BMW M3

Материал из «Знание.Вики»
BMW M3
BMW M3 Competition (G80) IMG 4042.jpg
Общие данные
Производитель BMW M
Годы производства 1986 — настоящее время
Дизайн и конструкция
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
2‑дв. купе (4‑мест.)
2‑дв. кабриолет (4‑мест.)
5‑дв. универсал (5‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Шаблон:П4-компоновка
На рынке
Похожие модели Audi RS4, Mercedes-Benz C-класс AMG, Lexus IS-F
Сегмент D-сегмент
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

BMW M3 — высокопроизводительная модификация автомобилей 3-й серии BMW, разрабатываемая подразделением BMW M GmbH[1]. Отличительными особенностями от базовых версий выступают форсированный силовой агрегат, модернизированная ходовая часть, видоизменённый экстерьер и интерьер с характерными элементами линейки «M»/Motorsport. Производство началось в 1986 г.

Дебютная генерация BMW M3 (E30) стартовала в 1986 г., изначально в кузове двухдверного седана. С 1988 г. ассортимент пополнился вариантом с открытым верхом.

Осенью 1992 г. дебютировало второе поколение на платформе E36. Двухдверная версия 3-й серии впервые получила обозначение купе. С 1994 г. линейка расширилась за счет четырехдверного седана и кабриолета.

Третья итерация М3 (E46) выпускалась с середины 2000 по середину 2006 гг. исключительно как купе и кабриолет.

Четвёртое воплощение M3 (E90/E92/E93) впервые с 1999 г. предлагалось в трёх типах кузова: седан, купе и кабриолет. Последний получил инновационную трехсекционную складную металлическую крышу вместо традиционного тканевого верха.

Весной 2014 г. состоялась премьера пятого поколения М3, доступного только как седан. Купе и кабриолеты обрели самостоятельный индекс М4. М3 впервые получила уникальный код разработки F80 вместо F30. Модели M4 также обзавелись собственными индексами (F82 — купе, F83 — кабриолет).

Презентация шестой генерации состоялась в сентябре 2020 г.

M3 E30 (1986–1991 гг.)

BMW M3 E30
M3 (кабриолет) M3 (купе) M3 (родстер) M3 (купе) M3 (кабриолет)
Годы производства 05.1988—06.1991 02.1987—05.1989 02.1986—06.1989 06.1989—10.1990 06.1989—06.1991
Двигатель S14 B23 S14Z S14 B23 S14 B23
Объём 2302 см³
Цилиндров/клапанов 4/16
Диаметр × Ход поршня 93,4 × 84 мм
Степень сжатия 10,5:1
Мощность при об/мин 143 кВт (195 л. с.) при 6750 147 кВт (200 л. с.) при 6750 158 кВт (215 л. с.) при 6750
Крутящий момент при об/мин 230 Н*м при 4750 240 Н*м при 4750 230 Н*м при 4600
Максимальная скорость 228 км/ч 230 км/ч 235 км/ч 241 км/ч 239 км/ч
Разгон до 100 км/ч 7,3 сек. 6,8 сек. 6,7 сек. 6,7 сек. 7,3 сек.
Разгон до 80—120 км/ч на 4 передаче 7,5 сек. 7,1 сек. 7,8 сек. 8,4 сек.
Снаряжённая масса 1360 кг 1200 кг 1360 кг

Первая модификация, базировавшаяся на двухдверной версии BMW E30 1986 г., оснащалась 2,3-литровым рядным четырёхцилиндровым двигателем S14B23. Конструкция силового агрегата опиралась на предшествующие разработки BMW. Автомобиль успешно участвовал во множестве кузовных гоночных серий[2].

Исходная версия для гражданского использования развивала мощность 195 л. с. (143 кВт). Модификации Evolution, сохранив объем 2,3 л, получили модернизированную выпускную систему, повышенную степень сжатия и ряд доработок, что увеличило отдачу до 215 л. с. (160 кВт). Позднее вариант Sport Evolution оснастили 2,5-литровым мотором мощностью 238 л. с. (175 кВт). Также было выпущено 786 экземпляров с открытым верхом.

