Школьный педагогический совет

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Педагогический совет

Педагоги́ческий сове́т — совет профессионалов, работающих в одном коллективе, который призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, коллегиальный орган самоуправления педагогических работников на постоянной основе. Деятельность педагогического совета определяется «Положением о педагогическом совете». Педагогический совет (педсовет) создаётся во всех общеобразовательных организациях, где больше трёх педагогов[1].

Педагогический совет в современном образовании

В современных условиях, когда актуальность образования возросла, в образовательных учреждениях происходят динамичные перемены. Современные технологии, социальные изменения, новые методы обучения требуют непрерывного обновления педагогических компетенций. Педагогический совет позволяет не только понимать сущность учебного процесса, но и разработать эффективную программу обучения педагогических кадров, способных успешно реагировать на вызовы современного общества[2].

Основные понятия и определения

Главные задачи, которые решает педагогический совет, связаны с государственной политикой по вопросам образования, ориентацией деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса, разработкой содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения, внедрению в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта и решение вопросов о приёме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии данного учреждения[3].

Существует несколько типов педагогических советов: совет образовательного учреждения, районные, городские, областные, федеральные.

Место и роль в учебно-воспитательном процессе

Педагогический совет (педсовет) — важный инструмент для управления жизнью образовательного учреждения, позволяющий эффективно решать как текущие задачи, так и планировать стратегическое развитие.

  • Тактический педсовет фокусируется на оперативных вопросах. Он служит площадкой для анализа текущей ситуации. Ведётся оценка качества обучения, уровня преподавания отдельных предметов, эффективности воспитательной работы, состояния школьной культуры. Решаются актуальные проблемы определения и решения задач, возникающих в процессе обучения и воспитания. Происходит обмен знаниями, знакомство педагогического коллектива с новинками психолого-педагогической науки и практическим применением новых подходов.
  • Стратегический педсовет имеет более масштабную цель — выработку долгосрочной концепции развития школы. Его результат — перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет, которая определяет линию поведения коллектива, общие принципы и направления деятельности, систему взглядов на школу, видение её роли и места в образовательном пространстве.
  • Стартовый педсовет проводится в начале учебного года, чтобы сформировать единую позицию коллектива и определить цели и ценности, направления работы. Задаётся вектор развития, выявляются предназначение школы, определяются приоритетные задачи. Даётся старт учебному процессу, запускается серию учебно-воспитательных мероприятий, начало реализации программы развития.
  • Текущий (рабочий) педсовет проводится в течение учебного года, чтобы проанализировать состояние учебного процесса, оценить эффективность обучения и воспитания на определённом этапе, выявить проблемы, определить слабые места и области для улучшения.
  • Четвертной, полугодовой и итоговый педсоветы подводят итоги за соответствующие периоды, анализируют достигнутые результаты и планируют дальнейшие действия.
  • Итоговый педсовет дополнительно нацелен на определение проблем, выявление существующих и потенциальных проблем, то есть различий между желаемым и реальным состоянием дел, тщательное изучение проблем, чтобы найти пути их решения. Движение вперед педагогического коллектива с использованием полученных знаний для улучшения работы школы и достижения успеха[4] .

Участники

Педагогический совет — орган управления школой, который собирает разных специалистов, чтобы обсудить и решить важные вопросы образовательного процесса. Директор школы (председатель совета), руководит заседаниями, координирует работу коллектива. Заместители директора, представляют свои направления работы и делятся опытом. Учителя, которые делятся практическим опытом, предлагают решения проблем, изучают новые методы преподавания. Воспитатели обсуждают воспитательную работу, анализируют поведение учащихся. Организаторы внеклассной и внешкольной работы предлагают идеи для развития дополнительных программ, творческих мероприятий и кружков. Социальные педагоги делятся опытом работы с трудными детьми и их семьями, предлагают меры по профилактике девиантного поведения. Педагог-психолог анализирует психологический климат в школе, помогает решать конфликты. Учитель-дефектолог обсуждает работу с детьми с особыми образовательными потребностями, предлагает меры по интеграции в образовательный процесс. Председатель общешкольного родительского комитета представляет мнение родителей по важным вопросам школьной жизни, взаимодействует с педагогическим коллективом.

Дополнительными участниками для координации совместных проектов и обмена опытом могут быть представители сотрудничающих организаций и учреждений. Преподаватели вузов — для обсуждения современных тенденций в образовании и обмена знаниями. Члены общешкольного и классного родительских комитетов - для высказывания мнения родителей по конкретным вопросам. Представители детских общественных организаций для обмена опытом и взаимодействия в рамках школьных проектов. Родители для обсуждения важных вопросов школьной жизни и участия в проектах. Школьники для обсуждения своих интересов и предложений по улучшению школьной жизни.

Директор школы остаётся председателем педсовета на большинстве заседаний, но в некоторых случаях может быть избран сменный председатель из числа участников педсовета, чтобы обеспечить равное представление разных точек зрения. Педагогический совет — платформа для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он позволяет создать единое поле для обсуждения важных вопросов, принять взвешенные решения и направить школу к достижению своих целей[5].

