Садко (симфоническая картина)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Садко
Садко
Композитор Николай Римский-Корсаков
Дата создания 14 июля30 октября 1867 года
Части четыре
Первое исполнение
Дата 9 декабря 1867 год
Место Санкт-Петербург
Основные исполнители Милий Балакирев

Садко (Sadko (musical tableau), Op. 5) — симфоническая картина композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова написанная им с 14 июля по 30 октября 1867 года. Впервые исполнена 9 декабря 1867 года в Санкт-Петербурге на концерте Русского музыкального общества под управлением дирижёра Милия Балакирева, которому и было посвящение в симфонической картине[1].

История создания

С 14 июля по 30 октября 1867 года Николай Андреевич Римский-Корсаков писал основную партитуру на симфоническую картину «Садко» по плану который был ему предложен публицистом Владимиром Стасовым. Симфоническая картина была посвящена композитору и дирижёру Милию Балакиреву, который прослушав её оценил по достоинству. Идея создания симфонической картины на мотив древнерусской былины «Садко» принадлежала главному идеологу «Новой русской музыкальной школы» публицисту Владимиру Стасову. В 1861 году Стасов предложил Балакиреву и затем Модесту Мусоргскому написать программную симфонию, посвященную образу героя многих старинных русских былин Садко, но они так и не взялись за это. После возвращения Римского-Корсакова из длительного плавания Мусоргский предложил этот сюжет написать ему[2][1][3]. Римский-Корсаков так вспоминал об этом:«Во время посещений моих Мусоргского мы с ним беседовали на свободе без контроля Балакирева и Кюи. Я восхищался многим из игранного им; он был в восторге и свободно сообщал мне свои планы. У него их было больше, чем у меня. Одним из его сочинительских планов был „Садко“; но он давно уже оставил мысль писать его и предложил это мне»[1][3][2]. В первоначальном варианте «Садко» имел название «Эпизод из былины». По окончании работы Римский-Корсаков писал Мусоргскому:

«Садко» кончен… и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь… вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали, помните, у Кюи… Ещё раз вам спасибо… Милий решительно доволен Садкой и не нашелся сделать никаких замечаний[2]

В своей «Летописи» Римский-Корсаков вспоминает: «Партитура „Садко“, начатая 14 июля, была окончена 30 сентября. Мой „Садко“ заслужил всеобщее одобрение… Какие музыкальные веяния руководили моей фантазией при сочинении этой симфонической картины?…это были произведения Листа, Глинки, Балакирева, Даргомыжского»[2]. Второй вариант инструментовки был осуществлён Римским-Корсаковым в 1891—1892 годах в рамках работы по систематической корректуре всех своих ранних сочинений. Об этой работе он вспоминал:

В конце сезона я выполнил ещё одну работу, я переделал оркестровку своего «Садко» (музыкальной картины). Этою переделкою я закончил все мои расчеты с прошлым. Таким образом, ни одно из моих больших сочинений периода до «Майской ночи» не осталось не переделанным[2]

Состав оркестра

Строение симфонии

Симфоническая картина точно следует предпосланной ей программе. Она открывается живописанием моря с мерно колышущимися волнами. Из краткого, состоящего всего из трёх звуков мотива, первоначально интонируемого альтами, вырастает в постепенном нагнетании, увеличении звучности, усилении движения величавая картина морских просторов. Спуск Садко на дно морское рисуется цепочкой альтерированных аккордов, верхние звуки которых образуют последование тона и полутона, красочную и необычную. В следующей далее сцене проходят изящная, расцвеченная форшлагами и трелями тема золотых рыбок, а затем напевная, широкая мелодия, состоящая из темы подводного царства, и, наконец, начинается пляска. На фоне аккордов арфы, имитирующих звучание гуслей, вступают альты с короткой плясовой попевкой народного склада. Её сменяет величальная песня, которую Садко поет Царю Морскому. Пляска становится всё быстрее, она достигает неистового размаха. Теперь это и картина разбушевавшегося моря, в которой мелькают и начальная попевка, и мотивы песни Садко, и темы морского царства. Всё обрывает резкий удар аккорда тутти: Садко сорвал струны на своих гуслях. И снова возникает картина спокойно колышущихся волн, постепенно замирающая, как бы удаляющаяся от слушателя…[2][4]

Оценки

После выхода «Садко» композитор Модест Мусоргский писал в письме к Римскому-Корсакову:

