Симд
Симд (осет. симд) — народный осетинский массовый танец[1]. Танец аристократов «Ахсартагота». Является ценностью осетинского народного танцевального жанра. Части танца состоят из соревновании нартов[2], как будто отвоёвывают сердце гордой красавицы. Танец уходит своими корнями к древним устоям (æгъдау) и создаёт собой художественное представление о этнических и духовных ценностях народа: религиозно-мифологические воззрения, строго регламентированные этикетные нормы, понятия о чести и достоинстве, благородство, величие духа, гармоничное мироощущение, эстетические представления. Мифоэпическая сторона мира через народную хореографию говорит о тесной связи двух эстетических систем — осетинской «Нартиады» и танцевального фольклора[3].
Этимология названия
В осетинском языке существуют специальные термины, которые обозначают как сольные и парные танцы, так и массовые хороводные танцы. Например, слово «кафт» описывает танец, а «Симд»(от глагола симын) относится к массовому осетинскому хороводному танцу.
Даже, если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией.Народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев
История
Танцы — неотъемлемая сторона искусства Кавказа. Горцы всегда воспроизводили в танцах не только свои чувства, но и личную эмоциональность к миру. По данным различных историков, осетинский национальный танец «Симд» появился и укоренился в Южной Осетии. Возможно, он возник из ритуальных историй танцевального характера, когда предки осетин посредством хореографии выражали дохристианским богам свою любовь и обращались к ним. Во времена христианства (и, параллельно с ним, ислама) танец усовершенствовался и улучшался. Интересен факт, что симд присутствует даже в нартовском эпосе осетин. В некоторых сказаниях ярко и красочно описываются праздничные застолья с обязательным мужским танцем[4]. Танец выражает рыцарство чистоту чувств, мужество и благородство. Он — символ осетинского народа.
Об этом повествует сказание «Женитьба Батрадза»:
Собрались однажды нарты отважные
На Чёрной горе, на самой вершине.
На вершине горы пляску затеяли,И все в большом симде нарты заплясали.
От симда нартовского горы осыпались,Сокрушались камни, откалывались скалы.
И с треском падали могучие деревья
Разновидности танца
Хороводный танец «Симд» включает в себя два основных элемента, которые символизируют бесконечность (прямая линия) и солнце (круг). Танец требует силы, гибкости и стойкости, а круговое движение вокруг костра символизирует энергию жизни, источаемую солнцем. Движения танцоров пропитаны гордостью и достоинством. В Осетии особенно популярны четыре вида танца, но особое место занимает Нартовский симд, известный как «Нæртон симд». Этот древний танец считается вершиной хореографического искусства. Исследователи утверждают, что его аланское название можно перевести как «двухъярусный». Также существуют другие значения, такие как «массовый» и «народный». Танец симд исполняется на двух уровнях, придавая ему особую динамику и эффект. На нижнем ярусе танцоры тесно держатся друг за друга за пояса, образуя сплошную круговую стену[5]. Они соединены переплетенными руками и медленно двигаются вправо, затем влево. В эту потрясающую шеренгу может войти до 200 и более человек, включая всех жителей округи. Такой коллективный танец не только придает особую энергетику, но и создает ощущение сильной общности и объединения всех присутствующих. На верхнем ярусе танцоры располагаются над первым ярусом и движутся в противоположном направлении — сначала влево, затем вправо. Этот ярус создает своеобразное «крыло» над нижним ярусом, добавляя впечатляющий эффект и визуальную грандиозность танцу. Танец симд — уникальное и впечатляющее явление осетинской культуры. Он способен вдохновить и собрать множество людей, создавая неповторимую атмосферу.
Нартовский симд «Нæртон симд»
Нартовский симд «Нæртон симд» —танец исполняется только во время Нового года, и право участвовать в этом особом хороводе предоставляется только зрелым мужчинам в возрасте 35-40 лет. Танец требует силы, ловкости и выносливости. Круговое исполнение вокруг костра символизирует жизненную силу солнца и передает особую энергетику[6]. Движения танцоров отличаются достоинством и гордостью, отражая богатую культуру Осетии[7].
