Число сотрудников | 288 200 (2021)\ |
Дочерние компании | BYD Auto, BYD Battery, BYD Electronics, BYD Semiconductor |
Аудитор | Ernst & Young |
BYD Company Limited (比亚迪股份有限公司) — компания, основанная в 1995 году предпринимателем Ван Чуаньфу. Представляет собой многопрофильный китайский конгломерат со штаб-квартирой в Шэньчжэне. Компания занимается производством электромобилей, гибридных транспортных средств, аккумуляторных батарей и электронных компонентов. В 2023 году BYD достигла знакового рубежа, опередив Tesla и став мировым лидером по объёму производства электромобилей. Производственная инфраструктура BYD охватывает несколько стран, включая Китай, Узбекистан, Бразилию, Таиланд и Венгрию. Акции BYD котируются на двух крупных фондовых площадках — Шэньчжэньской и Гонконгской биржах. Финансовые показатели компании демонстрируют устойчивый рост: в 2021 году оборот BYD достиг внушительной суммы в 211 млрд юаней, что эквивалентно приблизительно 32,8 млрд долларов США по курсу того периода.
История
В феврале 1995 года предприниматель Ван Чуаньфу, заручившись финансовой поддержкой своего двоюродного брата Люй Синъяна, учредил компанию BYD в Шэньчжэне — центре бурно развивающейся китайской электронной промышленности. Изначально фирма сосредоточилась на производстве аккумуляторов, достигнув к 2002 году статуса крупнейшего производителя в этой отрасли в Китае и осуществив размещение акций на Гонконгской фондовой бирже.
Переломным моментом стал 2003 год, когда BYD приобрела у государственного конгломерата Norinco автомобилестроительное предприятие в Циньчуане (провинция Шэньси), преобразовав его в дочернюю компанию BYD Automobile. Этот шаг ознаменовал вход BYD в автомобильную индустрию, причём компания получила модель Flyer от приобретённого завода. В том же году BYD расширила свои производственные мощности, купив завод пресс-форм в Пекине и основав конструкторское бюро в Шанхае[1].
Дебютной моделью собственной разработки BYD стал седан F3, созданный с оглядкой на Toyota Corolla. В последующие годы компания выпустила ряд моделей, многие из которых имели сходство с популярными автомобилями Toyota. К 2010 году годовой объём продаж автомобилей BYD достиг полумиллиона единиц.
В стремлении к инновациям компания представила в 2008 году модель F3DM — первый в мире серийный подключаемый гибрид (Plug-in hybrid). Два года спустя выпустила свой первый полностью электрический автомобиль — модель e6. В 2006 году было создано подразделение BYD Automotive Industry, со временем освоившее выпуск электробусов, электрогрузовиков, специальной техники и даже монорельсовых поездов.
Значимым событием 2008 года стало приобретение около 10 % акций BYD конгломератом Уоррена Баффета Berkshire Hathaway, что существенно повысило международный авторитет компании. 2011 год ознаменовался созданием совместного предприятия с Daimler для выпуска автомобилей марки Denza, хотя это партнёрство оказалось непродолжительным. В июне того же года BYD осуществила эмиссию А-акций на Шэньчжэньской фондовой бирже.
С 2013 года BYD вступила в новую эру автомобильного дизайна, запустив серию моделей с оригинальным стилем, названных в честь китайских династий: Qin (Цинь), Tang (Тан), Yuan (Юань), Song (Сун) и Han (Хань). В 2016 году компания усилила свою дизайнерскую команду, пригласив известного автомобильного стилиста Вольфганга Эггера, ранее работавшего в Audi[2].
2020 год отмечен созданием совместного предприятия с Toyota для производства электромобилей, что укрепило позиции BYD на мировом рынке. В марте 2023 года началось строительство завода BYD в таиландской провинции Районг, расширяя международное присутствие компании.
Четвёртый квартал 2023 года стал триумфальным для BYD: компания обошла Tesla по объёму продаж электромобилей, реализовав 526 409 единиц против 484 507 у конкурента. За весь 2023 год общий объём продаж автомобилей BYD составил 3,02 млн единиц, увеличившись на 62,3 % по сравнению с предыдущим годом, из которых 1,57 млн пришлось на электромобили[3]. В начале 2024 года BYD продолжила глобальную экспансию: в январе стартовала сборка электромобилей в Узбекистане, а в марте открылся завод в бразильском Салвадоре.