Вы, Корсинька, в Andante Вашей симфонии показали Вашу милую личность, в русской увертюре сказали «один Бог без греха», в сербской фантазии показали, что можно писать и скоро, и приятно, а в «Садко» заявите себя художником. <…> Это Ваша первая русская вещь, Вам одному принадлежащая и никому больше…[5]

Известный публицист и музыкальный критик Владимир Стасов так отзывался о созданной Римским-Корсаковым симфонической картине:

Крупные достоинства «Садко» являются, конечно, прежде всего, ярким результатом возросшего и возмужавшего таланта Римского-Корсакова, но также и результатом глубокого изучения всего лучшего, что произвело в последнее время европейское музыкальное творчество. Концерты Бесплатной музыкальной школы давали к тому самые богатые средства. Балакирев, стоявший во главе школы, исполнял в этих концертах все, что только существовало самого крупного и что появлялось в печати из капитальнейших сочинений Берлиоза и Листа, которые без Балакирева наверное надолго бы ещё оставались у нас глубоко неведомыми. Все товарищи-друзья прилежно изучали, кроме Глинки, новых европейских гениальных композиторов, но вряд ли кто больше Римского-Корсакова. На всех репетициях концертных можно было увидеть его погруженным в оркестровую партитуру, по которой он жадно следил за всеми инструментальными оттенками и эффектами, давно уже прежде изучив у себя дома самое сочинение. Такое изучение, соединенное с развившимся собственным творчеством, дало вскоре свои великолепные плоды, и один из самых изумительных был «Садко»[6]

16 ноября 1869 года композитор Александр Бородин так писал про один тогдашний концертов Бесплатной музыкальной школы:

«Садко» в новой редакции, где исправлены многие промахи оркестровки и усовершенствованы прежние эффекты, — прелесть. Публика приняла пьесу восторженно, и Корсиньку вызвали три раза…[6]

Композитор Александр Серов так писал об этом произведении:

Изумление и восхищение слушателей вызвал, говоря словами Римского-Корсакова, «каким-то чудом схваченный оркестровый колорит». Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн — это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. С премьеры «Садко» за Римским-Корсаковым прочно утверждается авторитет первого оркестрового мастера русской музыки, непревзойденного музыканта-живописца[2]

Русский и советский музыковед Алексей Кандинский указывал, что:

…в этом произведении Римский-Корсаков находит свой поворот «русской идеи» — национальное дается через эстетическое, и его средоточием становится образ народного певца, так же как во многих позднейших операх композитора; в «Садко» складывается любимый женский тип композитора — полуреальный, полуфантастический и достигается слитность, взаимопроникаемость реального и чудесного, человеческого и природно-стихийного, составляющая самую сердцевину художественного мира Римского-Корсакова. Наконец, в «Садко» впервые воплощено то идеальное равновесие между литературно-программным началом и самостоятельной внутримузыкальной организацией формы, которым характеризуется все творчество Римского-Корсакова, и симфоническое, и оперное[2]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Н. А. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений : Лит. произведения и переписка: в 8 томах / Ред. комис.: Б. В. Асафьев и др. — Москва : Музгиз, 1955
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Л. Михеева, М. Рахманинова. Римский-Корсаков. Садко. Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. — Москва : Музыка, 1980. — 453 с.
  4. 4,0 4,1 Эпизод из былины «Садко»: музыкальная картина : для [симфонического] оркестра / соч. Н. Римскаго-Корсакова. — Москва : у П. Юргенсона, [1867-1911]. — 60 с.
  5. Композиторы «Могучей кучки» / Е. М. Гордеева. — [4-е изд.]. — Москва : Музыка, 1986. — 285 с.
  6. 6,0 6,1 Избранные сочинения : в 3 т. : Живопись. Скульптура. Музыка / редколлегия: Е. Д. Стасова [и др.]. — Москва : Искусство. — Т. 3 / [коммент. П. Т. Щипунова и М. П. Блиновой]. — 1952. — 888 с

Литература

  • Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. — Москва : Музыка, 1980. — 453 с.
  • Н. А. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений : Лит. произведения и переписка: в 8 томах / Ред. комис.: Б. В. Асафьев и др. — Москва : Музгиз, 1955
  • Эпизод из былины «Садко»: музыкальная картина : для [симфонического] оркестра / соч. Н. Римскаго-Корсакова. — Москва : у П. Юргенсона, [1867-1911]. — 60 с.
  • Садко : Музыкальная картина: Для оркестра: Op. 5 / Соч. Н. Римского-Корсакова; Для ф.-п. в 4 руки перелож. Надежды Пургольд. — б.г. — 31 с.