Экспедиция Норденшёльда (1878—1879)

Экспеди́ция Норденшёльда (в иноязычных источниках — экспедиция «Веги») — экспедиция, организованная в период с 1878 по 1880 годы под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда. В ходе исследования удалось преодолеть весь Северный морской путь, известный с середины XVII века как возможный судоходный маршрут между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан. Экспедиция завершилась успешно, признана одним из выдающихся достижений шведской науки[1][2].

Цель экспедиции

Целью экспедиции было получение новых научных данных и расширение знаний человечества о природе нашей планеты. Маршрут пролегал вдоль северных берегов Европы и Азии от Атлантического океана до Тихого. Исследователь не оставлял мысли о прохождении вдоль северных берегов[1][2][3]:

Ведь речь шла о решении географической задачи, о северо-восточном пути в Китай и Японию, что в течение трёх столетий было предметом соперничества между торговыми государствами и мореплавателями. Решение этой задачи на протяжении тысячелетий было предметом желания для географов.

Маршрут экспедиции

Помимо сквозного плавания Адольфа Норденшёльда считал основными задачами географические, геологические и гидрометеорологические исследования, а также изучение животных и растений на побережье Сибири и в арктических морях. Для успешного проведения экспедиции ему требовалось современное паровое судно, приспособленное для арктических условий. Он опирался на опыт предыдущих экспедиций, в частности, Семёна Дежнёва и Великой Северной экспедиции. Полагал, что паровые технологии и благоприятные ледовые условия могут дать преимущество. В середине XIX века наблюдалось потепление арктического климата, что привело к уменьшению толщины ледового покрова и облегчило задачу исследователя[1][4].

С уверенностью утверждать, что пройти из Атлантического океана в Тихий океан возможно, было затруднительно. После плавания Семёна Дежнёва и Федота Алексеевича Попова через Берингов пролив ни одной экспедиции не удалось полностью преодолеть этот путь. Даже экспедиция Джеймса Кука в XVIII веке заявила о том, что Северного прохода не существует. Адольф Норденшёльд был уверен в выполнимости этой задачи. В середине 1877 года программа экспедиции была опубликована. Финансирование экспедиции взяли на себя Шведское общество антропологии и географии и Королевское общество искусств и наук в Гётеборге. Адольф Норденшёльд привлёк частное финансирование: значительные средства выделили русский золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, Оскар Диксон и король Швеции Оскар II[4][5].

Подготовка экспедиции

Корабли

Корабль «Вега»

Для экспедиции был выбран крепкий китобойный пароход «Вега» водоизмещением 357 тонн. Деревянное судно построили из дуба и оснастили ледовой обшивкой. Пароход имел паровую машину мощностью 60 лошадиных сил и паруса[1].

Вместе с «Вегой» шли три вспомогательных судна, закупленных в Швеции: «Фразер» и «Экспресс» до Енисея. Их нагрузили углём и товарами для Сибири, и «Лена» до Лены[1].

Экипировка участников

В комплект одежды для путешественников входили следующие предметы[1]:

  • шерстяное нательное бельё;
  • парусиновая блуза со множеством карманов, которую носили поверх матросской куртки для защиты от ветра и метели. По воспоминаниям Адольфа Эрика Норденшёльда, она оказалась очень практичной и завоевала всеобщую симпатию;
  • лапландская шуба из оленьего меха, которая считалась идеальной для поездок на собаках или оленях, но не подходила для длительных переходов, так как была слишком тёплой;
  • парусиновые сапоги на кожаной подошве, внутри которых было сено из осоки. На ноги надевали сначала одну или две пары чулок, поверх которых носили вязаные портянки, а затем уже парусиновые сапоги. Парусиновые сапоги и сено в них легко просыхали и, как отмечали путешественники, были гораздо удобнее кожаных. Даже в мокром виде они были лёгкими и, благодаря сену внутри, обеспечивали свободный выход ножной испарины, как отмечал Адольф Эрик Норденшёльд, который считал их довольно гигиеничными. Адольф Норденшёльд рекомендовал такие сапоги для зимних путешествий и охоты;
  • чулки;
  • овчинные шапки;
  • овчинные башлыки, купленные в Санкт-Петербурге. Их покрой был аналогичен покрою башлыков, используемых в русских войсках;
  • рукавицы из тюленьей шкуры и замши на мерлушковой подкладке, отороченные мехом с длинным волосом. Их, как правило, прикрепляли к шнурку, надетому на шею;
  • шерстяные рукавицы, которые использовали при работе.
  • Также были взяты очки с цветными стёклами, которые раздали всем в начале февраля. Подобный комплект был отмечен как удачный выбор, приспособленный к суровому арктическому климату. Он дополнялся удобной и привычной зимней одеждой, которую обычно носят в Швеции.