Существует нижний и верхний ярус:
- Нижний ярус танцующих берут друг друга плотно за пояса. Выстраивая сплошную круговую стену, скрепленную переплетёнными руками. Первый ярус двигается вправо, медленно, затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек. Участвовала вся округа;
- Верхний ярус формируется путем поднятия ногами на передние правые колени нижнего яруса. Танцоры на верхнем ярусе держатся за пояс друг друга, образуя стену, где руки переплетены у пояса. Правая рука каждого танцора держит пояс соседа с одной стороны, а левая рука — за пояс соседа с другой стороны. Благодаря особой технике, верхний ярус танцоров обладает большей свободой в движениях. Он находится на плечах нижнего яруса, который надежно удерживает его. Этот танец, известный как «Нартовский» или «Ӕдтæг уæлæ кафт» («один поверх другого»)[8], создает впечатление движущейся живой стены из двух ярусов. Когда верхний ярус полностью установлен на плечах нижних, начинается пение. Верхние танцоры, обращаясь к нижним, завершают свой припев словами: «Преклонитесь перед нами» (Бакувут). А нижние отвечают верхним: «Чтобы вы полетели вниз»! (Дæлæмæ æрхаут). Старейшины рассказывают, что настоящие нарты, предки осетин, для увеличения нагрузки на плечи нижних танцоров поднимали на себя бычков и молодых жеребят. Когда нижний ярус танцоров сменялся, каждый из них в свою очередь платил тем же самым, поднимаясь на плечи верхнего ряда.
Симд на одной ноге «Нагуай симд»
Симд на одной ноге «Нагуай симд» — это грациозный и величественный танец, который исполняется на одной ноге. Мужчины и женщины выстраиваются в ряд, держа друг друга за руки. Этот танец начинается с единого движения всей группы, а затем первая пара выделяется и ведёт остальных за собой. Медитативная и мощная музыка, сопровождающая этот танец, создаёт ощущение плавно движущихся волн, которые сливаются друг с другом. Танцоры, которым были предложены щедрые угощения от хозяина, могли продолжать танцевать до самого утра. В центре круга стояла молодёжь с маленькими деревянными досками, которые хлопали в такт музыке. Важно отметить, что количество мужчин и женщин в танце всегда было одинаковым и чётным. «Нагуай симд» — это один из немногих видов симдов, который сохранился до наших дней[9].
Круговой симд «Тымбыл симд»
Круговой симд «Тымбыл симд» — неразрывное единство содержания и генезиса хореографии. Становятся вкруг через один. Мужчины берут под руку женщин. Движутся медленно, поступательно. Сначала двигаются влево, затем вправо, при этом запевают. Построение «Тымбыл симда».
Запевала: «Уæнгтæй сабыр, къæхтæй рæуæг!»
Хор: «О, райда, ой, райда!»
Запевала: «Махæн нæ хистæр Уырызмæг у!»
Хор: «О, райда, ой, райда!»
Запевала: «Махæн нæ кæстæр Ацæмæз у!»
Хор: «О, райда, ой, райда!»
Запевала: «Махæн не’фсин Нарты Сатана!»
Песня при симде:
Запевала: «Æрсимут-ма тымбыл симдæй!».
Хор: «О, райда, ой, райда!»
Запевала: «Тымбыл симдæй,æнгом симдæй!»
Хор: «О, райда, ой, райда!»
Запевала: «Къæхтæй сабыр, уæнгтæй рæуæг!»
Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — нуазæн и прочее — могли исполнять танец до утра. В середине круга стояла молодёжь с дощечками и хлопала в такт танцующим[10]. Мужчин и женщин, одинаковое количество и всегда чётное[11]. Наиболее сохранившийся до наших времён из всех видов симдов.
Чепена (танец сплошного смеха и веселия)
В танце принимали участие исключительно мужчины. Руководителем танца является один из лучших певцов, отличавшийся остроумием. В центе круга становился помощник руководителя с огромной палкой в руке, строго следивший за тем, чтобы никто не смел сменять указанной правой или левой ноги[12].
Запевала песни Чепена начинали словами:
- рахизырдæм чепена (вправо чепена);
- галиуырдæм чепена (влево чепена);
- кæдзтæ-мæдзтæ чепена (зигзагообразно чепена);
- иугай къахыл чепена (подскоками на одной ноге чепена);
дзуццæг бадтæй чепена (вприсядку чепена) итак далее. Команды могут приобретать вид сложноорганизованных конструкций, объединяющих в последовательности два или более игровых действия.
