Социальное консультирование

Эта статья прошла проверку экспертом

Социа́льное консульти́рование — комплексная технология предоставления социальной помощи, основанную в основном на психологическом взаимодействии с индивидом или небольшой группой людей. Специалист по социальной работе, в рамках этого процесса, содействует клиенту в осознании сущности его сложной жизненной ситуации и предлагает альтернативные пути её разрешения. Целью социального консультирования является интеграция клиента в общество, восстановление и оптимизация его социальных функций, а также формирование его социальных ориентиров, норм поведения и общения[1][2].

Направления социального консультирования

Социальное консультирование, являясь видом профессиональной деятельности, имеет своей целью оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам в решении вопросов, связанных с их социальной адаптацией и интеграцией в общество, а также способствуя повышению качества их жизни. В настоящий момент существуют различные направления социального консультирования, которые характеризуются специфическими задачами, методами работы и целевой аудиторией[2]:

  • социально-правовое;
  • психолого-педагогическое;
  • медико-социальное;
  • социально-управленческое;
  • социономическое.

Типы социального консультирования

1. Общее консультирование клиентов: компетентные квалифицированные специалисты в сфере социальной работы оказывают поддержку клиентам в разрешении широкого спектра социальных проблем.

2. Специальное консультирование: клиенты направляются к специалистам социальных служб или учреждений для получения консультации по конкретным вопросам, требующим узкой специальности.

3. Обучающее консультирование: для специалистов в сфере социальной работы и сотрудников вышестоящих учреждений. Оно включает в себя работу с персоналом, разъяснение содержания законов, программ, социальной политики, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;

4. Договорное консультирование: специалисты социальных организаций предоставляют экспертную поддержку по широкому спектру вопросов, включая организационные, экономические, профессиональные и иные, оговоренные в соглашении с клиентом[2].

Консультация, с точки зрения её сущности и структуры, предполагает диалоговое взаимодействие между двумя или более участниками. В результате этой коммуникации консультант, обладающий специальными знаниями и информацией, предоставляет поддержку консультируемому в разрешении актуальных проблемных ситуаций, а также в разработке прогнозов социально-экономического характера и перспективных программ[2].

Функции социального консультирования

Консультации могут выполнять многообразные функции, направленные на поддержку клиента в процессе принятия решений и достижения поставленных целей. Консультант выступает в роли катализатора, ускоряющего и оптимизируя работу клиента, а также в качестве фасилитатора, способствующего эффективному взаимодействию и коммуникации.  Он помогает клиенту мобилизовать собственные ресурсы, формирует мотивацию к действиям и разъясняет последствия альтернативных вариантов выбора. Наиболее важно, что консультации позволяют клиенту получить объективную оценку сложившейся ситуации и стоящих перед ним проблем. Они способствуют более глубокому пониманию задач и оптимизации выбора дальнейших действий и поведения. Консультант устраняет дефицит информации, предоставляя клиенту актуальные знания об объекте исследования или преобразования, а также вооружает его новыми инновационными технологиями[3].

Формы социального консультирования

По форме[4]:

  • Индивидуальное;
  • Групповое.

Индивидуальное консультирование специализируется на консультации с одним человеком, в то время как групповое консультирование предполагает взаимодействие специалиста с определенной группой людей. Важно отметить, что объектом социального консультирования могут выступать исключительно малые социальные группы, такие как семья, студенческая группа и тому подобное[4].

По содержанию[5]:

  • Конкретное. Конкретное консультирование реализуется в ситуациях, требующих узкоспециализированного подхода к проблемам индивида, группы или семьи. Ключевым аспектом служит предоставление дополнительной информации, направленной на изменение восприятия консультируемым лицом волнующей его проблемы и оказание ему поддержки.  Иногда возникает необходимость в оказании морально-психологической помощи для того, чтобы консультируемый смог применить полученные знания на практике.
  • Программное. Программное консультирование является двусторонним процессом решения проблемных вопросов. В ходе этого процесса консультант способствует объективному анализу деятельности учреждения или организации, помогая устранить субъективизм в оценках и повысить эффективность предоставляемых социальных услуг. Принципиальное значение в этой консультации имеет разработка реалистичных мероприятий в рамках планов, а также выработка методов развития и предоставления эффективных социальных услуг. При этом акцент делается не на индивидуальных проблемах клиентов, а на системном улучшении качества предоставляемых услуг.

