Уоннамейкер, Джон
| Джон Уоннамейкер | |
|---|---|
| John Wanamaker | |
| | |
| Дата рождения | 11 июля 1838 |
| Место рождения | Филадельфия, Пенсильвания, США |
| Дата смерти | 12 декабря 1922 (84 года) |
| Место смерти | Филадельфия, Пенсильвания, США |
| Гражданство |
|
| Род деятельности | Коммерсант, маркетолог, рекламист |
| Отец | Уоннамейкер, Нельсон |
| Мать | Кочерспергер, Элизабет |
| Супруг(а) | Эрринджер Браун, Мэри |
Джон Уо́ннамейкер (англ. John Wanamaker, 11 июля 1838, Филадельфия, Пенсильвания, США — 12 декабря 1922, Филадельфия, Пенсильвания, США) — американский коммерсант, основатель одного из первых универмагов в США, общественный и политический деятель, основоположник современного рекламного дела[1].
Биография
Джон Уоннамейкер родился 11 июля в 1838 году в городе Филадельфия штата Пенсильвания Соединённых Штатов Америки. Его отец Нельсон Уоннамейкер, каменщик, изготовлявший и продававший кирпичи, и мать Элизабет Кочерспергер[1]. Джон Уоннамейкер учился в государственной школе Ландрет (Landreth Public School) до 14 лет, после чего устроился работать посыльным в книжном магазине Филадельфии.
Джон Уоннамейкер на протяжении всей своей жизни был глубоко верующим, свои первые заработанные деньги он потратил на карманную Библию[2]. В 1860 году он женился на Мэри Эрринджер Браун, впоследствии у них родились шестеро детей.
Карьера
В 1861 году Джон Уоннамейкер и его товарищ Натан Браун арендовали небольшое помещение в доме на углу Шестой улицы (Sixth Street) и Маркет-Стрит (Market Street) в Филадельфии. Они закупили товары, наняли персонал и открыли свой первый магазин мужской одежды «Oak Hall»[3]. Изначально магазин не пользовался спросом у покупателей, однако в октябре 1871 года Джон Уоннамейкер использовал уникальную маркетинговую концепцию, которая подразумевала введение единых цен на товары, а также возврат продукта в случае, если он не понравится покупателю. Для того времени данная концепция была инновационным решением, в связи с чем магазин Джона Уоннамейкера и Натана Брауна обрёл большую популярность, что стимулировало спрос у потребителей. Немаловажную роль сыграло и то, что Джон Уоннамейкер отстаивал правду в рекламе. Одним из его принципов в ведении бизнеса была «Точность в слове и печати». В 1868 году скоропостижно скончался Натан Браун. Следующим помощником Джона Уоннамейкера стал его младший брат, Самуэль Уоннамейкер[2].
В 1875 году Джон Уоннамейкер купил огромное заброшенное здание депо Пенсильванской железной дороги Grand Depot и открыл первый в США универсальный магазин нового типа. Более 45 отделов позволяли покупателям приобрести всё, что они хотели. В здании торгового центра регулярно проводились художественные выставки и концерты. Работать в магазинах Джона Уоннамейкера стало престижно для американцев. Он вводил систему пенсионного обеспечения, оплачивал медицинские расходы, предоставлял выходные. В рекламе своих магазинов Джон Уоннамейкер использовал метод интервью - отвечал на вопросы, интересующие покупателей. Так формировались принципы reason why рекламы[1].
В 1880 году Джон Уоннамейкер познакомился с Джоном Пауэрсом. Джон Пауэрс поддерживал взгляды Джона Уоннамейкера по отношению к правде в рекламе, что привело к их сотрудничеству[2]. Партнёрство с Джоном Пауэрсом продолжалось десять лет, и только за первую пару лет объём продажи товаров вырос в два раза. К XX веку Джон Уоннамейкер обрёл огромный авторитет в стране, а его магазины считались лучшими на Западном полушарии.
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Докторов Борис Зусманович. Джон Уонамейкер и Джон Пауэрс. Начало многих дорог // Телескоп : журнал. — 2006. — № 6.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Appel, Joseph A. The business biography of John Wanamaker: Founder and Builder. — New York: The Macmillan Company, 1930.
- ↑ Wanamaker, John. Golden book of the Wanamaker stores — Jubilee Year 1861—1911. — 1911.