Реформы Эхнатона

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Эхнатон (Ахенатон) — фараон Древнего Египта, правивший в период XVI династии (1379—1362 гг. до н. э.).

Реформы Эхнатона (Аменхотепа IV) — являются одним из наиболее значимых эпохальных событий в истории Древнего Египта. В период правления этого фараона (1379 до н. э.-1362 до н. э.), произошла революционная трансформация египетской религии, политической системы и культурного мироощущения. Религиозно-политические реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) проводились в 1365–1349 годы до н.э.[1].

Причины реформ

Реформы Эхнатона были вызваны сочетанием религиозных, политических и социальных факторов. Хотя некоторые из его реформ выжили его самого, его последователи отменили их после его смерти. Однако, влияние и идеи Эхнатона оказали значительное влияние на последующие поколения фараонов и на развитие египетской истории в целом. Реформы фараона Эхнатона являются одним из ключевых эпизодов в истории Древнего Египта. Возникновение и реализация этих реформ были обусловлены несколькими основными причинами[1].

  • Во-первых, Эхнатон, изначально известный как Аменхотеп IV, стремился изменить религиозные и культурные традиции Египта. Он был одним из первых фараонов, который придерживался концепции монотеизма, веря только в божество, называемое Атон[2]. Это отличалось от традиционной веры египтян, основанной на множестве богов. Эхнатон видел в политеизме причину множества неправедных и незаконных деяний. Однако его новая вера стала причиной конфликтов с представителями иерархии жрецов и некоторыми слоями населения, которые в течение веков исповедовали древние религиозные обычаи.
  • Во-вторых, реформы Эхнатона были направлены на укрепление централизованной власти фараона. Он стремился установить свою непогрешимость и независимость в принятии решений, исключив вмешательство других важных игроков, таких как жрецы и дворянство. Для этого он предпринял ряд мер, включая перенос столицы из Теб в новый город Ахетатон (Ныне Амарна)[3], созданного специально для его правления. В этом городе он строил храмы Атона и мало обращал внимание на другие культы и божества.
  • В-третьих, реформы Эхнатона были также результатом его стремления к социальным изменениям и обновлению. Фараон уделял большое внимание равноправию и справедливости, пытаясь принести радикальные изменения в позицию женщин, карательных мер и даже в сферу искусства. Это привело к появлению нового стиля иероглифов и новых художественных традиций.

Кроме того, некоторые историки полагают, что причиной реформ Эхнатона могла быть личная связь фараона с его королевой Нефертити[4]. Их союз и сотрудничество могли стать двигателем перемен в искусстве, религии и политике[5].

Начало реформ

Радикальные шаги

Его первым и самым радикальным шагом стало отвержение в 1365 год до н.э. традиционной египетской религии, базирующейся на множестве богов[6]. Он ввел монотеистическое солнечное божество Атона. Это было непростительным богохульством, так как в египетской традиции почитались множество богов и богинь. Однако религиозные реформы у элиты формируют социокультурное отношение и внедряются в государственную структуру[7]. Знаменитой статуей, известной как «Разоткрывающий тайны» Эхнатон явно демонстрирует свою врожденную связь со светом и знанием и призывает подданных отказаться от старых верований. Фараоном были приняты специальные указы, которые предписывали уничтожить имя Амона, исключить его из памятных надписей, а также закрыть храмы его культа по всей стране. Даже с тем, что жертвоприношения и добровольное финансирование новой религии вносило солидный вклад в храмы Атона, это не остановило фараона и его последователей[8].

Политические реформы

Эхнатон также проводил реформы в области политики и вопросов власти. Он усилил свою центральную власть, уменьшив роль и влияние могущественных жрецов Амона. Он также отменил привилегии и влияние аристократии и создал новый взгляд на правительство, основанный на понятиях равенства и справедливости. Вместе с этим он проводил социальные реформы, призывая к более справедливым отношениям между людьми и положительным изменениям в обществе[9].

Перенос столицы

Эхнатон также решительно взялся за изменение политической структуры Египта. В 1359 год до н.э. он перенес столицу страны из Те Гебель-эль-Ахмара в новый город Ахетатон, что помогло ему создать уникальное место для проведения своих экспериментов, без отрицательного влияния традиционной египетской элиты. В Ахетатоне, в противоположность другим городам, нет памятников почитания богов в виде храмов, вместо этого были построены просторные дворцы для фараона и его придворных, а также дома для обычных граждан. Теперь каждый человек имел возможность проникнуться новой религией и философией фараона[10].

