1-й гвардейский истребительный авиационный полк
| ||
|---|---|---|
| Вооружённые силы |
|
|
| Вид вооружённых сил |
|
|
| Род войск (сил) | Авиация | |
| Формирование | 06.12.1941 год | |
| Расформирование (преобразование) | 01.12.2009 год | |
| Награды | ||
| Почетное наименование «Красногвардейский» | ||
| Районы боевых действий | ||
|
Битва за Москву Курская битва Ржевская битва Операция "Искра" Витебско-Оршанско-Неманская наступательная операция Сандомирская наступательная операция Висло-Одерской операции Берлинская операция Пражская операция. |
||
| Преемственность | ||
| Предшественник | 29-й Краснознамённый истребительный ордена Ленина авиационный полк | |
| Преемник | нет | |
1-й гварде́йский истреби́тельный авиацио́нный Красногварде́йский Краснознамённый ордено́в Ле́нина и Куту́зова полк и́мени 50-ле́тия СССР (1-й ГвИАП) — воинское формирование в составе Военно-воздушных сил (ВВС) СССР, принимавшее участие в Великой Отечественной войне. В СССР считалось наиболее прославленным и старейшим подразделением. Прошёл путь от Восточного фронта Гражданской войны до чехословацких событий 1968 года (операция «Дунай»)[1]. Один из первых среди авиационных подразделений Военно-воздушных сил нашей страны был удостоен высшей награды — ордена Ленина[2].
История формирования
История 1-го гвардейского авиационного истребительного полка уходит корнями в период существования царской власти. В начале Первой мировой войны, в составе царской армии действовали 1-й, 11-й и 22-й корпусные авиационные отряды, из которых в марте 1918 года был создан 3-й авиационный дивизион. В годы Первой мировой войны 11-м отрядом руководил летчик П. Н. Нестеров, впервые в мире выполнивший на самолёте фигуру высшего пилотажа — «мёртвую петлю». В октябре 1918 года в Москве из двух отдельных отрядов, входивших в состав 1-й Советской авиагруппы, был сформирован Первый Авиационный дивизион.
Эти авиационные подразделения (1-й и 3-й) активно участвовали в сражениях с интервентами в период Гражданской войны. В декабре 1921 года Первый Авиационный дивизион, а в январе 1922 года — Третий, прибыли в Петроград для создания авиационной эскадрильи. В марте 1922 года завершилось формирование эскадрильи, и она получила название 1-я Советская воздушная эскадрилья истребителей. Приставка «Советская» была дана в честь Первой Советской авиагруппы, которая послужила основой для создания 1-го авиаотряда 1-го авиадивизиона.
Один из отрядов сформированной эскадрильи был оснащен самолётами «СПАД», а остальные — «НЫПОР». После создания 1-й Советской воздушной эскадрильи истребителей она была направлена в резерв Главного командования. 1 августа 1922 года приказом Петроградского Военного Округа № 1175/с эскадрилья была переименована в отдельную авиационную эскадрилью истребителей № 1.
С момента своего создания 1-я авиаэскадрилья базировалась в Ленинграде, но в феврале 1934 года была передислоцирована на Дальний Восток и вошла в состав 250-й авиабригады ОК ДВА. Приказом ВВС ОК ДВА № 00104 от 26 октября 1937 года эскадрилья была включена в состав 25-й истребительной авиабригады ОК ДВА. Впоследствии, приказом ВЗС ОК ДВА № 00115 от 5 декабря 1928 года, 25-я истребительная авиабригада была расформирована, и 1-я Краснознаменная эскадрилья преобразовалась в 29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк, дислоцированный в ст. Поздеевка, Амурской области, Хабаровского края[3].
Почетные звания и награды полка
В январе 1925 эскадрилье было дано почетное наименование «Эскадрилья имени В. И. Ленина». 25 января 1925 года состоялось торжественное вручение именных машин типа «Фокер Д — X1», подаренных гражданскими организациями, входящими в общество друзей воздушного флота. Приказом РВС ЛВО № 126/41 от 27 декабря 1926 года эскадрилья получила новое наименование — Первая авиационная эскадрилья. В январе 1927 года эскадрилья перестала быть самостоятельной и, сохранив свой номер «1», вошла в структуру 1-й авиабригады. В знак признания заслуг первого авиационного дивизиона в годы Гражданской войны, постановлением ЦИК СССР от 1928 года Первая авиационная эскадрилья была удостоена ордена Красного Знамени.