Функции

  • Управленческие.
  • Методические.
  • Воспитательные.
  • Социально-педагогические.
Функции педагогического совета: Наименование Содержание
1. Управленческие (административные) Законодательные Находят выражение в коллективных решениях, которые принимаются открытым голосованием. Они обязательны к выполнению каждым работником.
Совещательные Обсуждается объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса с выработкой рекомендаций
Обобщающе-диагностические Проводится опытно-экспериментальная работа, обследования социального, психологического и медицинского характера
Планово-прогностические Обсуждаются перспективы развития школы, планируется деятельность коллектива, выбирают учебные планы и программы.
Экспертно-контролирующие Заслушиваются отчёты, заключения о работе педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами и обучающимися Устава школы, о работе с родителями, о единых требованиях к обучающимся.
Корректирующие Вносятся изменения и поправки в образовательную программу и планы работы школы на основании изменений государственной политики, социального заказа или социальной обстановки.
2. Методические функции Информационные Сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки и пропаганде передового опыта.
Обобщающе-аналитические Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, обобщается и анализируется педагогический опыт, анализируется качество знаний и уровень воспитанности обучающихся.
Развивающие Применяются прогрессивные образовательные технологии, развивается педагогическое мастерство, происходит овладение формами, приёмами и методами обучения, для которых свойственен наибольший эффект, применение опыта передовых школ и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
Обучающие Речь идет о повышении квалификации педагогических работников методом передачи знаний, умений, навыков и педагогического мастерства.
Активизирующие Активизируются усилия педагогического коллектива и всех звеньев методической службы, в том числе проблемных групп педагогического совета, научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
3. Воспитательные функции Формирование индивидуальности Проявляется в виде помощи в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем её многообразии.
Формирование сознательной дисциплины коллектива Это осуществляется во время подготовки заседаний педагогических советов, в чём участвуют все педагоги. Они участвуют в обсуждении вопросов и принятии решений, выполнении принятых решений. Благодаря коллективной работе происходит воспитание сознательной внутренней дисциплины учителей, повышение их ответственности, организованности и способности планомерно действовать.
Формирование мотивации Состоит из выработки системы общих взглядов на обучение, развитие и воспитание обучающихся, разработки единых требований к действиям коллег.
4. Социально-педагогические функции Коммуникационная Связь педагогического коллектива с обучающимися, с родителями и с педагогическими коллективами иных образовательных учреждений.
Координационная и интегрирующая Направлена на координацию и интеграцию усилий всех субъектов воспитания, в том числе семьи, школы и общественных организаций.
Согласование Согласование для установления целесообразных связей и последовательных действий.
Социальная защита детей и педагогических коллективов Выполняются правовые нормы в отношении участников педагогического процесса, что означает создание здоровых условий работы и учёбы, питания, приёма и увольнения, социального обеспечения и пр.

Структура и организация

Педагогический совет не просто собрание, а планируемое и организованное мероприятие, нацеленное на решение конкретных задач и достижение определённых результатов. Этапы организации педагогического совета состоят из подготовки, проведения, выступления участников, обсуждения, принятия решений, протоколирования. Педагогическому совету необходима документация: протокол, в котором фиксируются все важные моменты заседания, где формулируются конкретные действия и рекомендации по решению проблем, выявленных на педсовете.

Существуют разные формы проведения педсоветов — от традиционных до инновационных. Традиционные формы в виде лекций, докладов, презентаций, дискуссий. Инновационные формы могут включать круглые столы, мозговые штурмы, творческие задания, ролевые игры, проекты. Правильная организация и проведение педсовета позволяют объединить усилия всех участников, принять взвешенные решения и достичь значимых результатов в развитии школы[5].

Роль и значение в образовательном процессе

Педагогический совет предназначен для улучшения качества образовательного процесса, повышения квалификации педагогического коллектива, создания благоприятного психолого-педагогического климата в учебном заведении, укрепления связи между школой, семьей и обществом и развития профессионально-педагогических компетенций педагогов[4].

Примечания

  1. Пунчик В.Н., А. Р. Борисевич А.Б. Педсовет в школе. — Минск: Красико-Принт, 2011. — С. 4. — 176 с. — ISBN 978-985-405-623-4.
  2. Чэнь Мэнъянь. Педагогическое образование. Научно-издательский центр Аспект. Дата обращения: 18 июля 2024.
  3. Федорова Л.А., Сауткин В.Ф. Приложение 4. Примерное положение о педагогическом совете образовательного учреждения. ГАРАНТ: База документов информационно-правовой системы. Дата обращения: 15 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Советова Е.В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. — Феникс, 2007. — С. 5. — 316 с. — ISBN 5-222-07091-3.
  5. 5,0 5,1 Попова Г. П., Кудрявцева Е. А. «Педагогический совет. Организация и проведение. Тексты к выступлениям и презентациям, рекомендовано ФГОС ДО». — Учитель, 2020. — 111 с. — ISBN 9785705755950.

Ссылки