Организация питания

Особое внимание Адольф Эрик Норденшёльд уделил подготовке научного оборудования экспедиции и обеспечению продовольствием. По его просьбе, Шведская Академия Наук позаботилась о предоставлении приборов и инструментов для научной работы. Основываясь на опыте предыдущих экспедиций, в частности зимовки 18721873 годов, исследователь решил запасти как можно больше продуктов, обладающих противоцинготными свойствами. Помимо консервов, масла, муки и сухарей, были взяты свежий картофель, который пришлось привезти с берегов Средиземного моря, а также много клюквенного экстракта и мочёной морошки. Запасы продовольствия были рассчитаны на два года[1].

Рацион путешественников был разнообразным и включал в себя следующие продукты. Дополнительно каждый путешественник получал ежедневно 500 г сушёного хлеба или муки (1/3 ржаной), 13 г табака, затем каждую неделю 400 г пшеничной муки, 76 г коровьего масла, 56 г соли, 30 г горчицы, 13 г перца и 32,5 см³ уксуса. С 15 февраля по 1 апреля путешественникам давали «кашу из морошки», смешанную с ромом. С собой взяли двух живых свиней, которых зарезали в конце года. Часто удавалось обменивать у местных жителей различные предметы на большое количество рыбы, так что иногда путешественники могли есть свежую рыбу раз в неделю. На многих стамухах вблизи судна находились довольно глубокие скопления пресной воды. Команда пользовалась как для питья, так и для стирки. После 14 декабря, когда все лужи промёрзли до дна, стали добывать воду, растапливая лёд[1][5].

Адольф Эрик Норденшёльд

Состав экспедиции

Экипаж насчитывал 30 человек. Экипаж парохода состоял из 16 матросов и три китобоя. Офицерский состав и команда корабля были сформированы из опытных моряков шведского военного флота. В качестве участников экспедиции были приглашены зоологи Антон Юлиус Стуксберг и Оскар Арвидович Нордквист, ботаник Франс Рейнгольдович Чельман, врач Эрнст Бернхард Альмквист[1].

Капитаном судна «Вега» был назначен Адольф Арнольд Паландер — опытный мореплаватель, который ранее участвовал в экспедициях Норденшёльда на Шпицберген. Он обладал навыками управления судном во льдах и проявлял интерес к научным исследованиям[1].

Ход экспедиции

Экспедиция

22 июня 1878 года экспедиция на судне «Вега» покинула порт Карлскруна. В Копенгагене и Гётеборге на судно были погружены продовольствие, оборудование и тёплая одежда. 21 июля суда отправились из Тромсё в Югорский Шар[2][1].

30 июля экспедиция соединилась с остальными кораблями. Исследователи добрались до села Хабарово, где познакомились с культурой ненцев и приобрели предметы для Национального музея Швеции. Затем они продолжили путь на северо-восток, не встретив ледяных полей[2].

Франс Рейнгольд Челльман

6 августа корабли достигли острова Диксон, где учёные продолжили исследования, включая сбор образцов растений. Здесь произошло первое расставание: уголь с парусника «Экспресс» был перегружен в трюмы «Веги», после чего «Экспресс» отправился вверх по Енисею. Остальные корабли вернулись в Европу[6].

