Смольный монастырь
Монастырь | |||
Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Город | Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1 | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Санкт-Петербургская | ||
Архитектурный стиль | Елизаветинское барокко | ||
Архитектор | Бартоломео Растрелли | ||
Дата основания | 1744 год | ||
Дата упразднения | 1764 год | ||
Статус |
|
Смольный монастырь — архитектурное произведение, созданное по эскизам выдающегося русского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Расположено в самом сердце одного из крупнейших монастырей Санкт-Петербурга. Построено на месте Смоляного двора, где ранее производили смолу для судостроительной отрасли России[1].
История
По указанию Петра I вблизи этого смоляного производства был возведён Летний дворец, который Петр I подарил дочери Елизавете. В 1744 году здание было полностью уничтожено огнем. Вместо восстановления, по инициативе императрицы Елизаветы Петровны, которая стремилась построить монастырь на месте своего детства, был возведён Смольный собор. Проект поручили известному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство началось в конце октября 1748 года и, в течение последующих десяти лет, финансировалось активно, с привлечением солдат и рабочих. С началом войны с Пруссией скорость работ значительно снизилась. После смерти императрицы был назначен новый архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, но храм так и остался незавершённым.
Спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил возобновить работы над Смольным собором. В результате сложных реставрационных мероприятий проект Растрелли претерпел значительные изменения, включая установку системы печного отопления. Строительство завершилось в 1835 году, и собор был освящён во имя Воскресения Христова.
Богослужения в Смольном проходили до 1917 года. Новая власть изменила сложившийся порядок. Уже в 1918 году Вдовий дом закрыли, собор же принимал верующих ещё четыре года. В 1922‑м из него вынесли все ценности, кроме иконостаса, и закрыли. С этого момента шедевр архитектуры использовали как склад. После войны здесь разместилась экспозиция музея истории Ленинграда, и даже его руководство демонтировало иконостас не сразу. В здании расположилась выставка, посвящённая достижениям советской промышленности, а в 1990 году здесь обустроили концертную площадку[2]. В 2004 году собор стал частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Богослужения возобновились в 2009 году. В следующем году в храме был установлен новый иконостас и проведена Божественная Литургия, приуроченная к восстановлению иконы Алексея Венецианова. В 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в церковное сообщество[3].
Особенности архитектуры
Смольный собор был возведён в стиле Елизаветинского барокко и считается выдающимся творением архитектора Растрелли. В соответствии с православной традицией, здание имеет пять куполов, четыре колокольни и главный луковичный купол. Спальные корпуса, ранее находившиеся поблизости, были разрушены ещё при Стасове, и на их месте появились два симметричных флигеля.
Эти двухэтажные конструкции были спроектированы в стиле ампир и гармонично вписаны в барокко собора архитектурой Таманского в 1860 году. В настоящее время левый флигель используется СПбГУ, а правый — городскими и областными властями. С 2013 года на входе в собор установлен 10-тонный колокол, привезённый из Воронежа, который планировали разместить на колокольне, но от этой идеи позже отказались.
От сада и монастырского каре Смольный собор и флигели отделяет массивная чугунная ограда, сохранившаяся со времён Стасова. В четырёх углах комплекса расположены церкви и жилые строения для студентов. Южная часть здания отреставрирована и используется администрацией региона.
Интерьер собора поражает своей красотой: высокие потолки, белые стены, украшенные барельефами и мраморными колоннами. Подземные ходы, обнаруженные во время реставрации, служили бомбоубежищами во время войны[1].
Интерьер
Интерьер Смольного собора впечатляет своей уникальностью и красотой уже с порога. Над массивной входной дверью располагается икона Иисуса Христа, обрамлённая изысканным резным деревом, созданным вручную.
При входе в собор открывается величественный масштаб пространства, который сложно оценить снаружи. Белоснежные стены с барельефами, изящество золотистых рокайлей, массивные мраморные колонны и широкие галереи по бокам, а в центре — высокое подкупольное небо. И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами и разнообразными предметами церковного убранства, которые подчёркивают богатство и атмосферу этого уникального места[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Елизавета К. Смольный собор . Iskatel.com. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Смольный собор Как сложилась судьба самого красивого долгостроя Петербурга XVIII века . Tripster.ru (3 февраля 2024). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Смольный собор в Санкт-Петербурге . Туристер. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Смольный собор - богатая история, окутанная мифами и тайнами . Путешествие по Санкт-Петербургу. Дата обращения: 29 октября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России в Санкт-Петербурге
- Объекты культурного наследия России федерального значения
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Монастыри Воскресения Христова
- Новодевичие монастыри
- Русская архитектура XVIII века
- Смольный монастырь
- Монастыри Санкт-Петербурга