Энциклопедизм

Материал из «Знание.Вики»

Энциклопедизм — мировоззрение, целью которого является объединение широкого спектра знаний в одном произведении[1].

Этот термин охватывает как сами энциклопедии, так и связанные с ними жанры, в которых полнота изложения является примечательной и важной чертой. Толковый словарь Ожегова трактует энциклопедизим как «всесторонняя образованность, глубокая осведомлённость в различных областях знания». Помимо полноты, энциклопедические произведения отличаются отсутствием конкретной аудитории и практического применения. Автор кратко объясняет факты для читателя, который затем будет использовать информацию так, как автор, возможно, и не предполагал. В своей современной форме энциклопедии состоят из статей в алфавитном порядке, написанных группами специалистов. Этот формат был разработан в XVIII веке путем расширения технического словаря за счет включения нетехнических тем.

Первое упоминание термина «энциклопедизм» в Оксфордском словаре английского языка датировано 1833 годом; контекстом является книга о Дидро[2].

История

Древний мир

Греция

Греческий писатель и учитель Аристотель (384—322 до н. э.) многое сказал по широкому кругу вопросов, включая биологию, анатомию, психологию, физику, метеорологию, зоологию, поэтику, риторику, логику, эпистемологию, метафизику, этику и политические взгляды. Он был одним из первых писателей, которые описали, как классифицировать материал по темам, что является первым шагом в написании энциклопедии. Спустя много времени после его смерти были устранены существующие пробелы, изменён порядок работ и его сочинениям была придана системная форму. Каталоги его работ были составлены Андроником в I веке и Птолемеем во II веке. Поскольку сборник Аристотеля был одним из немногих энциклопедических произведений, сохранившихся в средние века, он стал широко используемым справочным изданием в эпоху позднего средневековья и эпохи Возрождения.[3]

Египет

Дорофей (середина I века) и Памфил (конец I века) написали огромные словари. Ни одна из работ не сохранилась, но их объем позволяет предположить, что это было нечто большее, чем просто словари. Работа Памфила состояла из 95 книг, была продолжением словаря из четырех книг Зопириона и состояла из записей, расположенных в алфавитном порядке. Гесихий (V век) считает источником Диогениана[4], который, в свою очередь, использовал Памфила[5].

Рим

Три римских труда обычно считаются энциклопедическими: «Собрание сочинений» Варрона (конец н. э.), «Естественная история» Плиния Старшего (ок. 77 — 79 н. э.) и «Об искусстве» Корнелия Цельса (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.):

  • «Antiquities» Варрона состояли из 41 книги по римской истории; его «Disciplines» состояли из девяти книг по гуманитарным наукам. Варрон также написал 25 книг по латыни и 15 по праву. Сохранились лишь фрагменты работ Варрона.
  • Плиний наиболее известен как автор «Естественной истории» — крупнейшего энциклопедического сочинения античности, состоящего из 37 книг. Его труд послужил прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания.
  • Цельс оставил после себя около 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. Он составил обширную энциклопедию «Artes», охватывавшую собой философию, риторику, юриспруденцию, сельское хозяйство, военное искусство и медицину.

Средние века

В то время как классические писатели-энциклопедисты стремились распространять знания, авторы средневековья были больше заинтересованы в установлении ортодоксальности. Они создавали произведения для использования в качестве учебных текстов в школах и университетах. Студенты могли считать имеющиеся у них знания безопасными ортодоксальными и, таким образом, быть огражденными от ереси.

  • Кассиодор попытался написать христианский эквивалент работы Плиния. Его «Institutiones» (560 год, полное название «Institutiones divinarum et saecularium litterarum») начинается с обсуждения Священного Писания и церкви; остальные темы кратко рассматриваются ближе к концу работы.
  • Работы Боэция на основе греческих справочников изложили их содержание на латыни. Они служили справочниками общего назначения в раннем средневековье.
  • Исидор Севильский, наиболее известный как основатель средневекового энциклопедизма и плодовитый церковный писатель, автор труда «Этимологии» в 20 книгах — универсальной энциклопедии, систематизирующей сумму позднеантичного знания в соответствии с христианскими представлениями.

Эти писатели организовали свой материал в форме тривиума (грамматика, логика, риторика), за которым следовал квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Такое разделение семи свободных искусств было характерной чертой монастырского образования, а также средневековых университетов, которые развивались начиная с XII века.

С четвертого по девятый века Византия пережила серию религиозных дебатов, в рамках которых были собраны и тематически организованы выдержки, поддерживающие богословские взгляды составителей. В X веке, или во времена Македонской династии, наблюдался расцвет энциклопедической письменности. Считается, труд «Суда», крупнейший энциклопедический словарь на греческом языке, был составлен в XXI веках. Это самая ранняя работа, которую современный читатель знает как энциклопедию, которая содержит 30 000 записей в алфавитном порядке.

С появлением печати и снижением стоимости бумаги объем энциклопедических произведений резко возрос в эпоху Возрождения. Это было время «жажды информации». Многие составители в качестве оправдания своих усилий ссылались на страх утраты знаний, прекрасно осознавая, сколько классических знаний было до этого потеряно. Самой известной энциклопедией елизаветинской Англии была книга «Batman upon Bartholomew», опубликованная в 1582 году. Она основана на труде «De proprietatibus rerum» из 19 книг, составленном энциклопедистом Бартоломеем Английским в XIII веке. Он был переведен Джоном Тревизой в 1398 году и отредактирован Томасом Бертеле в 1535 году. В 1620 году Фрэнсис Бэкон написал план энциклопедии в «Instauratio magna», составив список основных областей знаний, которые должна была содержать полная энциклопедия. План Бэкона повлиял на Дидро и, таким образом, косвенно на более поздние энциклопедии, которые обычно следуют схеме Дидро.