Культ Атона

АТО́Н (др.-егип. «сол­неч­ный диск»), пер­во­на­чаль­но вто­ро­сте­пен­ное сол­неч­ное бо­же­ст­во в Древ­нем Егип­те

Начиная с 1365 года до н.э. Эхнатон выступал против политеизма и отрицал существование других богов, сосредоточившись только на поклонении Атону. Он также переместил столицу из Теб в Ахетатон (Амарну) и изменил свое имя на Ахенатон («одно лицо Атона»), чтобы показать свою преданность новому культу. Этот культ отличался от предыдущих египетских религий, поскольку Атон, бог Солнца, был признан единственным верховным богом. В культу Атона были включены новые символы и ритуалы. Бог был изображен как диск Солнца, излучающий лучи, заканчивающиеся маленькими руками, каждая из которых давала жизнь и благословение. Это было отличительной чертой культа Атона. Однако культ Атона был временным явлением. После смерти Эхнатона его сын Тутанхамон восстанавливает предыдущих богов и возвращает столицу в Тебы[11]. Культ Атона был обесценен и объявлен реакцией, а память о нем стерта из египетских записей. Тем не менее, культ Атона имел некоторое влияние на последующую египетскую религию, особенно на представление о солнце. Он также остается интересным историческим феноменом, отражающим период религиозных и политических изменений в Древнем Египте.

Новая столица

Амарна была основана в XIV-м столетии до нашей эры и располагалась на западном берегу Нила, между современными городами Каир и Луксор[12][13]. Эта столица была посвящена богу Атону, которого Эхнатон считал единственным и верховным богом. Он желал создать новую религию и сменить традиционное политеистическое богопочитание на монотеизм. Основание Амарны связано с политическими и религиозными преобразованиями, происходившими во времена Эхнатона. Строительство новой столицы началось примерно в 1346 году до нашей эры и продолжалось около 16 лет. Амарна стала совершенно новым типом города для Египта, с широкими улицами, просторными дворцами и храмами. Однако после смерти Эхнатона и свержения его режима Амарна была покинута и практически разрушена. Многие из её камней и статуй были использованы для строительства других городов, включая Каир и Луксор. Оставшиеся развалины и артефакты Амарны позволяют исследователям понять и изучить этот период египетской истории более подробно[14].

Итоги реформ

Однако реформы Эхнатона столкнулись с сопротивлением со стороны некоторых слоев населения, особенно среди священников традиционной религии. Его политика и идеология вызывали резкое разделение в обществе, что привело к возникновению социальных и политических конфликтов. После смерти Эхнатона его реформы были отказаны и общество вернулось к традиционным верованиям и системе управления. Эпоха правления Эхнатона оставила неизгладимый след в истории Древнего Египта. Его реформы и трансформационная концепция монотеизма широко воспринимались в дальнейших исторических событиях и прокладывали путь к развитию мировых религий, включая христианство и ислам. Фараон Эхнатон оказал несомненное влияние на культурный и религиозный ландшафт Древнего Египта, оставив память о себе в веках[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Эхнатон. БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
  2. Атон. landioustravel.com. Дата обращения: 13 октября 2023.
  3. Ахетатон. БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
  4. Древнеегипетская царица Нефертити. biographe.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
  5. Федяев А. П. Эхнатон и культура Древнего мира // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 28. — С. 165-170.
  6. Боги. Explore|Fandom. Дата обращения: 14 октября 2023.
  7. Элита. БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
  8. Мисецкий Е.В. Иудейский монотеизм и религиозная реформа Эхнатона // Теории и проблемы политических исследований. — 2014. — № 6. — С. 45-65.
  9. Политические реформы Эхнатона. hrono.ru. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  10. Религия. foxford.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
  11. Тутанхамон. БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
  12. Каир. www.calend.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
  13. Луксор. БРЭ. Дата обращения: 13 октября 2023.
  14. zhitanska.com. Тель-Эль-Амарна. Новая столица Эхнатона. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  15. Итоги реформ Эхнатона. www.culturhistory.ru. Дата обращения: 14 октября 2023.