Соловецкое восстание

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Соловецкое восстание
Основной конфликт: Раскол русской церкви
Solovetsky Monastery Uprising.jpg
Дата 22 июня 16682 февраля 1676
Место Соловецкие острова
Причина Отказ иноков и присоединившихся к ним мирян принять «новоисправленные богослужебные книги»
Итог Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками
Противники

Старообрядцы (иноки монастыря, местные жители-крестьяне)

Herb Moskovia-1 (Alex K).svg Правительственные войска (стрельцы) царя Алексея Михайловича

Командующие

Архимандрит Никанор

Иван Мещеринов

Силы сторон

ок. 700 человек, 90 пушек

ок. 1000 человек

Солове́цкое восста́ние (1667—1676 годов) — вооружённое сопротивление жителей Соловецкого монастыря царским войскам, направленных для внедрения новых богослужебных правил. Община монастыря не поддержала реформы, предложенные патриархом Никоном. Первый исправленный по реформе Служебник попал на Соловки в конце 1657 года, однако в июне 1658 года монастырский собор отказался принять его для использования. Различные попытки церковных и светских властей убедить общину в следовании реформам (включая призыв архимандритов Варфоломея и Никанора в Москву, их отказ от старых обрядов на Московском соборе в 1667 году, и назначение нового архимандрита Иосифа в 1667 году) не увенчались успехом[1].

Предыстория

  • Из-за религиозных реформ, предложенных патриархом Никоном, возникло Соловецкое восстание. Он считал, что русская церковь нуждается в унификации обрядов, ритуалов и символов для более организованного существования. В 1654 году патриарх Никон провёл значительные изменения в церковных обрядах. Основные результаты никоновских реформ включали в себя: исправления в тексте некоторых молитв;
  • перевод всех церковных текстов с греческого наречия и исправление ошибок;
  • внедрение практики крещения тремя пальцами, что стало обычаем в христианских странах. До этого изменения, люди крестились двумя пальцами;
  • также были изменены церковные ритуалы (убрано многолесье во время молитвы, изменён порядок Крестного хода и другое);
  • одежда священников[2].

Большинство верующих не поддержали эти изменения. Во второй половине 1650-х годов в стране произошёл церковный раскол, который со временем углубился. Противники новых церковных обрядов были названы старообрядцами. Они выступали за сохранение прежних обычаев, хранили древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение[3].

Старообрядцы подвергались преследованиям со стороны церковной власти. Их храмы разрушали, книги уничтожали, а наиболее упорные староверы подвергались казни на кострах. В такой напряжённой обстановке религиозное восстание было лишь вопросом времени, и в 1668 году оно вспыхнуло на территории Соловецкого монастыря[2].

Причины

Реформы, проведённые Никоном, кардинально изменили структуру православной церкви: внесли изменения в обряды, литературные произведения и иконографию. Эти изменения вызвали недовольство среди духовенства, которые позднее получили прозвище «старообрядцы». Это стало толчком к возникновению Соловецкого восстания, хотя процесс развивался не моментально. С середины 1650-х годов монахи начали выражать своё недовольство и стали обращаться к царю с просьбами о возвращении к прежним обычаям[2].

В 1657 году в Москве вышли обновлённые церковные книги для всей общины. Те же книги попали в Соловецкий монастырь в этом же году, но их проверила и опечатала казённая палата. Монахи отказались соблюдать богослужения по новым правилам и текстам.

В период 1666 года1667 годов из Соловков были направлены пять челобитных к царю. Монахи просили сохранить старые книги и обряды, подчёркивая свою преданность России, но умоляли не менять вероисповедание[2].

В начале 1667 года Большой Московский Собор объявил старообрядцев вне церкви. 23 июля 1667 года по указу царя назначен новый настоятель для Соловецкого монастыря — Иосиф. Он был близок к царю и патриарху Никону, что означало, что он поддерживал реформы. Монахи не согласились с этим новым настоятелем. Иосифа изгнали, а на его место поставили старообрядца Никанора. Это последнее событие стало поводом для осады монастыря. Царь рассматривал изгнание Иосифа как бунт и направил войска[2].

Штурм монастыря царским войском

С начала эпохи Петра I и до сегодняшних дней осаде монастыря Соловки приписывают также экономические мотивы. Некоторые авторы, включая Иоанна Яковлевича Сырцова , Савича А. А., Николая Александровича Барсукова  и других, утверждают, что Никон сократил финансирование монастыря, что стало причиной восстания монахов. Однако нет документальных подтверждений этому. Главное здесь заключается в том, что некоторые историки стараются представить монахов Соловецкого монастыря как жадных людей, цель которых была только в деньгах. Однако всё это отвлекает от очевидного факта: восстание стало возможным исключительно из-за религиозных реформ Никона. Царские историки поддерживали Никона, поэтому всех, кто с этим не согласился, обвиняли во всех грехах[2].

Ход событий

Этап первый

Первый этап столкновения между московскими властями и братией Соловецкого монастыря относится к 1657 году. В то время монастырь был одним из наиболее состоятельных и экономически независимых благодаря своему удалённому расположению и изобилию природных ресурсов[3].

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок

В новых богослужебных книгах, доставленных в монастырь, монахи обнаружили «богохульные еретические учения и коварные новшества», на которые отказались соглашаться монастырские богословы. С 1663 года по 1668 год им было написано и отправлено 9 челобитных и множество посланий от лица царя, в которых на примерах было показано правомерность старых верований. В этих посланиях также подчёркивалась непримиримость монашеской общины Соловецкого монастыря в своей борьбе за старую веру[3].

Этап второй

Второй этап начался 22 июня 1668 года, когда для усмирения монахов был отправлен первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада Соловецкого монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание защищая «старую веру» и укрепили оборону вокруг крепости. Восставших поддерживали крестьяне, рабочие, пришлые и беглые стрельцы, а затем присоединились участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В начале власти Московии не могли направить большие силы на подавление восстания из-за других волнений среди крестьян. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов, выступивших в защиту царя, выразили готовность к переговорам с царскими военачальниками. Мирные жители и пришлые люди отказывались идти на уступки, настаивая на том, чтобы монахи покинули свою позицию в пользу царя. Переговоры продолжались четыре года, но не привели к конструктивному результату. В 1674 году Алексей Михайлович увеличил численность осаждающих крепость войск, назначил нового воеводу — Ивана Мещеринова и отдал приказ «подавить мятеж немедленно»[3].

Этап третий

Казни соловецких иноков. По старинной старообрядческой иконе

На третьем этапе сопротивления осаждённых стрельцами были предприняты многочисленные попытки штурма крепости, которые долгое время заканчивались неудачей. Несмотря на большое количество стрельцов (до 1 тысячи человек), брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость оставалась непокорной. Во время осады убеждение в «защите старой веры» уступило место отрицанию царской власти и централизованного церковного руководства.

Мы не нуждаемся в указе великого государя и не подчиняемся ни новым, ни старым правилам, мы действуем по-своему

В монастыре прекратились исповеди, причастия, уважение к священникам; все монастырские старцы были привлечены к тяжёлому труду — «в хлев, в кухню, в мукосейню». Были организованы вылазки против осаждающих войск. Игумен Никандр лично освящал пушки осаждённых святой водой. Повреждения крепостной стены, появляющиеся после продолжительных обстрелов, быстро устранялись монахами[3].

Неожиданное завершение столкновения произошло в январе 1676 года, когда монах Феоктист раскрыл стрельцам секретный подземный проход в одной из башен. Маленькая группа стрельцов проникла в монастырь и открыла ворота осаждающим[3].

После штурма последовала жёстокая расправа над защитниками (январь 1676 года), что ознаменовало конец борьбы. Из 500 защитников крепости осталось всего лишь 60 выживших, и они были вскоре казнены. Немногие получили пощаду и были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь на протяжении долгих лет страдал от репрессий. Посещение Петром I монастыря почти через 20 лет после указанных событий было свидетельством «прощения» обители. Однако его значение восстановилось лишь в конце XVIII — XIX веков[3].

Итоги

После проведения судебного разбирательства представители власти приняли решение о казни некоторых осуждённых. Остальных же были отправлены в различные места на севере страны, в частности, в Кольский и Пустозёрский остроги. Это событие показало настроение тех, кто отказывался принимать проводимые изменения. В дальнейшем старообрядцы проявляли подобную решимость и готовность защищать свои убеждения. Произошедшие события в соловецкой обители отразили характер старообрядцев. Исходное стремление властей уладить ситуацию мирным путём не привело к ожидаемому результату. В последующие столетия различные меры правительства по отношению к старообрядцам, направленные на их принятие изменений, внесённых патриархом Никоном, также не приводили к достижению поставленных целей. События на Соловках продемонстрировали серьёзность и глубину противостояния людей, отказывавшихся принимать меры патриарха Никона[4]

Примечания

  1. Юхименко Е. Соловецкое восстание. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 8 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Соловецкое восстание. istoriarusi.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Пушкарев Л. Соловецкое восстание. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 8 июня 2024.
  4. Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов. Наука.club (17 декабря 2021). Дата обращения: 8 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!