Супервизия
Супервизия (лат. supervidere — обозревать сверху) — один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования. Понятие было введено в научный оборот в 1930-е годы XX века, используется в психиатрии и психотерапии[1]. Супервизия применяется как метод консультирования специалистов помогающих профессий с целью выяснения адекватности применения ими способов психотерапии, а также качества их профессиональной помощи клиентам. В классическом варианте супервизия предполагает взаимодействие двух специалистов с позиции «на равных». Супервизия может реализовываться очно или онлайн, индивидуально или в группе супервизируемых (или супервизантов).
История супервизии
В истории супервизии выделяют несколько этапов[2][3]:
- Фаза «работы со случаями» (1930-е — 1960-е годы) — методы супервизии опирались на психоаналитическую теорию.
- Фаза групповой динамики и психотерапии (1970 — середина 1980-х годов).
- Попытки построить мультипарадигмальные модели (с 1990-х годов).
Первыми исследователями супервизии как феномена и формы работы с клиентами были Дж. Винер, П. Дэвид, Р. Майзен, К. Рудестам, С. Г. Фоукс, З. Фрейд, А. К. Хесс, К. Юнг и другие. Современными её исследователями в России являются А. А. Говоров, Г .В. Залевский, И. О. Кириллов, С. А. Кулаков, В. Ю. Меновщиков, А. Б. Орлов, Е. А. Русских, Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева и другие. По А. К. Хессу, супервизия — это «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям»[4].
Формы супервизии
- Очная супервизия осуществляется в присутствии клиента, пациента.
- Заочная супервизия осуществляется в отсутствии клиента, пациента, с соблюдением правил анонимности и конфиденциальности[5].
Подготовка к супервизии
Подготовка к супервизии включает: формирование супервизорского контакта; фиксацию фрагментов практической работы с клиентами; конспектирование; осуществление аудио, видеозаписей, стенограммы[6].
Варианты протекания супервизии
- Индивидуальная супервизия — супервизор и специалист;
- Групповая супервизия с супервизором, или несколькими супервизорами;
- Супервизия с равным коллегой (интервизия);
- Групповая супервизия с равными коллегами (групповая интервизия);
- Школьная или методологическая супервизия, осуществляемая в учебном процессе.
Супервизия в психотерапии
Супервизия отражает «ремесленный аспект» психотерапии. Психотерапия даёт возможность пациенту высказать свои переживания на приёме у специалиста, супервизия позволяет психотерапевту (супервизируемому) предоставить на супервизию выборочный материал психотерапии[7].
Структура процесса супервизии
Процесс супервизии[8] подразумевает различные этапы.
Констатирующий этап подразумевает диагностическую беседу о проблемах супервизируемого, совместное формулирование целей супервизорского взаимодействия, ознакомление с опытом решения проблемы супервизируемым).
Проектно-гипотетический этап означает выработку способов решения проблемы, определение ресурсов каждого способа решения проблемы, анализ возможностей и рисков каждого из способов решения проблемы.
Верификационно-практический этап предполагает наблюдение за реализацией того или иного способа решения проблемы супервизируемым, контроль и фиксирование эффективного способа решения проблемы.
Рефлексивный этап означает оценивание результативности полученного опыта решения проблемы, обобщение полученного опыта решения проблемы супервизируемым, распространение опыта решения проблемы[9].
Функции супервизии
Обучающая функция супервизии предполагает расширение и обогащение знаний супервизируемого, развитие необходимых умений и навыков. Поддерживающая функция супервизии состоит в оказании помощи супервизируемому в сложных профессиональных или личностных ситуациях. Консультирующая функция супервизии подразумевает беседу с супервизируемым по вопросам в сложных профессиональных или личностных ситуациях. Оценочная функция супервизии означает контроль за профессиональными или личностными продвижениями супервизируемого на основе данных супервизором рекомендаций. Административная функция супервизии предполагает отслеживание и оценивание профессиональной деятельности супервизируемого в соответствии с нормативными документами и требованиями к его профессиональной деятельности. Менеджерская функция супервизии заключается в управлении командой супервизоров, которые работают с супервизируемыми — трудными клиентами[9].
Супервизия в педагогике
Е. В. Яковлев трактует супервизию как вид педагогического сопровождения, предусматривающий подготовку субъекта к оказанию помощи формирующейся личности обучающегося, за жизнь, здоровье и развитие которой он несет ответственность. В педагогике и образовании супервизию следует рассматривать как инновацию, которая может быть внедрена в практику общеобразовательных учреждений, ссузов, вузов. Педагогическая супервизия представляет собой инструмент педагогического сопровождения и педагогической поддержки профессионального развития будущих и начинающих учителей на основе взаимодействия на равных супервизора и супервизируемого.
Супервизия в педагогике и образовании понимается как метод теоретического и практического повышения квалификации педагогов в форме их профессионального консультирования, формирование целостного видения педагогом своей профессиональной деятельности, осознание трудностей, перспектив профессионального развития. Сущность педагогической супервизии состоит в том, что в ней супервизируемым является учитель, который обратился с запросом к супервизору. Супервизором в данном случае может быть учитель, педагог, который имеет профессиональную подготовку по супервизии в образовании.
С помощью педагогической супервизии могут решаться вопросы, связанные с осознанием профессиональных дефицитов будущих и начинающих учителей, с проблемой личностного и профессионального роста, с проблемой помощи в трудных ситуациях педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса: учениками, родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся), коллегами. В процессе педагогической супервизии осуществляется рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога. Он включает в себя этапы: обнаружение профессионального дефицита у педагога, описание его педагогом, анализ профессионального дефицита супервизором и супервизируемым (педагогом), поиск путей нивелирования профессионального дефицита, выбор одного из них супервизируемым (педагогом)[10].
Супервизия в менеджменте и образовании
Аспиранты
Супервизия применяется как метод научного менеджмента подготовки аспирантов. Она осуществляется в течение определённого времени и означает метод профессионального консультирования в процессе повышения научной квалификации аспирантов. Сущность супервизии аспирантов состоит в научно-педагогическом сопровождении опытного педагога-ученого за научной работой аспиранта. Она может осуществляться в индивидуальном или групповом формате[10].
Студенты
Данный метод используется при подготовке студентов педагогических вузов в целях усиления практико-ориентированности образования. Например, в процессе подготовки будущих учителей к педагогической практике по классному руководству. В данном случае супервизия может реализовываться в форме супервизорских сессий, которые организуются непосредственно перед выходом обучающихся на педагогическую практику, продолжаются во время педагогической практики как офлайн и онлайн консультации по решению сложных педагогических ситуаций и завершаются после педагогической практики в виде рефлексивных отчетов и рефлексивных эссе по теме «Я — классный руководитель» будущих учителей[9][11].
Примечания
- ↑ Житвай С. А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2016. — № 6. — С. 63.
- ↑ Залевский Г.В. Психологическая супервизия: психологическая практика в поисках психологической теории // Профессионализм специалиста помогающих профессий: супервизия, личная терапия, теория и навыки : Сборник материалов международного форума специалистов помогающих профессий (23–28 апреля 2014 г.). — 2014. — С. 213—217.
- ↑ Залевский Г. В. Психологическая супервизия : Учебное пособие / Г. В. Залевский. – 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 583 с. — ISBN 978-5-534-10431-8.
- ↑ Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // СПЖ. — 2008. — № 30. — С. 7.
- ↑ Супервизия как новая форма профессионального роста педагога . Инфоурок. Дата обращения: 12 ноября 2023.
- ↑ Супервизия (аттестация) . Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии. Дата обращения: 12 ноября 2023.
- ↑ Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии : Учебное пособие для супервизоров и супервизантов / Кулаков С. А.. — Издательские решения, 2022. — 240 с. — ISBN 978-5-4485-5132-1.
- ↑ Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Супервизия как педагогический феномен // Вестник ЮУрГГПУ. — 2015. — № 10.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Качалова Л. П., Светоносова Л. Г., Кудряшова Д. В. Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2. — С. 58.
- ↑ 10,0 10,1 Воронина Л. В., Моисеева Л. В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 5.
- ↑ Качалова, Л. П. Светоносова, Л. Г. Супервизия как прогрессивный ресурс формирования профессиональной компетенции педагогов: монография. — Шадр. гос. пед. ун-т. – Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2022. — 101 с. — ISBN ISBN 978-5-907627-91-8.