Федотов, Александр Васильевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Александр Васильевич Федотов
Aleksandr Fedotov, Red Army Air Force major.jpg
Дата рождения 23 июня 1932(1932-06-23)
Место рождения Сталинград, РСФСР, СССР
Дата смерти 4 апреля 1984(1984-04-04) (51 год)
Место смерти Жуковский, РСФСР, СССР
Гражданство  СССР
Награды и премии

Золотая авиационная медаль ФАИ Медаль де Лаво Медаль де Лаво Медаль де Лаво

Алекса́ндр Васи́льевич Федо́тов (23 июня 1932, Сталинград (ныне Волгоград), РСФСР, СССР — 4 апреля 1984, Московская область, РСФСР, СССР) — советский военнослужащий, лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1983). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1969), лауреат Ленинской премии (1981). Герой Советского Союза (1966)[1].

Биография

Александр Федотов родился 23 июня 1932 года в Сталинграде (ныне Волгоград). Он с ранних лет увлёкся небом, что определило весь его дальнейший жизненный путь. В 1950 году Александр Васильевич завершил обучение в Сталинградской специализированной школе Военно-воздушных сил. В армии с июля 1950 года. В 1952 году успешно окончил Армавирское военное авиационное училище пилотов[1].

Молодого пилота оставили в училище в качестве лётчика-инструктора. С 1957 года Александр Федотов служил в запасе, но тяга к небу оказалась сильнее. Он продолжил свой путь, поступив в Школу лётчиков-испытателей, которую закончил в 1958 году. С августа 1958 года начался новый этап — работа в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени А. И. Микояна, где он прослужил до 1984 года. Александр Федотов принимал участие в испытаниях практически всех самолётов, разработанных в ОКБ: МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их многочисленные модификации, опытные образцы самолётов: Е-152А, СМ-12. Александр Васильевич летал первым пилотом на самолётах: Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13), Е-150, Е-8/2, Е-155Р (МиГ-25Р), МиГ-23 («23-11»), МиГ-23С, МиГ-25РУ, МиГ-23М, Е-155МП (МиГ-31), МиГ-29 («9-12»). Он проводил всесторонние испытания на критических режимах полёта, выявляя возможности и ограничения каждой машины. Знаменательным стало достижение скорости, соответствующей числу М=3 — впервые в стране[1][2].

В 1965 году Александр Васильевич окончил вечернее отделение Жуковский филиал «Стрела» Московского авиационного института (МАИ). С 1961 по 1977 годы Александр Федотов установил 18 мировых авиационных рекордов, три — абсолютные. Рекорды скорости, высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности, установленные на самолётах Е-166 и МиГ-25, окончательно закрепили за ним репутацию одного из лучших лётчиков-испытателей мира. Он расширял горизонты человеческих возможностей в освоении воздушного пространства. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Федотову Александру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11259)[3][1].

Катастрофа

Для тестирования истребителя-перехватчика МиГ-31 Александр Васильевич вылетел вместе со штурманом-оператором Валерием Зайцевым. Федотов поднялся на высоту, но уже через несколько минут сообщил о неполадке на борту и решении прервать полёт. Анализ данных контрольно-записывающей аппаратуры показал, что сигнал об опустошении одного из баков в корпусе самолёта, который должен был активироваться при остатке топлива чуть больше пяти тонн, сработал, когда в баках ещё было 12 тонн. Достигнув заданной точки на высоте около трёх километров, Александр Васильевич запросил визуальную проверку с земли на предмет утечки топлива, планируя пройти над взлётно-посадочной полосой на высоте 1000 метров. Он начал снижение, но принял решение выполнить вираж и сразу же идти на посадку. Данные контрольно-записывающей аппаратуры (КЗА) показали, что в этот момент сработала сигнализация об опустошении всех топливных баков, включая сигнал об аварийном остатке. Будучи убеждённым в утечке топлива и несоответствии показаний приборов реальному остатку, Федотов решительно начал разворот самолёта для посадки. Он стремился приземлиться до полной остановки двигателей[3][1].

В процессе разворота произошёл срыв в штопор. Александр Федотов отклонил ручку управления по направлению вращения и добавил контр-вращение педалью, мгновенно выведя машину из опасного режима. Предпринятые меры оказались недостаточными: самолёт вошёл в отвесное пике, из которого не представлялось возможным выйти из-за критически малой высоты. Экипаж активировал систему аварийного покидания, кресло Зайцева катапультировалось, но скорость падения была настолько велика, что пилот столкнулся с землей, оставаясь пристёгнутым. Кресло Федотова начало движение по направляющим, но в этот момент самолёт врезался в землю[2].

Погиб Александр Федотов 4 апреля 1984 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище[1].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Федотов Александр Васильевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 12 апреля 2025.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Агеев В. Роковой полёт. ООО «Издательство «Аргументы недели» (4 апреля 2024). Дата обращения: 12 апреля 2025.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 «Как могли, приближали это небо к земле…». «Красная звезда». Дата обращения: 12 апреля 2025.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Федотов Александр Васильевич. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 12 апреля 2025.
  5. Сведения о лицах и населенных пунктах, увековеченных в Зале воинской и трудовой славы Администрации Волгоградской области. Официальный портал Волгоградской области. Дата обращения: 12 апреля 2025.

Ссылки