Сочетание конкретного и программного подхода. Данный подход к консультированию предполагает интеграцию работы с конкретными случаями с анализом и решением более широких, системных проблем. Специалист по социальной работе, использующий такой метод, начинает консультацию с фокусом на конкретной ситуации клиента. Он помогает сотрудникам социальных учреждений в решении возникших у данного клиента проблем. В процессе консультирования специалист оперативно анализирует полученную информацию, обобщает результаты и переключает внимание на выявление и решение программных или структурных проблем, затрагивающих всю категорию клиентов, к которой принадлежит конкретный клиент[6].

Виды консультативной деятельности

  1. Контактное консультирование. Является разновидностью взаимодействия между консультантом и клиентом, основанный на диалоге и беседе. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одна из основных ее форм — интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности[7].
  2. Дистанционное консультирование. Телефонное консультирование, являющееся ключевым инструментом дистанционного взаимодействия, предоставляет возможность получения консультаций и рекомендаций по волнующим вопросам широкому кругу граждан, испытывающих затруднения с прямым обращением к специалисту или лишенных такой возможности. Важной особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности.  Он способствует формированию у клиента воображаемого образа консультанта, придавая значение не только содержанию сообщения, но и его тональности, тембру голоса, скорости речи, паузам и продолжительности молчания. Несмотря на дистанционный формат, основные приемы и методики телефонного консультирования (активное слушание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с методами, используемыми в традиционном контактном консультативном процессе. Консультирование по переписке представляет собой альтернативную форму дистанционного взаимодействия. Оно применяется в ситуациях, когда телефонное консультирование затруднено по причине отсутствия службы «телефона доверия» в конкретном регионе, отсутствия у клиента телефона или его нежеланию встречаться с социальным консультантом[2].
  3. Этапы технологии проведения консультативного интервью

Консультативное интервью представляет собой структурированный процесс взаимодействия консультанта и клиента, направленный на решение проблемы клиента посредством совместного анализа ситуации, а в дальнейшем и выработки стратегии, планирования шагов по достижению желаемого результата[8]. Процесс состоит из четырех основных этапов[9]:

  1. Установление контакта и взаимопонимания: на этом этапе консультант представляет себя клиенту, поясняя свою профессиональную компетенцию. Цель — создать атмосферу доверия и открытости для плодотворного диалога.
  2. Сбор информации и формулировка проблемы: Консультант собирает информацию о ситуации клиента, выясняя суть его проблемы. В ходе беседы могут быть выдвинуты и обсуждены несколько гипотез, пока не будет сформулирована проверенная фактами версия проблемы и оценены возможности клиента для ее решения.
  3. Определение желаемого результата: консультант вместе с клиентом определяет желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда все цели будут достигнуты. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей. Специалист по социальной работе дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы переживаемые клиентом в ходе беседы изменения привели и к изменениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создаются условия для выбора им альтернатив.
  4. Обобщение результатов и планирование действий: специалист обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. Успех консультации напрямую зависит от понимания и учета индивидуальности клиента. И наконец, консультант делает акцент на изменении мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью, в его повседневной жизни. Для закрепления результата некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения путем кратковременных тренировок. Например, консультант может предложить клиенту представить ситуацию, схожую с его проблемой, и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.
  5. Сферы применения социального консультирования[10]:
  • консультирование пожилых людей и инвалидов;
  • семейное консультирование
  • консультирование по вопросам занятости населения;
  • профессиональное консультирование, т.е. корректирующее консультирование специалистов (супервизорство).

Примечания

  1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленка. — М., 2009.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Холстова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика. — М.: Юрайт, 2011. — 905 с.
  3. Кузина И. Г. Теория социальной работы. — М.: ДВГТУ, 2019. — 167 с.
  4. 4,0 4,1 Роджерс К. Р. «Становление личности. Взгляд на психотерапию» / пер. с англ. М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2021. — 251 с.
  5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2022. — 320 с.
  6. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед.. — М.: Академия, 2019. — 186 с.
  7. Фурман Б., Ахола Т. «Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение». — — СПб.: Речь, 2019.
  8. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2021. — 496 с.
  9. Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2023. — 186 с.
  10. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ.