BMW

Bayerische Motoren Werke AG
BMW logo (gray).svg
4 cilindros y museo BMW, Múnich, Alemania 2012-04-28, DD 02.JPG
Тип публичная компания
Листинг на бирже FWB: BMW
BIT: BMW
Основание 7 марта 1916
Прежние названия Rapp Motorenwerke
Основатели Карл Фридрих Рапп, Густав Отто
Расположение  Германия: Мюнхен
Ключевые фигуры Норберт Райтхофер (председатель наблюдательного совета)
Оливер Ципсе (президент и CEO)[1]
Отрасль автомобильная промышленность (МСОК2910)
Продукция автомобили, мотоциклы
Собственный капитал 74,366 млрд (2021)[1]
Оборот €111,24 млрд (2021)[1]
Затраты на НИОКР €6,299 млрд (2021)[2]
Операционная прибыль €13,40 млрд (2021)[1]
Чистая прибыль €12,382 млрд (2021)[1]
Активы €229,53 млрд (2021)[1]
Капитализация €48,9 млрд (18.09.2022)[1]
Число сотрудников 118 909 (2021)[2]
Дочерние компании Mini, Rolls-Royce, BMW M, BMW i
Аудитор PricewaterhouseCoopers
Сайт bmw.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

BMW AG (сокращение от Bayerische Motoren Werke AG, с нем. «Баварские моторные заводы») — немецкая компания, занимающаяся производством и продажей автомобилей и мотоциклов, запасных частей и аксессуаров для них, машиностроительной продукции и сопутствующих услуг[3].

BMW AG является материнской компанией BMW Group, которая ориентирована на рынки автомобильной промышленности, мотоциклов. BMW Group осуществляет свою деятельность на международном уровне в более чем 150 странах. В состав BMW Group входят, помимо BMW AG, все дочерние компании, на которые BMW AG может оказывать прямое и контролирующее влияние. Кроме того, BMW AG управляет BMW Group[3].

BMW Group — один из самых успешных производителей автомобилей и мотоциклов в мире и одна из крупнейших промышленных компаний Германии. Марки BMW, Mini и Rolls-Royce — три влиятельных бренда премиум-класса в автомобильной промышленности. Компания ведет исследовательскую и инновационную деятельность на 13 предприятиях в пяти странах и производит свою продукцию на 31 предприятии в 14 странах. Компания также предлагает финансовые услуги. Компания активно участвует в таких видах автоспорта, как «Формула-1», Touring Car Championship и др. Штаб-квартира компании расположена в Мюнхене[4].

В 2016 году компания произвела 2 359 756 автомобилей марок BMW, Mini и Rolls-Royce и 145 555 мотоциклов. За этот год прибыль до налогообложения составила 9,665 млрд евро (самый высокий показатель за всю историю компании), а оборот — 94,163 млрд евро. 47,1 % оборота пришлось на Европу, 28,8 % — на Азию, 20,7 % — на Америку и 3,4 — на другие регионы. Валовая маржа в 2016 году составила 19,9[5].

Генеральным директором BMW по состоянию на 2023 од является Норберт Райтхофеp 46,7 % акций принадлежит семье Квандт[6].

История

Ранние годы, становление

Компания BMW была основана Карлом Фридрихом Раппом в октябре 1913 года в Мюнхене и первоначально занималась производством авиационных двигателей. В 1913 году Карл Рапп и Густав Отто, сын Николауса Отто, основали две небольшие компании по производству авиационных двигателей в северной части Мюнхена. Начало Первой мировой войны сразу же вызвало поток заказов. Поэтому Рапп и Отто решили объединиться в один авиационный завод. В 1916 году компания подписала контракт на производство двигателей V12 для Австро-Венгрии[7].

7 марта 1916 года в результате слияния компаний Rapp-Motoren-Werke GmbH и Otto-Werke была создана компания под названием Bayerische Flugzeugwerke AG (BFW) — Баварский авиационный завод. Не выполнив контракт на производство 224 авиационных двигателей для австрийской армии, Рапп в 1917 году продал компанию Камилло Кастильони, а генеральным директором стал Франц Йозеф Попп. В рамках сделки Кастильони переименовал компанию в Bayerische Motoren Werke G. m. b. H. (Bavarian Motor Works) (BMW), которая в 1918году была преобразована в Bayerische Motoren Werke Aktiengesellschaft. Попп, пришедший в компанию в качестве инспектора австрийской армии, перевел в Мюнхен инженера Макса Фрица из компании Daimler, и вместе они создали шестицилиндровый двигатель BMW IIIa объёмом 19,1 л с водяным охлаждением на базе двигателя Rapp Rp III, который стал основной продукцией компании[8].

Так в Мюнхене была основана компания по производству авиационных двигателей, которая была зарегистрирована 21 июля 1917 года под названием Bayerische Motoren Werke. В 1918 году компания была преобразована в акционерное общество — BMW AG. Бело-голубая круглая эмблема BMW, созданная в 1917 году, используется до сих пор. Белый и синий цвета представляют собой цвета Баварии.

17 июня 1919 года летчик-испытатель BMW Франц Зено Димер на самолёте DFW-F 37/III (C-IV) с двигателем BMW Motor IV достиг рекордной высоты 9 760 метров.

В конце Первой мировой войны в BMW работало 3 400 человек. После окончания Первой мировой войны производство самолётов в Германии было запрещено, и Кастильони продал акционерное общество BMW компании Knorr-Bremse AG (Knorr Brakes AG), а компания была переименована в Süddeutsche Bremsen AG (South German Brakes AG), при этом Кастильони в мае 1922 года получил права на название BMW. В 1923 года Фриц и Мартин Штолле построили первый мотоцикл BMW — R32 с двигателем boxer и карданной передачей. В середине 1920-х годов компания начала производство мотоциклов с рабочим объёмом двигателя 750 см³, 1000 см³ и впоследствии 500 см³ с которыми участвовала в гонках. В 1927 году началось производство двигателей с наддувом[8].

В том же году компания вновь начала производство авиационных двигателей, а полученную прибыль использовала для приобретения автомобильного завода в Айзенахе, который она приобрела в 1928 году. Затем компания стала производителем автомобилей и начала производство легкового автомобиля Dixi по лицензии Austin Motor Company под названием BMW 3/15, сначала в берлинском Йоханистале, где 22 марта 1929 году был выпущен первый автомобиль BMW. Из-за мирового финансового кризиса через год производство было полностью перенесено в Айзенах.

Автомобиль Dixi был создан на базе Austin 7. Впоследствии предприятие в Айзенахе вошло в состав компании Rover. Интересно, что спустя много десятилетий, в 1990-х годах, BMW временно стала владельцем всей компании Rover. В 1932 году BMW построила свой первый собственный автомобиль — с двигателем объёмом 800 см³ и мощностью 20 лошадиных сил. В 1934 году началось производство BMW 315 с двигателем объёмом 1500 см³ и мощностью 34 лошадиные силы. В 1935 году компания также построила автомобиль с двигателем объёмом 1900 см³. Впоследствии BMW также создала BMW 326 с шестицилиндровым двигателем объёмом два литра и мощностью 45 лошадиных сил, который был развит в BMW 328, двухместный спортивный автомобиль мощностью 80 лошадиных сил[8].

В последующие годы компания BMW расширила производство, выпуская шестицилиндровые спортивные автомобили и седаны. Выпускались купе и кабриолет 327 и роскошный седан 335.

Георг Майер побеждает в гонках на мотоциклах BMW, а Эрнст Хенне устанавливает рекорд скорости — 216 км/ч. В последующие годы он четырежды улучшал свой рекорд, пока в 1937 году с шестой попытки не достиг 279,5 км/ч.

В 1935 году BMW запустила в серийное производство первую телескопическую вилку для мотоциклов, а в 1938 году — первые задние амортизаторы для мотоциклов. Эти инновации обеспечили компании преимущество на рынке вплоть до окончания Второй мировой войны. Во второй половине 1930-х годов компания BMW построила в мюнхенском районе Алах завод по производству авиационных двигателей. Дочерняя компания BMW Flugmotoren GmbH производила двигатели для самолётов Lufthansa Ju 52[8].

