Судьба барабанщика

Материал из «Знание.Вики»
Судьба барабанщика
Судьба барабанщика
Издание
Жанр повесть, соцреализм
Автор Аркадий Гайдар
Язык оригинала русский
Дата написания 1938
Дата первой публикации 2 ноября 1938 года «Пионерская правда»

«Судьба барабанщика» — повесть Аркадия Гайдара для среднего школьного возраста, написанная в 1938 году. Опубликованная в 1939 году, она сразу приобрела огромную популярность среди советской молодёжи[1].

Персонажи

  • Сергей Щербачов — добрый и отзывчивый мальчик, который помимо своей воли оказался сообщником преступников.
  • Отец Серёжи — в прошлом красный командир, затем директор крупного магазина, ради молодой жены ставший на скользкий путь.
  • Валентина — мачеха Серёжи, молодая женщина, мечтавшая о «красивой» жизни.
  • Дядя — ложный брат Валентины, берётся опекать Серёжу, вражеский шпион.
  • Яков — пожилой мужчина, бандит, напарник «дяди».
  • Славка — друг Серёжи, отца которого планировали убить преступники[1].

Содержание

Действие повести происходит во второй половине 1930-х годов. Серёжа Щербачов жил в Москве. Он самый обыкновенный мальчик, ходил в школу, как все его сверстники, а в свободное время учился играть на барабане. Его отец «воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом в должности командира сапёрной роты ушёл в запас», а мать погибла, утонув во время купания в реке Волге, когда ему было восемь лет.

Спустя два года отец женился на молодой красавице Валентине. Поначалу семья жила скромно и дружно. Спустя некоторое время отец Серёжи становится директором большого текстильного магазина, и семья начинает жить в изрядном материальном достатке. Тут и начинаются проблемы в их жизни.

Отец стал нервным и раздражительным, а Валентина, впервые увидев «красивую» жизнь, превратилась в сварливую, завистливую женщину. Серёжа замечает, что она явно изменяет мужу — ей часто стали звонить какие-то сомнительные знакомые — и в то же время часто ругает супруга, называет его рохлей и тряпкой. И мальчик предчувствует какую-то неминуемую, но не до конца понятную ему самому, беду. Его тревогу и страх дополняет и поведение отца, который сам не скрывает своей тревоги:

Но тревога — неясная, непонятная — прочно поселилась с той поры в нашей квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы отца…

Однажды в квартире сделали отличный ремонт и в доме опять воцарилось веселье. Но продолжалось это недолго — как-то раз весной отца «забрала милиция и увезла в тюрьму». Для Серёжи, которому уже исполнилось двенадцать лет, это был очень счастливый день — его назначили старшим барабанщиком в отряде.

На суде его отец был приговорен к пяти годам лишения свободы. Жена долго не горевала и спустя два года привела в дом нового мужа, молодого инструктора Осоавиахима. Летом парочка отправилась отдыхать на Кавказ, оставив Серёжу совсем одного. Вот таким образом у него началась совершенно свободная и беспризорная жизнь. Валентина оставила ему деньги на пропитание, но они «таяли с быстротой совсем непонятной». И это не удивительно, ведь он первым делом потратил почти всё, что у него было, на покупку нового фотоаппарата, который, к тому же, оказался негодным.

Однажды к Серёже приехал незнакомый мужчина и назвался родном братом Валентины. На вид он солидный, вежливый человек средних лет, без вредных привычек. Он берёт Серёжу под свою опеку и увозит в Киев. Там, спустя некоторое время брат Валентины познакомил Сережу с мальчиком по имени Славик.

Мальчики быстро сдружились и почти всё время проводили вместе. При этом новоиспеченный дядя частенько ненавязчиво расспрашивал Серёжу о Славике, его семье. Дядя общается с неким Яковом, неприятным стариком, который неожиданно то появляется, то исчезает.

Однажды Серёжа узнаёт страшную новость: «дядя» и его подельник Яков запланировали убийство отца Славика, который работал «над какой-то важной военной машиной». Вспомнив и сопоставив все факты, Серёжа начинает понимать, что эти мужчины были опасными преступниками и шпионами. И они использовали его в качестве прикрытия своих грязных дел.

Серёжа решил помешать этим людям совершить злодеяние. Он взял револьвер, который нашёл в комнате дяди, и начал стрельбу по преступникам. В результате перестрелки он убил Якова, но и сам был серьёзно ранен в горло. В больнице Серёжа пришел в сознание и узнал, что милиция уже давно вела слежку за бандитами, и «дяде» не удалось скрыться. Как выяснилось, этот «дядя» не был родным братом его мачехи.

Серёжа начал выздоравливать и проводил время в больничном саду. Однажды, сидя там, он к своему величайшему удивлению увидел шедшего по аллейке сада рядом с доктором своего отца. Как оказалось, он был освобождён досрочно за ударный труд. Отец рассказал сыну, что вернулся в Москву через неделю после похищения сына. Ещё до его приезда старинный друг и однополчанин, узнав, что Серёжа уехал в неизвестном направлении вместе с сомнительными типами, начал искать пропавшего подростка через милицию, дав объявления в газету. Позже к поискам подключился и отец.

Отец и сын вернулись на самолёте в Москву, чтобы начать жизнь заново[2].

Экранизации

В 1955 году на Киностудии имени М. Горького режиссёр Виктор Эйсымонт снял одноимённый фильм. В главной роли снялся Серёжа Ясинский. В фильме отца Серёжи арестовывают за утерю важного документа, а не за растрату[3].

В 1976 году на Одесской киностудии режиссёр Александр Игишев также снял фильм Судьба барабанщика (фильм, 1976). Роль Сережи исполнил Лёня Рисов.

Литература

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!