- къухтæ зæххыл æрхойут — уæ цæсгомыл æрсæрфут (ударьте руки об пол — оботрите их о лицо);
- рахиз фæрстыл æрххуссут — æмæ сын сæ пъол расæрфут — сæ рыгтæ сын расæрфут — се ‘фсинæн æнцон дæр уа (ложитесь на правый бок — и вытрите им пол — и пыль оботрите — чтоб хозяйке легче было). Кончался танец тем, что вдруг из массы кто-либо запевал о предложении сменить своего руководителя Чепена.
Особенности женского исполнения
Исполнение этого танца отличается нежностью и плавностью движений рук, напоминающих крылья лебедя. Девушки, словно плавающие по земле, исполняют танцевальные движения сказочной легкостью. Чтобы достичь такого потрясающего плавного скольжения и грации, они регулярно тренируются, выполняя специальные упражнения, развивающие их небесное изящество. Музыкальная мелодия, сопровождающая их танец, отражает их красоту и благородство. Особое внимание уделяется гибкости и эмоциональности рук, которые играют важную роль в женском танце[13].
Особенности мужского исполнения
Исполнение танца Симд отличается порывистыми и энергичными движениями танцоров, которые впечатляют своей силой, ловкостью и храбростью. Во время этого танца танцоры выполняют множество поворотов и прыжков на «полупальцах» и «пальцах», что особенно удобно в кавказских ичигах[14], известных своими особенными свойствами.
Музыкальное сопровождение
Играет важную роль в исполнении осетинского массового танца симд. С середины XIX века осетинская гармонь и барабан стали неотъемлемой частью музыкального сопровождения. Музыка создаёт особую атмосферу и направляет танцоров по хореографическому рисунку, играя не менее важную роль, чем сами танцевальные движения и мастерство танцоров[15].
Роль симда в культуре Осетин
Классические варианты танца известны как в Южной Осетии, так и в Северной Осетии сильно распространены. В течение истории претерпели танцевальные фигуры и движения исчезали или заменялись другими. Однако он всё равно остался в осетинской культуре. Большая заслуга в этом отводится профессиональным танцевальным коллективам, которые и сегодня преподносят осетинские танцы в их традиционных вариантах (самый известный — ансамбль «Алан»). Более того, специалисты оценивают профессионализм коллективов по уровню того мастерства, с которым исполняется симд[5].
Судьба танца в современном обществе
Осетинский народный массовый танец симд и сегодня с удовольствием молодёжь разучивает, танцует на вечеринках, школьный выпускных, семейных праздниках, свадьбах, наполняя его новым «прочтением», любовью и интересом к истории народа аланов[16].
Примечания
- ↑ Древний аланский танец Симд – живая традиция народов Осетии . Кавказ сувенир магазин Али Аскерова. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Арпентьева М. Р. Нартиада как исторический источник . cyberleninka.ru. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Кусаева З. К. Мотив Танца в структуре эпического повествования осетинской «Нартиады» . rae.ru (16 ноября 2014). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Дзагурова Ася. Симд — танец, корнями уходящий в глубокую древность . 15-й регион Северо-Осетинский информационный канал (14 марта 2009). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Древний танец Симд – визитная карточка осетинского народа . Энциклопедия Кавказа региональный портал (26 января 2017). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Грикулов Л. Осетинские танцы . Российская государственная библиотека. Северо-Осетинское книжное издательство (1961). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Тахохов Георгий. Осетинский массовый танец Симд . Дзен.ру (25 августа 2020). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Чибиров Л.А. Музыка и танцы в быту у нартов. . cyberleninka.ru. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Тахохов Г. Древний осетинский танец Симд . Дзен.ру (ноябрь 2013). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Туганов М. С. Осетинские народные танцы (Круговой Симд) . library.lgaki.info. Санкт-Петербург (1977). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Салбиев Т. К. Осетинский традиционный танец Тымбл Симд . cyberleninka.ru. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Хороводная традиция Северных Осетин . Культура.РФ. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Тахохов Г. Осетинский массовый танец Симд . Дзен.ру (25 августа 2020). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Хореографические особенности танца «Симд» из «прошлого в настоящее» . kopilkaurokov - сайт для учителей. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Осетинский танец симд: история, виды, роль в культуре осетии . Политграмота (7 ноября 2017). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Кабулова Т.С. Симд - жемчужина осетинского народа . ЗНАНИО.РУ. Дата обращения: 29 сентября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |