Умпа-лумпы
У́мпа–лу́мпы (англ. Oompa–Loompas) — вымышленное племя пигмеев, созданное Роальдом Далем для детской книги «Чарли и шоколадная фабрика» (1964). Эти существа ростом чуть выше колена являются работниками шоколадной фабрики Вилли Вонки. Умпа–лумпы известны своими поучительными песнями и стали культовыми персонажами, часто пародируемыми в поп–культуре.
Источник
Умпа–лумпы впервые появились в детской книге «Чарли и шоколадная фабрика», написанной валлийским писателем норвежского происхождения Роальдом Далем и опубликованной в 1964 году[1]. Персонажи стали неотъемлемой частью повествования о приключениях мальчика Чарли на шоколадной фабрике Вилли Вонки. Даль создал умпа–лумпов как уникальных работников фабрики, чья необычная внешность и поведение добавляли элемент фантастики и юмора в историю.
Происхождение умпа–лумпов
Умпа–лумпы, согласно оригинальному описанию Даля, происходят из вымышленной страны Умпландии, расположенной «в самой глубокой и самой тёмной части африканских джунглей». Их родина представлена как опасное место, где племени угрожали голод и различные хищники. Основным источником пищи для умпа-лумпов служили отвратительные на вкус гусеницы, а единственным деликатесом были редкие какао–бобы.
Вилли Вонка, путешествуя в поисках экзотических ингредиентов для своих конфет, обнаружил племя умпа–лумпов и предложил им работу на своей фабрике. В обмен на их труд он обещал неограниченный запас какао–бобов — любимого лакомства умпа–лумпов. Это предложение было с радостью принято племенем, стремящемся избежать тяжёлых условий жизни в джунглях.
На фабрике Вонки умпа–лумпы заменили всех предыдущих работников, уволенных из-за промышленного шпионажа. Они стали не просто рабочими, но и хранителями секретов производства уникальных сладостей. Особенностью умпа–лумпов стали их песни, которые они исполняли в ключевые моменты повествования, часто комментируя события или давая моральные уроки[1].
Внешность
Внешность умпа-лумпов претерпела значительные изменения в различных адаптациях произведения. В оригинальной книге Даля они описываются как существа ростом по колено, с очень бледной, слегка розовой кожей и тёмно-светлыми волосами. Женщины умпа–лумпы носили одежду из свежесобранных листьев, мужчины — фартуки из оленьей шкуры, в то время как дети ходили обнажёнными.
В экранизации 1971 года умпа-лумпы предстали низкорослыми существами с глиняно-оранжевой кожей, бутылочно-зелёными волосами и белыми бровями. Их одеяние состояло из бело-коричневых рабочих комбинезонов и белых перчаток. Фильм 2005 года представил умпа-лумпов с чёрными прямыми волосами, собранными в пучок. В третьей экранизации их облачили в ярко–красные блестящие комбинезоны, создав новый визуальный образ персонажей[2].
Виды деятельности
Виды деятельности умпа–лумпов на шоколадной фабрике Вилли Вонки разнообразны и специализированы. Они выполняют все производственные функции, заменив прежних работников, уволенных из-за промышленного шпионажа. В зависимости от выполняемых задач, умпа-лумпы носят различную униформу.
Рабочие шоколадного цеха и цеха для обстрела конфет одеты в красную одежду. Изобретатели, трудящиеся в цехе изобретений, носят чёрную одежду и очки. Альпинисты, работающие на «сладкой горе», облачены в светло-красную одежду и специальные очки. Пастухи в цехе сахарной ваты одеты в зелёное.
Медицинский персонал умпа-лумпов носит белую одежду с красными крестами. Бухгалтеры в администрации одеты в женские костюмы. Учёные, работающие в телевизионном цехе, носят белую одежду и солнечные очки. Лодочники облачены в голубую форму[3].
Критика
Изображение умпа–лумпов в оригинальном романе подвергалось критике со стороны прессы и литературных критиков. Основные претензии касались «расистского» и «дискриминационного» характера их описания. Критики утверждали, что Вилли Вонка представлен как стереотипный белый колонизатор, «спасающий» примитивное племя от страданий, чтобы использовать их как дешёвую рабочую силу. Умпа–лумпы изображались как жестокие и необразованные дикари. Роальд Даль отрицал эти обвинения, но был вынужден внести изменения в описание внешности и происхождения умпа-лумпов в последующих изданиях книги[4].
Пародии и отсылки
Умпа-лумпы стали объектом многочисленных пародий и отсылок в поп–культуре. В мультсериале «Футурама» (эпизод Fry and the Slurm Factory) представлены похожие на умпа–лумпов существа по имени «Гронка Лонкас», работающие на фабрике напитков.
«Симпсоны» неоднократно обращались к образу умпа-лумпов: в эпизоде Sweets and Sour Marge Гомер упоминает их, возвращаясь с сахарного завода, а в серии «Большая маленькая любовь» показан умпа–лумп в телесериале.
Мультсериал «Гриффины» представил пародию на умпа–лумпов в виде «чумпа–вумпов», работающих на пивоварне.
В шоу «Чудаки» на MTV появлялся актёр небольшого роста Wee-Man в костюме умпа–лумпа, танцующий под песню из фильма 1971 года.
Немецкий музыкант Бела Б. использовал образ умпа-лумпов в клипе на песню Tag mit Schutzumschlag.
В мультсериале «Мультреалити» (эпизод «Уроды и греки») два умпа–лумпа выкатывают персонажа, превратившегося в чернику после жевания волшебной резинки.
Пародийный фильм «Очень эпическое кино» включает сцену посещения шоколадной фабрики с умпа–лумпами в розовых костюмах.
Мультсериал «Робоцып» в нескольких коротких эпизодах обыгрывает тему (недобровольной) работы умпа-лумпов на фабрике и их способность спонтанно сочинять песни.
Сериал «Теория большого взрыва» дважды обращается к образу умпа-лумпов: Шелдон Купер называет инженеров «умпа-лумпами науки», а Ховард сравнивает внешность Стюарта Блума после неудачного автозагара с умпа–лумпами из фильма 1971 года[5].
В других сериалах и фильмах термин «умпа–лумпы» часто используется как отсылка к людям невысокого роста или необычной внешности.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Роальд Даль: Чарли и шоколадная фабрика. Penguin Books, 2010 (новое издание), стр. 15-17..
- ↑ Рашна Б. Сингх: «Прекрасно наше наследие: детская литература, империя и уверенность в характере». Scarecrow Press, 2004, стр. 102—106..
- ↑ Даль, Роальд. Чарли и шоколадная фабрика. — М.: Росмэн-Пресс, 2005. (перевод Майи Лахути).
- ↑ Дональд Старрок: Рассказчик: Авторизованная биография Роальда Даля. HarperPress, Лондон, 2010 г., стр. 492—497..
- ↑ Рикман, Эми. Сериал Теория Большого взрыва от А до Я. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с..