Собственники и руководство
В руководстве ключевую роль играют её основатели и стратегические инвесторы. Ван Чуаньфу, родившийся 8 апреля 1966 года, является не только основателем, но и действующим председателем совета директоров и президентом компании. Его личный пакет акций составляет 17,64 % от общего числа ценных бумаг BYD, что подчёркивает его значительное влияние на стратегическое развитие предприятия.
Второй ключевой фигурой в руководстве BYD выступает Люй Синъян, занимающий пост вице-председателя компании. До основания BYD в 1995 году Люй Синъян накопил ценный опыт, работая в отделении Народного банка Китая в городе Чаоху. В настоящее время его доля в акционерном капитале BYD составляет 13,55 %.
Особое место в структуре собственности BYD занимает инвестиционный конгломерат Berkshire Hathaway, возглавляемый знаменитым инвестором Уорреном Баффетом. Через свою дочернюю структуру Western Capital Group, Berkshire Hathaway контролирует 20,49 % Х-акций BYD, торгующихся в Гонконге. В пересчёте на общее количество выпущенных акций это составляет 7,73 %[4].
Деятельность
Основным сегментом является производство автомобилей и комплектующих, на которые в 2021 году пришлось чуть больше 50 % выручки компании. Второе важное направление — производство аккумуляторов и солнечных батарей, обеспечившее 7 % выручки в 2021 году. BYD является вторым по величине производителем аккумуляторов типа «лифер» в Китае после CATL[5].
Компания также занимается производством комплектующих для мобильных телефонов и другой электроники, а также предоставляет услуги по сборке техники. Географически основным рынком для BYD остаётся Китай, включая Гонконг, Макао и Тайвань, на который пришлось 70 % выручки в 2021 году.
Легковые автомобили
BYD производит широкий спектр легковых автомобилей под различными брендами и в разных категориях[6].
Под брендом BYD выпускается ряд моделей:
- BYD F0 — мини-хетчбэк, ориентированный на городское использование.
- BYD F3 представлен в трёх поколениях: седан первого поколения (2005 года) для экспорта в страны третьего мира, рестайлинговый седан второго поколения (2014 года) и BYD New F3 — рестайлинговый седан третьего поколения (2016 года).
- BYD F5 Suri — седан на удлинённой платформе модели F3.
- BYD e5 300 — электромобиль на базе модели Su Rui.
- BYD Qin — седан с гибридной силовой установкой WTHEV.
- BYD EV300 — электромобиль на базе модели Qin.
В сегменте кроссоверов и внедорожников BYD предлагает:
- BYD Yuan (S1) — компактный кроссовер с гибридной силовой установкой HEV.
- BYD Song (S3) — компактный кроссовер с гибридной силовой установкой HEV.
- BYD S6 — полноразмерный кроссовер.
- BYD Tang — кроссовер с гибридной силовой установкой HEV на базе модели S6.
- BYD S7 — полноразмерный премиальный кроссовер.
В категории минивэнов и компактвэнов представлены:
- BYD M6 — минивэн.
- BYD e6 — компактвэн-электромобиль с увеличенным до 400 км запасом хода в спецверсии для такси.
- Флагманской моделью является BYD Han — седан, доступный как в электрической, так и в гибридной версии.
Под брендом Denza, созданным в сотрудничестве с Daimler, выпускаются:
- DENZA 500 EV — модернизированный электромобиль на базе платформы Daimler MFA (Mercedes Benz B-class W246).
- Denza D9 — минивэн с электрической силовой установкой.
- Denza N7 — кроссовер с электрической силовой установкой.
- Denza N8 — кроссовер с гибридной силовой установкой на базе BYD Tang.
- Бренд FangChengBao специализируется на внедорожниках:
- Leopard 3 — компактный внедорожник.
- Leopard 5 — среднеразмерный внедорожник.
- Leopard 8 — полноразмерный внедорожник.
Премиальный бренд Yangwang представлен моделями:
- Yangwang U6 — спортивный седан.
- Yangwang U8 — гибридный внедорожник.
- Yangwang U9 — спорткар.
Коммерческие автомобили
Компания активно развивает производство коммерческих электромобилей для различных сфер применения. BYD T3 — развозной фургон на электрической тяге, созданный на базе модели Shang. Выпущен ограниченной партией для оценки спроса на рынке коммерческих электромобилей.