BMW M3 отличалась усовершенствованным усиленным кузовом с улучшенной аэродинамикой. Характерными чертами стали расширенные колёсные арки, оригинальная крышка багажника со встроенным спойлером и передний «сплиттер» — элементы, отсутствовавшие на стандартных версиях. E30 выделялась более пологим наклоном заднего стекла для оптимизации воздушного потока. Лобовое стекло вклеивалось для повышения жесткости конструкции. Остекление имело уменьшенную толщину. Автомобиль получил более жёсткую и низкую подвеску на стойках Bilstein B6. M3 превосходила стандартный BMW E30 по длине и ширине. Комплектовалась фирменными дисками BBS с шинами размерностью 205/55 VR15[3].


M3 E36 (1992–1999 гг.)

BMW M3 E36
M3 3.0 M3 GT M3 3.2
Годы производства 10.1992—10.1995 12.1994—06.1995 10.1995—04.1999
Двигатель S50B30 S50B32
Объём 2990 см³ 3201 см³
Цилиндров/клапанов 6/24
Диаметр × Ход поршня 86,0 × 85,8 мм 86,4 × 91,0 мм
Степень сжатия 10,8 : 1 11,3 : 1
Мощность при об/мин 210 кВт (286 л. с.) при 7000 217 кВт (295 л. с.) при 7000 236 кВт (321 л. с.) при 7400
Крутящий момент при об/мин 320 Н*м при 3600 323 Н*м при 3900 350 Н*м при 3250
Привод Задний
Трансмиссия 5-скор. МКПП 6-скор. МКПП
Максимальная скорость 250 км/ч
Разгон до 100 км/ч 6,0 сек. 5,9 сек. 5,5 сек.
Снаряжённая масса 1460 кг 1460 кг 1530 кг

США

M3 3.0 (лимузин) M3 3.2 (лимузин) M3 3.2 (купе)
Годы производства 1994—08.1996 09.1996—05.1998
Двигатель S50B30US S52B32
Объём 2990 см³ 3152 см³
Цилиндров/клапанов 6/24
Диаметр × Ход поршня 86,0 × 85,8 мм 86,4 × 89,6 мм
Степень сжатия 10,5 : 1
Мощность при об/мин 179 кВт (240 л. с.) при 6000
Крутящий момент при об/мин 305 Н·м при 4250 320 Н·м при 3800
Привод Задний
Трансмиссия 5-скор. МКПП
Трансмиссия (опционально) 5-скор. АКПП
Максимальная скорость 220 км/ч 225 км/ч
Снаряжённая масса 1440 кг 1440 кг


Дебют BMW M3 E36 состоялся 01.02.1992 г., а в дилерские центры модель поступила 01.11.1992 г. Это была первая M3 с шестицилиндровым двигателем объемом 2 990 куб. см, развивавшим 286 л. с. (210 кВт). Изначально доступная только как купе, BMW M3 позднее появилась в кузовах кабриолет и седан в 1994 г. M3 в 36-м кузове стала первой среди М-версий с правосторонним расположением руля[4].


M3 E46 (2000–2006 гг.)

BMW M3 E46
M3 Coupé M3 Cabrio
Годы производства 10.2000—12.2006 04.2001—11.2006
Тип двигателя Бензиновый
Цилиндров 6
Двигатель S54B32
Клапанов 24
Объём 3246 см³
Диаметр × Ход поршня 87,0 × 91,0 мм
Степень сжатия 11,5 : 1
Мощность при об/мин 252 кВт (343 л. с.) при 7900
Крутящий момент при об/мин 365 Н*м при 4900
Привод Задний
Трансмиссия 6-скор. МКПП
Трансмиссия (опционально) 6-скор. АМТ
Максимальная скорость 250 км/ч
280 км/ч
Разгон до 100 км/ч 5,2 сек. 5,5 сек.
Разгон до 80—120 км/ч на 4 передаче 5,3 сек. 5,9 сек.
1000 м 24,2 сек. 24,8 сек.
Расход топлива на 100 км 13,4 л 13,6 л
Снаряжённая масса 1535 кг (1570 кг) 1655 кг (1730 кг)

BMW M3 E46 представлена 01.10.2000 г. Новая генерация модели стала легче на 110 кг, что в сочетании с модернизированным шасси значительно улучшило управляемость. В 2003 г. автомобиль дебютировал в гоночной серии DTM. Комплектовался двигателем S54B32 мощностью 343 л. с. при 8 700 об/мин, 6-ступенчатой МКПП с двойным сцеплением и облегченным гоночным маховиком. Тормозная система Brembo обеспечивала равномерное распределение усилий с акцентом на переднюю ось. Перфорированные вентилируемые тормозные диски дополнялись керамическими колодками с титановыми элементами. Подвеска отличалась высокими задними и заниженными передними стойками стабилизаторов[5].

