Соловецкое восстание
Соловецкое восстание | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Раскол русской церкви | |||
| |||
Дата | 22 июня 1668 — 2 февраля 1676 | ||
Место | Соловецкие острова | ||
Причина | Отказ иноков и присоединившихся к ним мирян принять «новоисправленные богослужебные книги» | ||
Итог | Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
|
Солове́цкое восста́ние (1667—1676 годов) — вооружённое сопротивление жителей Соловецкого монастыря царским войскам, направленных для внедрения новых богослужебных правил. Община монастыря не поддержала реформы, предложенные патриархом Никоном. Первый исправленный по реформе Служебник попал на Соловки в конце 1657 года, однако в июне 1658 года монастырский собор отказался принять его для использования. Различные попытки церковных и светских властей убедить общину в следовании реформам (включая призыв архимандритов Варфоломея и Никанора в Москву, их отказ от старых обрядов на Московском соборе в 1667 году, и назначение нового архимандрита Иосифа в 1667 году) не увенчались успехом[1].
Предыстория
- Из-за религиозных реформ, предложенных патриархом Никоном, возникло Соловецкое восстание. Он считал, что русская церковь нуждается в унификации обрядов, ритуалов и символов для более организованного существования. В 1654 году патриарх Никон провёл значительные изменения в церковных обрядах. Основные результаты никоновских реформ включали в себя: исправления в тексте некоторых молитв;
- перевод всех церковных текстов с греческого наречия и исправление ошибок;
- внедрение практики крещения тремя пальцами, что стало обычаем в христианских странах. До этого изменения, люди крестились двумя пальцами;
- также были изменены церковные ритуалы (убрано многолесье во время молитвы, изменён порядок Крестного хода и другое);
- одежда священников[2].
Большинство верующих не поддержали эти изменения. Во второй половине 1650-х годов в стране произошёл церковный раскол, который со временем углубился. Противники новых церковных обрядов были названы старообрядцами. Они выступали за сохранение прежних обычаев, хранили древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение[3].
Старообрядцы подвергались преследованиям со стороны церковной власти. Их храмы разрушали, книги уничтожали, а наиболее упорные староверы подвергались казни на кострах. В такой напряжённой обстановке религиозное восстание было лишь вопросом времени, и в 1668 году оно вспыхнуло на территории Соловецкого монастыря[2].
Причины
Реформы, проведённые Никоном, кардинально изменили структуру православной церкви: внесли изменения в обряды, литературные произведения и иконографию. Эти изменения вызвали недовольство среди духовенства, которые позднее получили прозвище «старообрядцы». Это стало толчком к возникновению Соловецкого восстания, хотя процесс развивался не моментально. С середины 1650-х годов монахи начали выражать своё недовольство и стали обращаться к царю с просьбами о возвращении к прежним обычаям[2].
В 1657 году в Москве вышли обновлённые церковные книги для всей общины. Те же книги попали в Соловецкий монастырь в этом же году, но их проверила и опечатала казённая палата. Монахи отказались соблюдать богослужения по новым правилам и текстам.
В период 1666 года—1667 годов из Соловков были направлены пять челобитных к царю. Монахи просили сохранить старые книги и обряды, подчёркивая свою преданность России, но умоляли не менять вероисповедание[2].
В начале 1667 года Большой Московский Собор объявил старообрядцев вне церкви. 23 июля 1667 года по указу царя назначен новый настоятель для Соловецкого монастыря — Иосиф. Он был близок к царю и патриарху Никону, что означало, что он поддерживал реформы. Монахи не согласились с этим новым настоятелем. Иосифа изгнали, а на его место поставили старообрядца Никанора. Это последнее событие стало поводом для осады монастыря. Царь рассматривал изгнание Иосифа как бунт и направил войска[2].
С начала эпохи Петра I и до сегодняшних дней осаде монастыря Соловки приписывают также экономические мотивы. Некоторые авторы, включая Иоанна Яковлевича Сырцова , Савича А. А., Николая Александровича Барсукова и других, утверждают, что Никон сократил финансирование монастыря, что стало причиной восстания монахов. Однако нет документальных подтверждений этому. Главное здесь заключается в том, что некоторые историки стараются представить монахов Соловецкого монастыря как жадных людей, цель которых была только в деньгах. Однако всё это отвлекает от очевидного факта: восстание стало возможным исключительно из-за религиозных реформ Никона. Царские историки поддерживали Никона, поэтому всех, кто с этим не согласился, обвиняли во всех грехах[2].