По окончании Второй мировой войны BMW — Konstrukteure стала самым крупным предприятием в области разработки двигателей для самолётов. Одна техническая группа BMW была создана на базе крига франкоязычных фирм. Она создала на основе одной из первых разработок BMW-Düsenaggregate турбину для французского самолёта Düsenjäger vom Typ Mirage[9].

В 1938 году Хушке фон Ханштайн стал чемпионом Германии по гонкам на спортивных автомобилях на BMW 328, а в 1940 году он добился величайшего из всех успехов спортивных автомобилей BMW, выиграв гонку на 1000 миль «Mille Miglia». К началу Второй мировой войны компания BMW выпускала автомобили с двигателями объёмом до 3400 см³, но основной объём производства приходился на автомобили среднего класса. В 1937 году автомобиль BMW с двигателем объёмом 1500 см³ стоил 3750 марок, что на тысячу марок больше, чем четырёхдверный лимузин Opel Olympia[10].

Вторая мировая война

Мотоциклы BMW, в частности R12 и R75, широко использовались в моторизованных частях немецкой армии. BMW R75 имел коляску, колесо которой также являлось ведущим. Привод осуществлялся с помощью дифференциала, что придавало мотоциклу высокую проходимость. На самолётах также использовался двигатель BMW 801, один из самых мощных авиационных двигателей своего времени. К 1945 году было выпущено более 30 000 таких двигателей.

Во время войны Второй завод BMW (Werk II) в Мюнхене-Алахе был крупнейшим заводом по производству авиационных двигателей в Германской империи. С 1939 года на завод BMW направлялись иностранные рабочие и военнопленные. В апреле 1943 года 50 % подневольных рабочих составляли французы, 18 % — особо дискриминируемые восточноевропейцы, из них 0,6 % — русские. В конце Второй мировой войны 90 % работников компании составляли иностранные рабочие, военнопленные и узники концлагерей. Для распределения тысяч узников концлагерей в BMW предпринимали усилия с 1942 года, а в 1943 году компания получила узников из лагеря Дахау. В период с 1939 по 1944 год число рабочих там увеличилось с 1 тыс. до 17 тыс. человек. Подневольные рабочие участвовали как в производстве, так и в расширении завода. В силу своей важности для военной промышленности компания BMW была наиболее предпочтительным предприятием для распределения рабочих. Однако ни разу за время войны на предприятии не была достигнута полная занятость. Западноевропейские рабочие частично жили в частных квартирах. Для остальных к 1944 году рядом с заводами были построены бараки, в которых проживало более 14 000 человек.

В конце войны заводы BMW подверглись сильным бомбардировкам. В завершающий период войны и в первое послевоенное время заводы компании использовались американскими войсками для ремонта техники[8].

Послевоенное время

Производство возобновилось в 1948 году с неизменной довоенной модели мотоциклов с рабочим объёмом двигателя 250 см³. В 1950 году началось производство мотоциклов с двигателями объёмом 500 и 600 см³. После Второй мировой войны компания BMW изменила свою политику и стала выпускать больше автомобилей класса «люкс». С 1947 по 1950 год Георг Майер выиграл все уличные чемпионаты Германии на мотоцикле BMW.

С 1951 года BMW начала выпускать автомобили в Мюнхене. В 1952 году компания получила обратно два завода от американских войск и начала серийное производство BMW 501 с шестицилиндровым двигателем мощностью 65 лошадиных сил. Впоследствии двигатель был модернизирован до 2100 см³ и 72 лошадиных сил, но этого все равно было недостаточно, чтобы сравняться по хорактеристикам с Mercedes 220. В 1954 году компания начала выпуск восьмицилиндровых двигателей объёмом 2600 см³ и 3200 см³ мощностью 120 или 140 лошадиных сил, для которых не было достаточного рынка. В 1956 году началось производство спортивных моделей BMW 503 и BMW 507, ориентированных на состоятельных покупателей[8].

В 1955 году Вильгельм Нолль установил рекорд наибольшей скорости, достигнутой с помощью двигателя мотоколяски, — 285 км/ч (285 миль/ч). В конце 1950-х годов BMW переживала кризис. В 1959 году компания сообщила об убытках в размере 9,5 млн марок, неоплаченных счетах на 4,5 млн марок.