В то время как древний и средневековый энциклопедизм делал упор на классику, гуманитарные науки, гражданские отношения или право, последующее развитие технологий означало, что стало необходимым объяснять много незнакомой терминологии. Работа Lexicon Technicum (1704) учёного и священника Джона Харриса, названная им «Универсальным английским словарем искусств и наук», стала первой алфавитной энциклопедией, написанная на английском языке. Работа Харриса вдохновила Эфраима Чемберса на создание «Циклопедии» (1728) — этот двухтомный труд английского энциклопедиста и издателя считается первой современной энциклопедией.[6]

Следующий труд — Encyclopédie (1751—1777) стала значительно расширенной версией идеи Чемберса. Этот 32-томный труд, под редакцией Дидро и Д’Аламбер, был гордостью Просвещенной Франции. Он состоял из 21 тома текста и 11 томов иллюстраций[7]. В нём было опубликовано 74 000 статей, написанных более чем 130 авторами. Энциклопедия представляла светское мировоззрение, вызвав гнев некоторых церковных чиновников. Проект Дидро имел большой успех и вдохновил на создание нескольких подобных проектов, в том числе британскую Encyclopædia Britannica (первое издание 1768 года), а также немецкую Brockhaus Enzyklopädie (начало 1808 года).

Новое время

Когда-то энциклопедии были предназначены исключительно для элиты общества, но в XIX и XX веках они все чаще создавались, продавались и покупались семьями среднего и рабочего класса. Появились различные стили энциклопедизма, ориентированные на определенные возрастные группы, представляя произведения как образовательные инструменты.

Одним из первых, кто выступил за создание технологически усовершенствованной энциклопедии, индексирующей всю мировую информацию, был писатель Герберт Уэллс. Вдохновленный возможностями микрофильмов, он выдвинул собственную идею глобальной энциклопедии в 1930-х годах, в том числе через своё эссе «Мировой мозг». В этой книге он описывает своё видение мировой энциклопедии: новая, бесплатная, авторитетная, постоянная «Всемирная энциклопедия», которая могла бы помочь гражданам всего мира использовать информационные ресурсы и, таким образом, сделать большой вклад в жизнь людей.

Пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем первые электронные энциклопедии будут опубликованы в 1980-х — 1990-х годах. Производство электронных энциклопедий началось с преобразования печатных материалов, вскоре к ним добавились мультимедийные элементы, потребовавшие новых методов сбора и представления контента. Последующее применение гипертекста также принесло существенную пользу читателям и не требовало значительных изменений в написании. Запуск в 2000-х годах электронной энциклопедии — Википедии и последующий рост ее популярности и влияния радикально изменил бытующие представления о том, как энциклопедия создается (совместно, открыто) и используется (повсеместно).

Россия

По мнению некоторых учёных России, энциклопедизм — это философско-научно-техническое явление в сфере знаний и их развития в человеческой культуре; особый универсально-тематический категориально-понятийный способ мыследеятельности, заключающийся в обобщении, систематизации и сопоставлении свода знаний.[8]

По их мнению Дидро и Д’Аламбер, авторы труда «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», составили своеобразное научное сообщество, известное в европейской культуре под названием «энциклопедисты». Важно, что именно они разработали идею энциклопедизма как одну из важнейших культурных ценностей европейской цивилизации, выражающей её устремлённость к прогрессивному развитию всех областей жизни общества.[8]

Современный этап энциклопедизма характеризуется внедрением современных знаниевых технологий и переносом энциклопедий из книжнотекстовой формы на электронные носители, а также в Интернет. Это создаёт не только новые оперативно-поисковые возможности работы с энциклопедической информацией, но и ставит новые проблемы развития энциклопедизма как в современных социотехнических условиях, так и для его философско-научной рефлексии в контексте стратегических перспектив человеческой цивилизации. А перспективностратегической формой энциклопедизма будущего является концепция глобально-проблемно ориентированной поликультурной компьютерной метаэнциклопедии.[8]

Примечания

  1. Smiraglia, Richard (2014). The Elements of Knowledge Organization. Издательство Springer Nature
  2. 1833 Carlyle, Diderot, Misc. V. 45 «This exaggerated laudation of Encyclopedism».
  3. Jason König and Gregg Wolf, «Encyclopaedism in the Roman Empire», Encyclopaedism from Antiquity to the Renaissance, Cambridge University Press, 2013, pp. 27-28. ISBN 9781107038233.
  4. Barnes, Jonathan. Mantissa (2015), p. 282. «Plainly, Diogenianus was an important source for Hesychius.»
  5. Francesca Schironi. From Alexandria to Babylon: Near Eastern Languages and Hellenistic Erudition in the Oxyrhynchus Glossary (P.Oxy. 1802 + 4812) (2009), p. 49. «From this scholium it become clear that Diogenianus did not excerpt directly from Pamphilus, but rather from Vestinus. So we have the chain Pamphilus-Vestinus-Diogenianus-Hesychius.»
  6. Ephraim Chambers: British author. Encyclopedia Britannica.
  7. About this project, The Encyclopedia of Diderot and D’Alembert
  8. 8,0 8,1 8,2 Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра…

Ссылки