01.02.2001 г. дебютировал M3 Convertible — кабриолет на базе купе с тканевым верхом. Несмотря на визуальное сходство, технически это были разные автомобили с уникальными кузовными панелями, дверями и увеличенной массой у кабриолета.


M3 E90, E92, E93 (2007–2013 гг.)

BMW M3 E90
Купе Лимузин Кабриолет
Годы производства 09.2007—07.2013 03.2008—10.2011 05.2008—10.2013
Расположение цилиндров V-образное
Двигатель S65B40
Расположение двигателя Продольное
Клапанов 4 на цилиндр
Объём 3999 см³
Диаметр × Ход поршня 92,0 мм × 75,2 мм
Степень сжатия 12,0 : 1
Мощность при об/мин 309 кВт (420 л. с.) при 8300
Крутящий момент при об/мин 400 Н*м при 3900
Трансмиссия 6-скор. МКПП
Трансмиссия (опционально) 7-скор. DCT
Привод Задний
Разгон до 100 км/ч 4,8 сек. (4,6 сек.) 4,9 сек. (4,7 сек.) 5,3 сек. (5,1 сек.)
Максимальная скорость 250 км/ч

280 км/ч

Расход топлива на 100 км 12,4 л (11,9 л) 12,4 л (12,3 л) 12,9 л (12,3 л)
Полная масса 1655 кг (1675 кг) 1680 кг (1700 кг) 1885 кг (1905 кг)

Четвёртое поколение BMW M3 анонсировано в 2007 г. на Женевском автосалоне (Швейцария, 06.03.2007–18.03.2007 г.) демонстрацией концепт-кара. Как и предшественники E46 M3 и E60 M5, концепт M3 был максимально приближен к серийной версии, премьера которой состоялась в том же году на Франкфуртском автосалоне (Германия, 13.09.2007–23.09.2007 г.). Баварский производитель выпустил облегчённую модификацию M3 GTS, лишенную мультимедийной системы, климат-контроля, шумоизоляции, задних сидений и кондиционера. Автомобиль окрашивался исключительно в ярко-оранжевый цвет. Стоимость версии составила 145 000 долларов США. Весь тираж был распродан мгновенно.

Впервые М3 оснастили двигателем V8. Агрегат, созданный на базе 10-цилиндрового мотора M5, имел объём 4 л и развивал 420 л. с. при 8300 об/мин. Технологически он был схож с рядным 6-цилиндровым двигателем предыдущей модели, сохранив индивидуальные дроссельные заслонки и систему изменения фаз газораспределения. Однако блок цилиндров теперь изготавливался из алюминиевого сплава вместо чугуна. M3 четвёртого поколения комплектовалась как 6-ступенчатой механической, так и 7-ступенчатой роботизированной трансмиссией с двумя сцеплениями DCT, сокращавшей время разгона до 100 км/ч с 4,8 до 4,6 с[6].

M3 E90 CRT

Модификация CRT (Carbon Racing Technology) анонсирована в июне 2011 г. Оснащалась аналогичным GTS двигателем, но сохранила шумоизоляцию, мультимедийную систему, навигацию и прочее оборудование. Выпущено 54 экземпляра с индивидуальной нумерацией на приборной панели. Разгон до 100 км/ч занимал 4,4 с[7].


M3 F80 (2014–2020 гг.)

BMW M3 F80
M3 Limousine M3 Limousine Competition M3 Limousine CS
Годы производства 04.2014—05.2018 01.2016—05.2018 03.2018—05.2018
Топливо Бензиновое
Количество цилиндров R6
Двигатель S55B30
Объём 2979 см³
Мощность при об/мин 431 л. с. при 5500—7300 450 л. с. при 7000 460 л. с. при 6250
Крутящий момент при об/мин 550 Н*м при 1850—5500 600 Н*м при 4000—5380
Трансмиссия 6-скор. МКПП 7-скор. DCT
Трансмиссия (опционально) 7-скор. DCT
Привод Задний
Разгон до 100 км/ч 4,3 [4,1] 4,2 [4,0] 3,9 сек.
Разгон до 200 км/ч 13,8 [13,6]
Максимальная скорость 250 км/ч

280 км/ч

280 км/ч
Расход топлива на 100 км 8,8 [8,3] 8,3
Выбросы CO2 204 [194] 194
ЭКО-стандарт Euro 6


Презентация нового поколения M3 состоялась на Североамериканском автосалоне 2014 г.[8] Реализация в Европе стартовала в марте 2014 г., в России — летом того же года. F80 M3 выпускалась исключительно в кузове седан, а купе и кабриолет выделились в отдельную линейку BMW M4. В 2015 г. представлена обновленная версия БМВ М3 в кузове F80.