Ключевой моделью в сегменте общественного транспорта является BYD K9 — серийный городской низкопольный 12-метровый электробус. Он рассчитан на 27 сидячих мест и 4 места для пассажиров с ограниченными возможностями. Запас хода BYD K9 составляет около 250 км на одном заряде, что делает его эффективным решением для городских маршрутов.
Компания также производит электрические грузовики различной грузоподъёмности, включая модели для городской доставки и тяжёлые грузовики для дальних перевозок[7]. В линейке присутствуют электрические самосвалы грузоподъёмностью до 60 тонн, которые находят применение в горнодобывающей промышленности и строительстве. BYD разрабатывает и производит электрическую дорожную технику, включая погрузчики и экскаваторы, что способствует снижению выбросов в строительном и логистическом секторах. Компания также вышла на рынок рельсового транспорта, разработав собственные монорельсовые поезда, которые уже эксплуатируются в нескольких китайских городах.
Прототипы
BYD F3e — ранний прототип электромобиля, представленный компанией в 2006 году. Модель базировалась на платформе серийного седана F3 и демонстрировала возможности BYD в области электрификации транспорта[8].
BYD F6DM — прототип гибридного автомобиля с возможностью подзарядки от электросети (plug-in hybrid), показанный в 2008 году. F6DM стал предшественником серийной модели BYD Qin и продемонстрировал потенциал компании в разработке гибридных технологий.
Дочерние компании
- BYD Company Limited имеет ряд ключевых дочерних компаний, специализирующихся на различных аспектах бизнеса. BYD Lithium Batteries Co., Ltd. — подразделение, занимающееся производством литий-ионных аккумуляторов. Компания полностью принадлежит BYD и играет важную роль в обеспечении автомобильного производства собственными батареями.
- FinDreams Battery Co., Ltd. — второй по величине производитель аккумуляторов типа «лифер» в Китае после CATL. Эта дочерняя компания специализируется на разработке и производстве современных аккумуляторных технологий. BYD Auto Co., Ltd. — основное автомобилестроительное подразделение BYD, отвечающее за разработку, производство и продажу легковых автомобилей под брендом BYD.
- BYD Auto Industry Co., Ltd. — компания, занимающаяся производством автомобилей и рельсового транспорта. Отвечает за выпуск коммерческих электромобилей, включая автобусы и грузовики.
- BYD Electronic (International) Co., Ltd. — дочерняя компания, зарегистрированная в Гонконге, выполняющая функции инвестиционного холдинга. BYD владеет 66 % акций этой компании.
- BYD Precision Manufacture Co., Ltd. — подразделение, специализирующееся на производстве комплектующих для мобильных телефонов и другой электроники. Также принадлежит BYD на 66 %.
- Shanghai BYD Co., Ltd. — дочерняя компания, занимающаяся производством литий-ионных аккумуляторов и солнечных батарей в Шанхае.
- BYD Auto Sales Co., Ltd. — подразделение, отвечающее за продажу и гарантийный ремонт автомобилей BYD на территории Китая.
- Changsha BYD Auto Co., Ltd. — производственное подразделение, выпускающее автомобили и комплектующие в городе Чанша.
- BYD (Shangluo) Industrial Co., Ltd. — компания, специализирующаяся на производстве солнечных батарей.
- BYD Uzbekistan Factory — производственное подразделение в Узбекистане, ориентированное на выпуск автомобилей для местного рынка и экспорта в страны Центральной Азии[9].
Примечания
- ↑ Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир . autonews. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ BYD: история бренда-победителя . drom.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ BYD обошёл Tesla по производству электрокаров в Китае . rbc.ru. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Leo Breevoort. The Big Read: History of BYD . carnewschina. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Компания BYD вышла на второе место на мировом рынке аккумуляторов для электромобилей . avtonovostidnya.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ BYD. Модельный ряд . carsdo.ru. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Коммерческий гибрид T5 от BYD . комтранс.бел. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ BYD F3 (БИД Ф3) технические характеристики [drom.ru] .
- ↑ История бренда BYD . sklad.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Автомобилестроительные компании Китая
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1995 году
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Все статьи
- Компании, имеющие листинг акций на Гонконгской бирже
- Компании Шэньчжэня
- Производители электромобилей
- Производители электробусов
- Промышленность
- Автомобилестроение