Наивысшего признания боевые заслуги полка получили в годы Великой Отечественной войны. В нашей стране он стал одной из первых авиационных частей, отмеченных орденом Ленина. Указом, изложенным в Приказе наркома обороны СССР № 347 от 6 декабря 1941 года, 29-й истребительный ордена Ленина Краснознамённый авиаполк был удостоен звания 1-го гвардейского за доблестную работу и исключительное мужество, проявленные в оборонительных операциях под Москвой.
За вклад в освобождение Красногвардейска приказом НКО от 4 мая 1943 года полк был отмечен почетным наименованием «Красногвардейский». За выдающиеся успехи в боях при прорыве немецкой обороны на реке Нейссе и взятии городов Котбус, Любен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов в конце войны полк получил награду — орден Кутузова III степени[3].
Боевой путь полка в годы ВОВ
Согласно официальным документам, участие в боевых действиях полк начал 13 июля 1941 года. Впоследствии, 8 декабря 1941 года, для реорганизации и обучения на истребителях «Харрикейн» полк был передислоцирован в Пермь.
В областном центре состоялось торжественное собрание, объединившее представителей трудовых коллективов города и личный состав полка. На этом мероприятии было принято письмо-клятва, адресованное Центральному Комитету ВКП(б), в котором говорилось, что фронт и тыл едины в своих действиях ради победы над врагом. Летчики-гвардейцы передали Пермскому горкому ВКП(б) и горисполкому Красное знамя, предназначенное для награждения лучшего предприятия.
В январе 1942 года личный состав полка, включая летчиков и техников, вместе с полученной боевой техникой, отправился на фронт, принимал участие в боях под Москвой. В период с июля по сентябрь 1942 года, базируясь на аэродроме Сукромля на Калининском фронте, полк участвовал в Ржевско-Зубцовской наступательной операции. В марте пилоты полка совершили 451 боевой вылет, сопровождая штурмовики и бомбардировщики в зоне действия 30-й армии. С января по март 1943 года полк выполнял боевые задачи на Волховском фронте.
Принимал участие в операции «Искра», направленной на прорыв блокады Ленинграда. С 27 февраля 1943 года вновь дислоцировался на Калининском фронте. После участия в Ржевско-Зубцовской операции в конце марта 1943 года полк был выведен в тыл для пополнения личного состава и техники.
В мае 1943 года, в составе 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, полк вошел во 2-й истребительный авиационный корпус Воронежского фронта и приступил к боевым заданиям на самолётах Як-76 и Як-1. Вскоре, 28 июня того же года, дивизия была передана в 1-ю Воздушную Армию Западного фронта. В ходе Курской битвы авиаторы совершили 609 вылетов, уничтожив в воздушных боях 87 вражеских самолётов. 28 июля 7-я гвардейская истребительная авиационная дивизия была включена в состав 15-й Воздушной Армии Брянского фронта.
В период с 1943 по 1944 год полк сражался на территории 1-го Прибалтийского фронта. В 1944 году, действуя в составе 3-го Белорусского фронта, он был задействован в Витебско-Оршанско-Неманском наступлении (с базирования на аэродромах Микулино в Смоленской области, Боровое в Витебской области, Огородники в Минской области, а также на литовских аэродромах Алитус, Ораны, Поцуны и Стрельчишки). В 1945 году, в составе 1-го Украинского фронта, полк участвовал в Сандомирской наступательной операции. 28 января 1945 года он был передислоцирован в Германию, на аэродром Ельс. Дальнейшие боевые действия включали участие в Висло-Одерской операции, а также в сражениях за Берлин, Дрезден и Прагу. Победу советские войска встретили на аэродроме Альтен[4].
