Уоннамейкер, Джон


Джон Уоннамейкер
John Wanamaker
John Wanamaker.jpg
Дата рождения 11 июля 1838(1838-07-11)
Место рождения Филадельфия, Пенсильвания, США
Дата смерти 12 декабря 1922(1922-12-12) (84 года)
Место смерти Филадельфия, Пенсильвания, США
Гражданство  США
Род деятельности Коммерсант, маркетолог, рекламист
Отец Уоннамейкер, Нельсон
Мать Кочерспергер, Элизабет
Супруг(а) Эрринджер Браун, Мэри

Джон Уо́ннамейкер (англ. John Wanamaker, 11 июля 1838, Филадельфия, Пенсильвания, США — 12 декабря 1922, Филадельфия, Пенсильвания, США) — американский коммерсант, основатель одного из первых универмагов в США, общественный и политический деятель, основоположник современного рекламного дела[1].

Биография

Джон Уоннамейкер родился 11 июля в 1838 году в городе Филадельфия штата Пенсильвания Соединённых Штатов Америки. Его отец Нельсон Уоннамейкер, каменщик, изготовлявший и продававший кирпичи, и мать Элизабет Кочерспергер[1]. Джон Уоннамейкер учился в государственной школе Ландрет (Landreth Public School) до 14 лет, после чего устроился работать посыльным в книжном магазине Филадельфии.

Джон Уоннамейкер на протяжении всей своей жизни был глубоко верующим, свои первые заработанные деньги он потратил на карманную Библию[2]. В 1860 году он женился на Мэри Эрринджер Браун, впоследствии у них родились шестеро детей.

Карьера

В 1861 году Джон Уоннамейкер и его товарищ Натан Браун арендовали небольшое помещение в доме на углу Шестой улицы (Sixth Street) и Маркет-Стрит (Market Street) в Филадельфии. Они закупили товары, наняли персонал и открыли свой первый магазин мужской одежды «Oak Hall»[3]. Изначально магазин не пользовался спросом у покупателей, однако в октябре 1871 года Джон Уоннамейкер использовал уникальную маркетинговую концепцию, которая подразумевала введение единых цен на товары, а также возврат продукта в случае, если он не понравится покупателю. Для того времени данная концепция была инновационным решением, в связи с чем магазин Джона Уоннамейкера и Натана Брауна обрёл большую популярность, что стимулировало спрос у потребителей. Немаловажную роль сыграло и то, что Джон Уоннамейкер отстаивал правду в рекламе. Одним из его принципов в ведении бизнеса была «Точность в слове и печати». В 1868 году скоропостижно скончался Натан Браун. Следующим помощником Джона Уоннамейкера стал его младший брат, Самуэль Уоннамейкер[2].

В 1875 году Джон Уоннамейкер купил огромное заброшенное здание депо Пенсильванской железной дороги Grand Depot и открыл первый в США универсальный магазин нового типа. Более 45 отделов позволяли покупателям приобрести всё, что они хотели. В здании торгового центра регулярно проводились художественные выставки и концерты. Работать в магазинах Джона Уоннамейкера стало престижно для американцев. Он вводил систему пенсионного обеспечения, оплачивал медицинские расходы, предоставлял выходные. В рекламе своих магазинов Джон Уоннамейкер использовал метод интервью - отвечал на вопросы, интересующие покупателей. Так формировались принципы reason why рекламы[1].

В 1880 году Джон Уоннамейкер познакомился с Джоном Пауэрсом. Джон Пауэрс поддерживал взгляды Джона Уоннамейкера по отношению к правде в рекламе, что привело к их сотрудничеству[2]. Партнёрство с Джоном Пауэрсом продолжалось десять лет, и только за первую пару лет объём продажи товаров вырос в два раза. К XX веку Джон Уоннамейкер обрёл огромный авторитет в стране, а его магазины считались лучшими на Западном полушарии.

Примечание

  1. 1,0 1,1 1,2 Докторов Борис Зусманович. Джон Уонамейкер и Джон Пауэрс. Начало многих дорог // Телескоп : журнал. — 2006. — № 6.
  2. 2,0 2,1 2,2 Appel, Joseph A. The business biography of John Wanamaker: Founder and Builder. — New York: The Macmillan Company, 1930.
  3. Wanamaker, John. Golden book of the Wanamaker stores — Jubilee Year 1861—1911. — 1911.