Из воспоминаний Адольфа Эрика Норденшёльда[6]:

«Когда один день проходил за другим без благоприятной перемены в положении судна, я с ужасом узнал, что зимовка становится неизбежною на пороге к переходу в Великий океан. Этот удар тем труднее было хладнокровно переносить, что мы несомненно избегнули бы его, если бы успели прибыть несколькими часами раньше к восточному берегу Колючинскаго залива. Сколько было случаев, когда можно было сберечь эти часы! Вега не должна была так долго оставаться в Диксоновой гавани; мы могли на один день сократить остановку у острова Таймыра, не следовало терять драгоценное время на изучение морскаго дна к западу от Ново-Сибирских островов. Долгая остановка у мыса Иркайпия, в ожидании лучшаго расположения льдов, стала роковою ошибкою: мы потеряли три дня, не дождавшись никакой перемены к лучшему».

Адольфу Норденшёльду предстояло пройти мыс Челюскин. Продвижение было свободным, но затруднял густой туман. На одном из островов у северного Таймыра учёные отметили скудную фауну, отсутствие белых медведей и тюленей, мало птиц, мало водорослей и густой туман. 19 августа «Вега» и «Лена» достигли мыса Челюскин. Состоялось первое посещение мыса со времён Великой Северной экспедиции. В честь этого с «Веги» дали салют из пяти пушечных залпов. Адольф Норденшёльд оставил гурий с письмом, которое было найдено только в 1935 году. В Арктическом институте, в Ленинграде, смогли реставрировать письмо и прочитать, что было в нём написано[6]:

«Шведская арктическая экспедиция на пароходах „Вега“ и „Лена“ прибыла сюда вчера, 19 августа, в половине седьмого вечера, и через несколько часов направится на восток. Море между Енисеем и мысом Челюскиным было в значительно мере свободно ото льда. Угля достаточно. На борту всё благополучно. Близ мыса Челюскина, на пароходе „Вега“, 20 августа утром 1878 г.»

Экспедиция продолжила путь на восток и вошла в акваторию моря Лаптевых, где на некоторое время оказалась в ледовом плену. Однако вскоре они освободились изо льдов и продолжили движение по чистой воде на расстоянии 7—10 километров от берегов восточного Таймыра. 28 августа моряки устроили торжественный салют в честь завершения первого плавания кораблей от Атлантического океана до устья реки Лены. Здесь экспедиция рассталась с пароходом «Лена». 6 сентября Адольф Норденшёльд достиг берегов Чукотки, где экспедиция впервые встретила людей. Все члены экипажа вышли на палубу, кроме кока, который остался на своём рабочем месте. Адольф Эрик решил преподнести чукчам подарки в виде табака, глиняных трубок и тёплой одежды. Участники экспедиции полагали, что вскоре они достигнут Берингова пролива, и тёплая одежда им больше не понадобится. Однако планы изменились[4][1].

Зимовка

Место зимовки экспедиции

27 сентября судно «Вега» достигло Колючинской губы в ясную погоду в сопровождении тюленей, которые не проявляли страха перед людьми. До Берингова пролива оставалось 120 миль, однако вода начала замерзать. Адольф Норденшёльд не придал этому значения, и запланированная остановка на несколько дней для исследования окрестностей и знакомства с местным населением обернулась вынужденной зимовкой, которая продлилась девять с половиной месяцев. Судно оказалось заблокированным во льдах из-за сильных ветров, которые привели к образованию ледового поля[1][6].

«Быть затёртым так близко от цели нашего путешествия было самым большим для меня несчастьем, с которым я никак не мог примириться во всё время своих путешествий».

Экспедиция под руководством Адольфа Норденшёльда начала подготовку к зимовке. Палубу и борта судна «Вега» защитили от холода с помощью снега и брезентового тента, который был заказан в Швеции. Зимовка прошла успешно благодаря опыту исследователя в организации подобных экспедиций на Шпицбергене. Установили строгий распорядок дня, включающий меню завтраков, обедов и ужинов. Каждый участник экспедиции получал разнообразное питание. Перед обедом выдавались ром или водка, а также противоцинготные средства. В качестве досуга учёные читали лекции по истории Северо-восточного прохода, устраивали игры и беседы. Зимовка не означала много свободного времени: русский офицер Оскар Нордквист составлял словарь чукотского языка, писал научные статьи, другие проводили метеорологические исследования. На Рождество и Новый год в кают-компании была установлена импровизированная ёлка из ивовых ветвей и бревна, принесённого чукчами. Участники экспедиции дарили подарки, пели, танцевали и угощались[4].