Ход событий
Этап первый
Первый этап столкновения между московскими властями и братией Соловецкого монастыря относится к 1657 году. В то время монастырь был одним из наиболее состоятельных и экономически независимых благодаря своему удалённому расположению и изобилию природных ресурсов[3].
В новых богослужебных книгах, доставленных в монастырь, монахи обнаружили «богохульные еретические учения и коварные новшества», на которые отказались соглашаться монастырские богословы. С 1663 года по 1668 год им было написано и отправлено 9 челобитных и множество посланий от лица царя, в которых на примерах было показано правомерность старых верований. В этих посланиях также подчёркивалась непримиримость монашеской общины Соловецкого монастыря в своей борьбе за старую веру[3].
Этап второй
Второй этап начался 22 июня 1668 года, когда для усмирения монахов был отправлен первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада Соловецкого монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание защищая «старую веру» и укрепили оборону вокруг крепости. Восставших поддерживали крестьяне, рабочие, пришлые и беглые стрельцы, а затем присоединились участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В начале власти Московии не могли направить большие силы на подавление восстания из-за других волнений среди крестьян. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов, выступивших в защиту царя, выразили готовность к переговорам с царскими военачальниками. Мирные жители и пришлые люди отказывались идти на уступки, настаивая на том, чтобы монахи покинули свою позицию в пользу царя. Переговоры продолжались четыре года, но не привели к конструктивному результату. В 1674 году Алексей Михайлович увеличил численность осаждающих крепость войск, назначил нового воеводу — Ивана Мещеринова и отдал приказ «подавить мятеж немедленно»[3].
Этап третий
На третьем этапе сопротивления осаждённых стрельцами были предприняты многочисленные попытки штурма крепости, которые долгое время заканчивались неудачей. Несмотря на большое количество стрельцов (до 1 тысячи человек), брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость оставалась непокорной. Во время осады убеждение в «защите старой веры» уступило место отрицанию царской власти и централизованного церковного руководства.
Мы не нуждаемся в указе великого государя и не подчиняемся ни новым, ни старым правилам, мы действуем по-своему
В монастыре прекратились исповеди, причастия, уважение к священникам; все монастырские старцы были привлечены к тяжёлому труду — «в хлев, в кухню, в мукосейню». Были организованы вылазки против осаждающих войск. Игумен Никандр лично освящал пушки осаждённых святой водой. Повреждения крепостной стены, появляющиеся после продолжительных обстрелов, быстро устранялись монахами[3].
Неожиданное завершение столкновения произошло в январе 1676 года, когда монах Феоктист раскрыл стрельцам секретный подземный проход в одной из башен. Маленькая группа стрельцов проникла в монастырь и открыла ворота осаждающим[3].
После штурма последовала жёстокая расправа над защитниками (январь 1676 года), что ознаменовало конец борьбы. Из 500 защитников крепости осталось всего лишь 60 выживших, и они были вскоре казнены. Немногие получили пощаду и были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь на протяжении долгих лет страдал от репрессий. Посещение Петром I монастыря почти через 20 лет после указанных событий было свидетельством «прощения» обители. Однако его значение восстановилось лишь в конце XVIII — XIX веков[3].
Итоги
После проведения судебного разбирательства представители власти приняли решение о казни некоторых осуждённых. Остальных же были отправлены в различные места на севере страны, в частности, в Кольский и Пустозёрский остроги. Это событие показало настроение тех, кто отказывался принимать проводимые изменения. В дальнейшем старообрядцы проявляли подобную решимость и готовность защищать свои убеждения. Произошедшие события в соловецкой обители отразили характер старообрядцев. Исходное стремление властей уладить ситуацию мирным путём не привело к ожидаемому результату. В последующие столетия различные меры правительства по отношению к старообрядцам, направленные на их принятие изменений, внесённых патриархом Никоном, также не приводили к достижению поставленных целей. События на Соловках продемонстрировали серьёзность и глубину противостояния людей, отказывавшихся принимать меры патриарха Никона[4]
Примечания
- ↑ Юхименко Е. Соловецкое восстание . Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 8 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Соловецкое восстание . istoriarusi.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Пушкарев Л. Соловецкое восстание . Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 8 июня 2024.
- ↑ Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов . Наука.club (17 декабря 2021). Дата обращения: 8 июня 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи о политике
- Все статьи
- Соловецкий монастырь
- Восстания в Русском государстве
- История XVII века
- История старообрядчества
- История Карелии
- XVII век в Архангельской области
- 1668 год в России
- 1676 год в России
- Восстания XVII века
- Репрессии против старообрядцев
- История