Симфония № 9 (Шостакович)
Девятая симфония | |
---|---|
Симфония № 9 | |
Композитор | Дмитрий Шостакович |
Дата создания | 1945 год |
Части | пять:Allegro, Moderato, Presto, Largo, Allegretto — Allegro |
Первое исполнение | |
Дата | 3 ноября 1945 год |
Место | Ленинград |
Основные исполнители | Ленинградский филармонический оркестр: Евгений Мравинский |
Девятая симфония» (Symphony No. 9 (Es-dur), Op. 70) — симфония Дмитрия Шостаковича написанная в 1945 году и впервые исполненная 3 ноября 1945 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского.
История создания
В 1945 году Шостаковичем была написана Девятая симфония Ми-бемоль мажор. Впервые была исполнена 3 ноября 1945 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского. Переложение для фортепиано в две руки для симфонии сделал Левон Атовмян. По замыслу автора симфония первоначально задумывалась как гимн победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. В октябре 1943 года, композитор объявил что симфония будет большой композицией для оркестра, солистов и хора, своеобразным аналогом последней симфонии Людвига ван Бетховена, также носившей девятый номер. Об этом он сообщил в конце 1944 года когда его спросили имеет ли он намерение написать произведение, воспевающее будущую победу:
Да, я уже думаю о следующей, Девятой симфонии. Я хотел бы использовать в ней не только оркестр, но и хор, и певцов-солистов, если бы нашел подходящую литературу и текст и, кроме того, не опасался, что меня могут заподозрить в желании вызвать нескромные аналогии[1]
16 января 1945 года Шостакович сообщил своим студентам из Московской консерватории, что накануне он начал работу над новой симфонией, но затем Шостакович прервал работу на три месяца и возобновил её лишь 26 июля 1945 года. Но в итоге, было создано сочинение миниатюрное и изящное, напоминающее Классическую симфонию Сергея Прокофьева, в чём то даже перекликающееся с Четвертой симфонией Густава Малера. В начале сентября 1945 года, за несколько недель до официальной премьеры, Шостакович сыграл свою оперу в четыре руки со Святославом Рихтером в Комитете по делам искусств при СНК СССР. Реакция критиков и музыкантов на Девятую симфонию была разной, но чаще негативной. На Западе реакция критики тоже была чрезвычайно острой. После американской премьеры писали: «Никто не ожидал, что Девятая симфония будет так отличаться от прежних произведений Шостаковича, никто не ожидал также, что она будет такой банальной, неубедительной и неинтересной». Шостакович догадывался об этой реакции, поэтому перед первым её исполнением он сказал: «Музыканты будут ее играть с удовольствием, а критики — разносить». По воспоминаниям дирижёра Гавриила Юдина при встрече с Шостаковичем в начале февраля 1946 года он сказал ему: «На моей улице — праздник: я буду третьим по порядку дирижером, который исполнит твою новую Девятую симфонию! После Мравинского и Гаука!» Шостакович ответил на это шуткой «Да, понимаешь, Восьмая у меня была псевдотрагической, а вот эта, Девятая, — псевдокомическая»!. В 1946 году симфония выдвигалась на Сталинскую премию в области искусства, но не смогла одержать победу. 14 февраля 1948 года вместе с другими произведениями Шостаковича симфония была запрещена и до 1955 года не исполнялась публично[2][3][1].
Состав оркестра
- Деревянные духовые: три флейты, три гобоя, три кларнета, три фагота, флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот
- Духовые: четыре валторны, три трубы, три тромбона и туба
- Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубун, треугольник, гонг, ксилофон, тамтам
- Струнные: четыре арфы, челеста, колокола, струнные инструменты[4][5]
Строение симфонии
Симфония состоит из пяти частей, последние три идут без перерыва, общая продолжительность всей симфонии составляет около двадцати шести минут:
- I часть: Allegro
- II часть: Moderato
- III часть: Presto
- IV часть: Largo
- V часть: Allegretto — Allegro [5]
Allegro внешне весела и простодушна, напоминает сонатные аллегро венских классиков. Главная партия беззаботна и безоблачна. Её быстро сменяет пританцовывающая тема флейты-пикколо, сопровождаемая аккордами струнных пиццикато, литаврами и барабаном. Она кажется задорной, почти буффонной. В репризе главная тема уже не может вернуться к прежней беззаботности, а побочная вовсе отсутствует, она переходит в коду, завершая часть двусмысленно и иронично. Moderato умеренно лирическое moderato. Соло кларнета звучит как печальное раздумье. Его сменяют взволнованные фразы струнных, побочная тема сонатной формы без разработки. На протяжении части господствуют искренние, задушевные романсовые интонации, она немногословна и собранна. В противоположность ей скерцо Presto пролетает стремительным вихрем. Поначалу беззаботная, в ни на миг не прекращающейся пульсации четкого ритма, музыка постепенно меняется, переходит к настоящему разгулу вихревого движения, которое подводит к вступающему без перерыва тяжело звучно и протяжно. Траурные интонации Largo а особенно скорбный монолог солирующего фагота, прерываемый возгласами медных, напоминают о трагедии, которая всегда незримо рядом, какое бы наивное веселье ни царило на поверхности. Четвертая часть лаконична — это всего лишь краткое напоминание, своего рода импровизационное вступление к финалу. Allegretto — Allegro вновь воцаряется стихия официозной радости. О соло фагота, который только что, в предшествующей части, звучал искренне и проникновенно, а теперь заводит неуклюже пританцовывающую тему[3][5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Шостакович : Жизнь. Творчество. Время / Кшиштоф Мейер. - СПб. : Композитор : DSCH, 1998. — 551 с. — ISBN 5-7379-0043-6
- ↑ Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
- ↑ 3,0 3,1 Л. Михеева. Шостакович. Симфония No. 9 . Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Симфония № 9 : Ор. 70 / Перелож. Л. Атомян для ф.-п. в 4 руки. — Москва : Союз сов. комп., 1947. — 80 с.
Литература
- Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян ; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с. — ISBN 5-86007-340-2
- Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
- Симфония № 9 : Ор. 70 / Перелож. Л. Атомян для ф.-п. в 4 руки. — Москва : Союз сов. комп., 1947. — 80 с.