Основные итоги боевой деятельности
| Фронт | Период | Соединение | Боевые вылеты | Потери | |
|---|---|---|---|---|---|
| самолеты | лётчики | ||||
| Калининский | 12.07.1941 — 30.12.1942 | 31-я смешанная авиационная дивизия
210-я смешанная авиационная дивизия 209-ая истребительная авиационная дивизия |
6252 | 52 | 28 |
| Волховский | 30. 12.1942 — 24.02. 1943 | 209-ая истребительная авиационная дивизия | 456 | 16 | 11 |
| Калининский | 24.02.1943 — 24.04.1943 | 209-ая истребительная авиационная дивизия | — | — | — |
| Воронежский | 24.04.1943 — 01.06.1943 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 553 | — | — |
| Западный | 01.06.1943 — 01.08.1943 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 237 | 8 | 8 |
| Брянский | 01.08.1943 — 15.10.1943 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 534 | 19 | — |
| 1-й Прибалтийский | 15.10.1943 — 20.04.1944 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 472 | 13 | 9 |
| 3-ий Белорусский | 20.04.1944- 15.09.1944 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 1041 | 19 | 2 |
| 1-й Украинский | 15.09.1944- 09.05.1945 | 7-ая гвардейская истребительная авиационная дивизия | 2096 | 12 | 3 |
| Вида задания | Всего | 1941 год | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год |
|---|---|---|---|---|---|---|
| по войскам противника | 661 | 643 | — | 10 | — | 8 |
| по аэродромам противника | 78 | — | — | — | 24 | 54 |
| на разведку | 2176 | 895 | — | 153 | 343 | 785 |
| на свободную охоту | 116 | — | — | — | 68 | 48 |
| на перехват | 683 | 350 | 47 | 219 | 33 | 34 |
| на прикрытие войск | 5582 | 1635 | 1167 | 1390 | 251 | 1139 |
| на сопровождение | 2321 | 616 | 899 | 480 | 322 | 1139 |
| на блокировку аэродромов | 24 | — | — | — | — | 24 |
| Итого | 11641 | 4139 | 2113 | 2252 | 1041 | 2096 |
| По типам | Всего | 1941 год | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Истребители
сбито в воздушных боях уничтожено на аэродромах |
224
4 |
24
— |
51
— |
95
— |
17
2 |
37
2 |
| Бомбардировщикисбито в воздушных боях
уничтожено на аэродромах |
95
13 |
29
— |
16
— |
43
— |
3
1 |
4
12 |
| прочих типов
сбито в воздушных боях |
28 | 14 | 6 | 5 | — | 3 |
| Итогосбито в воздушных боях
уничтожено на аэродромах |
364
347 17 |
67
67 0 |
73
73 0 |
143
143 0 |
23
20 3 |
58
44 14 |
| по видам потерь | Всего | 1941 год | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Боевые сбито в воздушных боях
сбито ЗА уничтожено на аэродромах на вернулась с боевого задания |
52
19 4 25 |
8
4 — 2 |
11
1 4 2 |
25
5 — 14 |
6
5 — 2 |
2
4 — 1 |
| Итого | 100 | 14 | 22 | 44 | 13 | 7 |
| небоевые аваикатастрофы
аварии прочие небоевые |
7
18 10 |
5
2 1 |
—
8 — |
1
3 4 |
1
2 3 |
—
3 2 |
| Итого | 35 | 8 | 8 | 8 | 6 | 5 |
| Всего | 135 | 22 | 30 | 52 | 19 | 12 |
| По видам потерь | Всего | Лётчики | Инженерно-технический состав |
|---|---|---|---|
| погибло в воздушных боях | 29 | 29 | — |
| не вернулось с боевого задания | 28 | 28 | — |
| умерло от ранений | 1 | 1 | — |
| погибло в авикатастрофах | 4 | 2 | 2 |
| погибло при налетах | 6 | — | 6 |
| прочие небоевые | 5 | 1 | 4 |
| Итого | 73 | 61 | 12 |
Командиры полка в период ВОВ
| Период командования | ФИО, воинское звание | Биографические сведения[6] |
| 15.06.1941 — 14.07.1941 | Лешко Дмитрий Константинович (капитан) | Родился 14.09.1908 в Могилёвской области, Чериковского р-н. Призван на фронт 09.02.1942. Дважды удостоен Ордена Ленина. Место захоронения: Украинская ССР, г. Киев, Лукьяновское кладбище |
| 16.07.1941 — 17.07.1942 | Юдаков Алексей Павлович (майор, подполковник и полковник) | Родился 24.03.1911 в Куйбышевской области, с. Тростянка. Призван в Красную армию 15.05.1932. Награды: Орден Красного Знамени (3), Орден Красной Звезды (2), Медаль «Братство по оружию», Медаль «30 лет Халхин-Гольской Победы», Медаль «25 лет освобождения Румынии», Орден «Тудор Владимиреску» IV степени, Медаль «За оборону Москвы», Орден Ленина, Медаль «За боевые заслуги», Орден Богдана Хмельницкого II степени, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2), Медаль «За взятие Будапешта», Медаль «За взятие Вены». Место захоронения: Украинская ССР, г. Киев |
| 17.07.1942 — 10.12.1942 | Зотов Александр Иванович (майор) | Родился в 1914 году в Туле. Совершил около 200 боевых вылетов, 5 индивидуальных побед и 2 в группе. Похоронен на Всесвятском кладбище г. Кашира Московской области |