Адольф Норденшёльд просил не снаряжать спасательную экспедицию. Он сообщал, что судно стоит в безопасном месте. Однако Джордж Вашингтон Де-Лонг и Александр Михайлович Сибиряков снарядили экспедиции, которые не смогли добраться до «Веги». Выдержав трудности зимовки, «Вега» была освобождена ото льдов[4].

Освобождение и возвращение на Родину

18 июля 1879 года участники экспедиции под руководством Адольфа Норденшёльда, находясь на борту судна «Вега», заметили, что льды уносятся в море. Капитан отдал приказ развести пары, после чего судно было украшено флагами и отправилось к Берингову проливу. 20 июля суда преодолели мыс Восточный, который переименовали в мыс Дежнёва. «Вега» вышла в Тихий океан. 2 сентября судно достигло Иокогамы, где Адольф Норденшёльд сообщил об успешном окончании экспедиции. Он провёл в Японии полтора месяца, в течение которых путешествовал и оставался в восторге от поездки. Участники экспедиции были приняты императором Мэйдзи[4].

Путь до Европы пролегал через острова Борнео, Цейлон и Суэцкий канал. 14 февраля 1880 года «Вегу» торжественно встретили в Неаполе. В Риме Норденшёльд встретился с Александром Сибиряковым, который выразил готовность финансировать новую экспедицию. 23 апреля судно достигло Стокгольма. Его встречали праздничными огнями. Возле королевского дворца были зажжены имена всех 30 участников экспедиции[4].

Итоги экспедиции

В 1880 году судно «Вега» достигло берегов Стокгольма, совершив кругосветное плавание вокруг Евразии. Участники экспедиции Норденшёльда стали известными, их слава уступала лишь славе короля Оскара II. Адольф Эрик Норденшёльд написал книгу «Плавание на „Веге“», основанную на дневниках, рисунках, фотографиях и картах. Книга стала бестселлером и продолжала переиздаваться[7].

В России книга была издана в 1880-х годах, сначала в авторизованном переводе, затем в сокращённом виде. В 1936 году вышло полное издание под редакцией Владимира Визе. В 2010-х годах появились новые издания с гравюрами Майера и биографическими очерками. Адольф Норденшёльд был опытным мореплавателем и участником экспедиций в Арктику. В книге рассказывается об экспедиции и описывается арктические путешествия. Моряки преодолели льды, измерили глубины и собрали ботаническую коллекцию. Были открыты Северная Земля и приарктические острова. Адольф Норденшёльд также описывает зимовку у Берингова пролива и визит в Японию. Автор подчёркивал, что открытие нового пути было результатом научной работы. Экспедиция установила кратчайший путь из Сибири, способствуя развитию Северного морского пути. Первым судном, прошедшим этим маршрутом за одну навигацию, стал ледокол «Сибиряков»[7].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Лучанский Г. Первый проход Северным морским путем в 1878-1879 годах. Музей экспедиционного снаряжения. Дата обращения: 3 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Из Арктики с любовью: путешествия Адольфа Норденшёльда. Русское географическое общество. Дата обращения: 3 декабря 2024.
  3. Поткина И. В. Зарождение Северного морского пути: пролог грядущего геополитического противостояния в Арктике // Исторический курьер : журнал. — 2023. — № 6. — С. 139—153.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Рудь И.А. ерный морской путь Адольф Эрик Норденшёльд -- учёный и мореплаватель, которому покорился Северный морской путь.. Пора в Арктику (15 июля 2020). Дата обращения: 3 декабря 2024.
  5. 5,0 5,1 Экспедиция Эрика Норденшельда (1878–1879): первый сквозной. Официальный портал Забайкальский край (19 июня 2025). Дата обращения: 20 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Экспедиция А. Е. Норденшельда 1878-1879 г. / доклад, представленный Его Величеству Королю Швеции и Норвегии профессором Норденшельдом о возможности торгового мореплавания в Сибирских водах Ледовитого моря ; пер. М. Рыкачев. -. — Кронштадт, 1880. — 31 с.
  7. 7,0 7,1 От Стокгольма до Чукотки. Независимая газета (23 мая 2019). Дата обращения: 3 декабря 2024.