На конец 2016 года в компании работало 124 729 человек. Из них 112 869 человек работали в автомобильном сегменте, 3 351 — в мотоциклетном, 8 394 — в сегменте финансовых услуг и 115 — в других сегментах. По данным исследования «Самые привлекательные работодатели мира», проведенного агентством «Universum», компания является лучшим работодателем в Германии и лучшим работодателем среди автопроизводителей в мире[5].

Автомобили

С 1955 по 1962 год большим успехом пользовались различные модели микроавтомобиля BMW Isetta, на которые устанавливались двигатели BMW от модернизированного итальянского автомобиля Isetta. Всего было выпущено 161 728 таких микроавтомобилей.

Репутация компании BMW строится в основном на выпуске элитных автомобилей класса люкс, отличающихся спортивностью, динамичностью, точной управляемостью и мощными двигателями. А их модели обязательно имеют либо задний, либо полный привод (4х4). Современный модельный ряд BMW был начат в 1960-х годах с появлением серии 02, а нынешние обозначения моделей были введены в 1970-х годах[5].

Отдельные семейства моделей называются «сериями» и обозначаются одним номером. Вначале была представлена модель BMW 5 (обычный семейный седан), затем BMW 3 (компактный семейный автомобиль) и BMW 7 (роскошный седан). Обычно каждая модель обозначается тремя цифрами и одной или несколькими буквами (пример 325iX) — первая из цифр означает принадлежность автомобиля к серии (в примере 3 Series), две следующие — объём двигателя, а буквы указывают на тип топлива и другие особенности. Исключение составляют автомобили, разработанные спортивным подразделением BMW — BMW Motorsport, которые обозначаются буквой M и номером серии, которую они представляют (пример BMW M3).

Позже появились серии Z (родстер) и X (внедорожник), обозначения которых также представляют собой исключение из стандартного правила. Основные направления развития компании направлены на снижение расхода топлива автомобилей и уменьшение вредных выбросов, использование ультрасовременных технологий и автомобильных инноваций[5].

1970-е годы стали периодом быстрого роста, были открыты новые заводы в Германии, созданы филиалы в западноевропейских странах и в США; BMW начала поставлять моторы для участников Формулы-1. В начале 1980-х начал работу первый зарубежный завод в Австрии по производству дизельных двигателей. С 1980-х годов всё более значительную конкуренцию BMW начали составлять японские производители, сначала на рынке мотоциклов, а затем и автомобилей; главной проблемой компании была высокая стоимость рабочей силы. В 1994 году был запущен завод в Спартанберге (Северная Каролина, США). Также в этом году за 1,2 млрд долларов был куплен британский производитель автомобилей Rover Group; позже один из акционеров BMW назвал эту сделку худшим капиталовложением в корпоративной истории Германии, миллиарды долларов были вложены в модернизацию заводов Rover, но приносили лишь большие убытки и в 2000 году бренд Rover и связанные с ним активы были проданы за номинальные 15 долларов; от этой операции остался лишь бренд MINI и несколько британских заводов. В 2003 году был куплен ещё один британский бренд, Rolls­-Royce. В 2003 году с китайской компанией Brilliance China Auto было создано совместное предприятие BMW Brilliance Automotive. В феврале 2022 года BMW увеличила свою долю в нём с 50 до 75 %, заплатив китайской стороне 3,7 млрд евро. Совместное предприятие производит около 700 тыс. автомобилей в год на двух заводах в городе Шэньян. Там же в июне 2022 года был открыт третий завод, который производит электромобили

В 2016 году компания выпустила 2 359 756 автомобилей, из которых 2 002 997 — марки BMW, 352 580 — марки MINI и 4 179 — марки Rolls-Royce. В том же году компания выпустила 145 555 мотоциклов. В 2016 году продажи автомобилей марки BMW впервые превысили 2 млн штук по всему миру. В конце своего жизненного цикла 5-я серия BMW не дотянула до уровня продаж предыдущего года. 2-я серия и семейство X продавались более чем на 20 % чаще, чем в предыдущем году, причем наибольший скачок — на 83,6 % — наблюдался у серии X1. BMW i3 входит в тройку самых продаваемых электромобилей в мире[5].

С 1999 до 2022 года сборка некоторых моделей для российского рынка осуществлялась на заводе «Автотор» в Калининграде[11].