| 10.12.1942 — 22.01.1943 | Логвинов Петр Трофимович (майор) | Родился 25.01.1912 в г. Харьков. Дата призыва: 16.12.1931. Дважды награждён Орденом Красного Знамени. Место захоронения: Ленинградская обл., Кировский р-н, Шумский с/с, д. Валдома |
| 23.01.1943- 24.03.1943 | Дзюба Иван Михайлович (майор) | Родился в 1904 году в Черниговской области, д. Нежин. Совершил 234 боевых вылета, в 13 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 2 вражеских самолёта. 21.07.42 присвоено звание Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями |
| 24.04.1943 — 27.10.1944 | Кайнов Илья Игнатович (капитан, майор) | Родился в 1911 году в Тульской области, г. Крапивна. Награды: Орден Александра Невского (2), Орден Красного Знамени (2), Орден Кутузова III степени (2), Медаль «За боевые заслуги», Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2), Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени |
| 27.10.1944 — 27.03.1945 | Зинов Владимир Иванович (майор) | Родился 28.07.1909 в Карачевском районе, г. Карачев. Поступил на службу в 1933 году. Награждён Орденом Красной Звезды (дважды), Медалью «За боевые заслуги», Орденом Красного Знамени (дважды). Место захоронения: Германия, г. Шенефельд |
| 27.03.1945 — 30.12.1945 | Малиновский Иван Анатольевич (майор) | Родился 21.09.1907 в Мстиславском уезде Могилёвской губернии. В ВВС с 1930 года. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Красной Звезды, Кутузова III степени, медалями. Похоронен в Борисоглебске |
Штат
Штатная численность: штат № 015/134 от 08.01.1942 — 191 чел. 25.09. — 05.11.1942 — переформирован по штату 015/284; январь — март 1944 — переформирован по штату 015/364.
Структура: штат № 015/134 от 08.04.1942:
- штаб,
- 1-я истребительная авиационная эскадрилья
- 2-я истребительная авиационная эскадрилья
- 3-я истребительная авиационная эскадрилья[7]
Боевая техника полка, используемая в годы ВОВ
На протяжении Великой Отечественной войны 1 ГвАИП использовал различные типы истребителей, к ним относятся:
- И-16 (20 ед.) — один из основных советских истребителей начала войны. Отличался хорошей маневренностью, но уступал новейшим немецким машинам по скорости и вооружению. К середине войны начал устаревать, постепенно заменяясь новыми типами самолётов.
- И-153 («Чайка») (2 ед.) — биплан с хорошим управлением и мощным вооружением, активно применявшийся в первый период войны. Был надежным, простым в обслуживании, но заметно проигрывал монопланам врага по скорости и высотности.
- «Харрикейн» (9 ед.) — британский истребитель, активно поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза. Применялся главным образом для патрулирования, сопровождения конвоев и охраны аэродромов.
- МиГ-3 (1 ед.) — высотный истребитель с хорошими показателями скорости и высоты полета. Однако, большинство сражений проходило на небольших высотах, где МиГ-3 уступал другим советским истребителям.
- Як-1 (64 ед.) — простой и надежный фронтовой истребитель первой линии войны. Уступал по некоторым параметрам новым германским самолётам, но массовое производство сделало его важной частью оборонительной системы страны.
- Як-7 (25 ед.) — улучшенный вариант Як-1, сочетавший учебные и боевые характеристики. Имел лучшее вооружение и двигатель, использовался как основной учебный самолёт и эффективно применялся в бою.
- Як-9 (2 ед.) — наиболее массовый истребитель последних этапов войны. Высокая скорость, отличная дальность полёта и мощность вооружения позволили стать универсальным фронтовиком — одновременно выполняющим функции эскорта, разведки и штурмовых операций[8].
- Як-3 (12 ед.) — самый быстрый и лёгкий истребитель семейства Яковлевых, созданный в конце войны. Максимальная манёвренность и хорошая динамика делали его грозным соперником практически любому современному самолёту противника.
Послевоенная история полка
- 17 мая 1945 года полк был перебазирован в Дрезден, 6 июня 1945 года — на аэродром Прага-Ружине, а в августе — в Венгрию.
- С 23 октября 1956 года полк принимал участие в подавлении так называемого контрреволюционного мятежа в Венгрии, совершив 242 боевых вылета.
- С 1945 по 1991 год полк входил в состав Южной Группы Войск.
- 25 декабря 1959 года он был реорганизован в 1-й гвардейский авиационный Красногвардейский ордена Ленина, Краснознаменный, ордена Кутузова полк истребителей-бомбардировщиков.
