Соколов, Виктор Фаддеевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Виктор Фаддеевич Соколов
Портрет
Дата рождения 8 августа 1928(1928-08-08)
Место рождения деревня Казинка, Куркинский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 15 августа 2010(2010-08-15) (82 года)
Место смерти Москва, Россия
Супруг(а) Соколова Клавдия Адольфовна
Награды и премии

Ви́ктор Фаддее́вич Соколо́в (8 августа 1928, Казинка, Куркинский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР — 15 августа 2010, Москва, Россия) — машинист электровоза локомотивного депо Москва-Сортировочная, Заслуженный работник транспорта РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. Дважды Герой Социалистического Труда (1976, 1984). Награждён орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени[1][2].

Биография

Виктор Фаддеевич Соколов родился 8 августа 1928 года в селе Казинка Куркинского района Тульской губернии (ныне — Тульская область), в семье крестьянина. В 1944 году переехал в Москву к сестре и поступил кочегаром, но вскоре был уволен из-за несоответствия возраста. Затем работал пастухом[2].

В 1945 году Виктор Фаддеевич начал трудовой путь в локомотивном депо учеником слесаря. После окончания Дорожной технической школы работал помощником, а затем машинистом паровоза. В 1949 году его направили на железнодорожную станцию Кувандык Оренбургской железной дороги, где он также занимал должности помощника и машиниста паровоза и тепловоза. С внедрением электротяги одним из первых освоил электровозы[2].

В 1954 году Виктор Соколов снова оказался в локомотивном депо Москва-Сортировочная, где до ухода на заслуженный отдых управлял электровозом. По собственной инициативе был переведён в самую отстающую колонну. Работая с полной отдачей, установив нормальную атмосферу в коллективе, вместе с товарищами добился того, что колонна стала передовой, и ей было присвоено звание коллектива коммунистического труда[2].

Виктор Фаддеевич стал зачинателем практики вождения поездов повышенной массы и длины. Благодаря этим железнодорожным подвижным составам, использованию прогрессивных методов управления и применению опыта передовых машинистов, Фёдор Соколов выполнил семилетний план досрочно на год и два месяца, восьмой пятилетний план — на год и пять месяцев, а девятый — на год и семь месяцев[2].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за значительные достижения в выполнении задач девятой пятилетки и принятых социалистических обязательств, Виктору Фадеевичу Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Также вручили ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[3].

5 марта 1980 года Виктор Соколов совершил свой первый рейс с железнодорожным подвижным составом весом свыше 10000 тонн по маршруту от железнодорожной станции Рыбное до железнодорожной станции Перово Московской железной дороги. В этом рейсе впервые была применена инновационная технология управления: два электровоза, один в начале и другой в конце поезда, поддерживали связь по радио. Вскоре такие сверхтяжёлые поезда стали курсировать регулярно, обеспечивая значительную экономию. Это позволило увеличить объём перевозимых грузов без увеличения числа локомотивов. В результате машинисты Московско-Рязанского отделения железной дороги смогли сэкономить 54 миллиона киловатт-часов электроэнергии за два с половиной года[2].

Благодаря использованию тяжеловесных и удлинённых железнодорожных подвижных составов, Виктор Соколов выполнил семь годовых планов в течение десятой пятилетки, а уже в августе 1983 года завершил выполнение четырёхлетнего плана 11 пятилетки. Осознавая важность вверенной ему техники, он решил усовершенствовать лунинский метод, адаптировав его к современным условиям, и взять электровоз на социалистическую сохранность для обеспечения его долгой, надёжной и бесперебойной работы. В 1983 году Министерство путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников одобрили инициативу Соколова и рекомендовали её к внедрению[3].

Виктор Фаддеевич Соколов был отмечен высокой наградой: указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года за выдающиеся успехи в выполнении планов одиннадцатой пятилетки и принятых социалистических обязательств ему вручили орден Ленина и вторую золотую медаль «Серп и Молот». Он удостоился звания дважды Героя Социалистического Труда, став первым и единственным представителем железнодорожной сферы, получившим это звание дважды[3].

За время работы Виктор Соколов провёл 455 железнодорожных подвижных составов повышенной грузоподъёмности, что позволило дополнительно перевезти 431 273 тонны грузов для нужд народного хозяйства. При этом им была достигнута экономия электроэнергии в размере 234 502 КВт·ч. В целом, за 26 лет работы на электровозе Виктор Соколов сэкономил свыше миллиона киловатт-часов электроэнергии, что сопоставимо с выработкой небольшой электростанции. Его трудовой стаж отмечен 3 миллионами километров железнодорожного пути без аварий[2].

С 1989 года Виктор Фаддеевич вышел на пенсию. После выхода на заслуженный отдых он продолжал делиться своими знаниями и опытом с молодыми специалистами локомотивного депо[2].

Виктор Фаддеевич Соколов умер 15 августа 2010 года. Похоронен на Хованском Северном кладбище в Москве[2].

Награды и звания

Память

  • В родном селе Казинка установлен бронзовый бюст в память о Герое[2].
  • В локомотивном депо «Москва-Сортировочная-Рязанская» один из локомотивов носит имя Виктора Фаддеевича Соколова[2].

Примечания

  1. Соколов Виктор Фаддеевич. Российский государственный архив кинофотодокументов. Дата обращения: 10 апреля 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Кащеев С. Соколов Виктор Фадеевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 10 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ленский И. Машинист-тяжеловес Виктор Соколов // Московский железнодорожник : газета. — 2019. — 24 мая (№ 89).

Ссылки