Мотоциклы

История производства мотоциклов BMW началась в начале 20-го века. В 1923 году компания BMW (Bayerische Motoren Werke) представила свою первую модель мотоцикла — BMW R32. Этот мотоцикл был оснащен двигателем объёмом 494 см³ и мощностью 8,5 лошадиных сил. Он был первым мотоциклом с вертикально расположенным двигателем и валом привода[12].

В 1932 году BMW выпустила свою первую модель с боковым коляской — BMW R11. Этот мотоцикл был предназначен для перевозки пассажиров или грузов и был широко использован во время Второй мировой войны. В 1950-х годах BMW начала производство мотоциклов с более мощными двигателями. Одной из наиболее известных моделей этого периода был BMW R69S, который был выпущен в 1960 году. Он имел двигатель объёмом 594 ксм³ и мощностью 42 лошадиные силы.

В 1970-х годах BMW начала разрабатывать и производить модели, которые сочетали в себе спортивные характеристики и комфорт для длительных поездок. Одной из наиболее известных моделей этого периода был BMW R90S, который был выпущен в 1973 году. Он имел двигатель объёмом 898 см³в и мощностью 67 лошадиных сил.

В 1980-х годах BMW начала выпускать модели с новыми технологиями и инновационными функциями. Одной из наиболее известных моделей этого периода был BMW K1, который был выпущен в 1988 году. Он был первым мотоциклом BMW с ABS и имел уникальный дизайн с интегрированными фарами и задним крылом. В настоящее время BMW продолжает разрабатывать и производить мотоциклы, которые сочетают в себе высокую производительность, комфорт и инновационные технологии. Они предлагают широкий спектр моделей, от спортивных мотоциклов до туристических и круизеров. Мотоциклы BMW остаются популярными среди любителей мотоциклов по всему миру[12].

Финансовые показатели

Финансовые показатели в млрд евро[2]
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Оборот 76,85 76,06 80,40 92,18 94,16 98,28 96,86 104,2 98,99 111,2
Чистая прибыль 5,111 5,329 5,817 6,396 6,910 8,675 7,064 5,022 3,857 12,46
Активы 131,8 138,4 154,8 172,2 188,5 195,5 208,9 228,0 216,7 229,5
Собственный капитал 30,61 35,60 37,44 42,76 47,36 54,11 57,83 59,91 61,52 75,13

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 BMWG.DE - Bayerische Motoren Werke AG (англ.). Reuters. Дата обращения: 18 сентября 2022. Архивировано 20 сентября 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Annual Report 2021 (англ.). Bayerische Motoren Werke AG. Дата обращения: 18 сентября 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  3. 3,0 3,1 БМВ-ГРУППЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 31 августа 2023.
  4. Constanze Werner. Kriegswirtschaft und Zwangsarbeit bei BMW: Im Auftrag von MTU Aero Engines und BMW Group. — Oldenbourg Verlag, 2011-12-05. — 460 с. — ISBN 978-3-486-70977-3.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 GESCHÄFTSBERICHT 2016. web.archive.org. Дата обращения: 31 августа 2023.
  6. История бренда BMW. investim.guru. Дата обращения: 31 августа 2023.
  7. Bayerns Gloria (нем.). Der Spiegel (12 января 1960). Дата обращения: 31 августа 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Рюдигер Юнгблут. Автомобильная династия. История семьи, создавшей империю BMW. — Litres, 2020-11-26. — 534 с. — ISBN 978-5-04-314041-8.
  9. History of Bayerische Motoren Werke AG – FundingUniverse. www.fundinguniverse.com. Дата обращения: 31 августа 2023.
  10. Кристоф Фивег. BMW / БМВ. Автомобиль мечты. — Litres, 2022-05-15. — 146 с. — ISBN 978-5-04-341463-2.
  11. BMW сокращает производство на Автоторе: останутся три модели (неопр.). autoreview.ru (19 марта 2021). Дата обращения: 31 августа 2023.
  12. 12,0 12,1 Мотоциклы BMW: вековая история бренда и актуальные модели — Global City - интернет-журнал (англ.). globalcity.info (8 ноября 2021). Дата обращения: 31 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!