- С 21 августа 1968 года полк участвовал в событиях в Чехословакии, базируясь на аэродроме Намешт (ЧССР) и совершив 162 самолёто-вылета.
- Приказом Министра Обороны от 30 декабря 1972 года, в честь 50-летия образования СССР, полку было присвоено наименование «Имени 50-летия СССР».
- В апреле 1991 года, впервые после окончания Великой Отечественной войны, полк был перебазирован в СССР на аэродром Лебяжье Качинского ВВАУЛ.
- В 2002 году, в связи с проводимой реформой Вооруженных Сил Российской Федерации, полк был преобразован в 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный Красногвардейский ордена Ленина, Краснознаменный, ордена Кутузова полк имени 50-летия СССР.
- 1 декабря 2009 года полк был расформирован и включен в состав 6970-й авиационной базы[9]
Награды личного состава
Пятеро военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза:
- Дудин Н. М. (лейтенант);
- Мигунов В. В. (лейтенант);
- Муровицкий Л. З. (старший лейтенант);
- Попов А. В. (младший лейтенант);
- Хитрин В. А. (старший лейтенант);
Весной победного 1945 года из числа летного состава были отмечены:
- Сидоренко П. И. (старший лейтенант) — орден Красного Знамени.
- Дронов С. Д. (майор) — орден Отечественной войны I степени.
- Шульга Н. П. (майор) — орден Отечественной войны I степени.
- Макаров А. И. (майор) — орден Отечественной войны II степени.
- Темнов И. Г. (старший техник-лейтенант) — орден Отечественной войны II степени.
- Кириченко А. А. (старшина) — орден Славы II степени.
- Пасхалов П. М. (старшина) — орден Красной Звезды[10].
Литература
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные полки Сталина. Первая Полная энциклопедия — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с.
- Зелин А. Н. Вклад Советской авиации в достижение Победы в Великой Отечественной войне — 2010. — 71 с.
- Кондауров И. А. Навечно в памяти народной. М.: Пермское книжное издательство, 1985—360 с.
- Пермские войсковые части Красной Армии во время Великой Отечественной войны: Справочник / Под ред. С. В. Неганова — 2022. — 720 c.
- Энциклопедия Великая Отечественная война 1941—1945 годов. М.: Кучково поле, 2015. — 976 с.
- Энциклопедия Пермский край в Великой Отечественной войне. М.: Пушка, 2020. — 472 с.
- Куманев Г. А.1941-1945. Краткая история, документы, фотографии.— М.: Политиздат, 1982.— 238 с.
Примечания
- ↑ Челпанова Д.Д. Чехословацкие события 1968 года: безвозвратные военные потери южных регионов СССР // Новое прошлое / The New Past : журнал, сайт. — 2018. — № 4. — С. 106—116.
- ↑ Валентин Голубев. 1-ый гвардейский истребительный авиационный полк. «Просто газета» № 8(490) (26.02.2019). Дата обращения: 1 мая 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Дьяченко Г.Х. Наследники Нестерова. — Москва: Воениздат, 1963. — 172 с.
- ↑ Куманев Г. А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. — Москва: Политиздат, 1982. — 238 с.
- ↑ Анохин В. А. Быков М.Ю. Все истребительные полки Сталина. Первая Полная энциклопедия. — 2014. — С. 17—19. — 944 с.
- ↑ История 1 гв. иап и его боевой путь борьбы с немецкими захватчиками. Память народа. Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ Энциклопедия Пермский край в Великой Отечественной войне. — Пермь: Пушка, 2020. — С. 273. — 472 с.
- ↑ «Крылья Победы» : советские военные самолеты времен Великой Отечественной // РИА НОВОСТИ : газета, сайт. — 2017. — 19 декабря.
- ↑ Пермские войсковые части Красной Армии во время Великой Отечественной войны / под ред. С. В. Неганова. — Пермь, 2022. — С. 622. — 720 с.
- ↑ Кондауров И. А. Навечно в памяти народной. — 1985. — С. 263—264. — 360 с.
- Воинские части, награждённые орденом Красного Знамени
- Воинские части, награждённые орденом Ленина
- Воинские части, награждённые орденом Кутузова III степени
- Воинские формирования по алфавиту
- Гвардейские полки
- Истребительные авиационные полки СССР во время Великой Отечественной войны
- Авиационные полки Российской Федерации
- Воинские части и формирования, созданные в 1941 году
- Воинские части и формирования, расформированные в 2009 году
- Участники Ржевской битвы