Производство F80 M3 осуществлялось с 2014 г. на заводе BMW-Werk Regensburg.

В феврале 2018 г. BMW объявила о прекращении продаж M3 F80 в Европе с августа 2018 г. Причина — несоответствие двигателя нормам Euro 6d, вступающим в силу 01.09.2018 г., без установки сажевого фильтра Otto (OPF). M4, получивший данный фильтр, продолжил производство для европейского рынка. В США выпуск прекратился в мае 2018 г. из-за введения новых экологических стандартов с 01.06.2018 г., в Германии производство продолжилось.

С 2018 г. выпускается модификация BMW M3 CS с облегченными элементами кузова: капот из углеволоконного композита весом 1,5 кг, крылья, некоторые детали интерьера. Новая роботизированная трансмиссия стала легче на 12 кг. Общее снижение массы составило 60 кг.


M3 G80/G81 (с 2021 г.)

BMW M3 Competition (G80)

Шестая генерация М3 дебютировала в 2020 г. Впервые в истории модели с начала продаж предлагается два варианта дизайна[9].

Основные характеристики

Основные характеристики
BMW M3 Limusine G80 M3 M3 Competition M3 Competition xDrive
Коробка передач 6-ступ. механич. 6-ступ. Steptronic 6-ступ. Steptronic
Число цилиндров / Объём, см3 6 / 2993 6 / 2993 6 / 2993
Мощность кВт (л.с.) 353 (480) 375 (510) 375 (510)
Топливо бензин бензин бензин


Динамические характеристики

Модель Мощность

двигателя

КПП 0-100 км/ч 0-160 км/ч 0-200 км/ч 1000 м

с места

Максимальная

скорость

BMW M3 E30 200 л. с. 5МКПП 7,8 с. 19,1 с. 35,9 с. 28,3 с. 237 км/ч
BMW M3 E30 215 л. с. 5МКПП 7,1 c. 17,5 с. 33,7 с. 27,5 с. 239 км/ч
BMW M3 Sport Evolution E30 238 л. с. 5МКПП 6,7 с. 16,7 с. 29,2 с. 27,0 с. 248 км/ч
BMW M3 E36 Седан 286 л. с. 5МКПП 6,0 с. 13,6 с. 22,4 с. 25,4 с. 250 км/ч
BMW M3 E36 Купе 286 л. с. 5МКПП 5,7 с. 13,1 с. 21,3 с. 25,0 с. 250 км/ч
BMW M3 E36 Кабриолет 286 л. с. 5МКПП 6,2 с. 14,4 с. 24,0 с. 25,8 с. 250 км/ч
BMW M3 E36 Купе 321 л. с. 6МКПП 5,1 с. 12,5 с. 20,1 с. 24,8 с. 250 км/ч
BMW M3 E46 343 л. с. 6МКПП 5,1 с. 11,7 с. 18,8 с. 24,7 с. 250 км/ч
BMW M3 CSL E46 360 л. с. 6МКПП 4,9 с. 11,1 с. 17,3 с. - 250 км/ч
BMW M3 E92 420 л. с. 6МКПП 4,9 с. 10,6 с. 16,7 с. - 250 км/ч
BMW M3 Competition E92 420 л. с. АМКПП 4,5 с. 10,1 с. 16,1 с. - 250 км/ч
BMW M3 GTS E92 450 л.с АМКПП 4,2 с. 9,1 с. 14,5 с. - 250 км/ч
BMW M3 F80 431 л. с. АМКПП 4,2 с. 8,9 с. 13,9 с. - 250 км/ч
BMW M3 Competition F80 450 л. с. АМКПП 4,1 с. 8,7 с. 13,5 с. 22,2 с. 250 км/ч
BMW M3 CS F80 460 л. с. 3,9 с. 280 км/ч
BMW M3 G80 510 л.с 6АМКПП 250 км/ч


Примечания

Ссылки