Радус, Фёдор Никифорович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Никифорович Радус
укр. Федір Никифорович Радус
Портрет
Дата рождения 20 декабря 1910(1910-12-20)
Место рождения Новгород-Северский, Черниговская губерния, Российская империя
Дата смерти 22 ноября 1988(1988-11-22) (77 лет)
Место смерти Краснодар, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск морская авиация
Годы службы 1931-1960
Звание Полковник ВВС СССР полковник
Часть  • Военно-морское авиационное училище имени Сталина;
 • 47-я скоростная авиационная бомбардировочная эскадрилья ВВС Балтийского флота;
 • 46-я скоростная авиационная бомбардировочная эскадрилья ВВС Балтийского флота;
 • 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота;
 • 73-й бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота;
 • 40-й бомбардировочный авиационный полк ВВС Черноморского флота;
 • Военно-морское авиационное училище имени Леваневского;
 • 28-й бомбардировочный авиационный полк;
 • 42-й смешанный авиационный полк ВВС Северной Тихоокеанской флотилии;
 • 55-й пикировочный авиационный полк ВВС Северной Тихоокеанской флотилии;
 • 567-м гвардейский бомбардировочный авиационный полк ВВС Тихоокеанского флота;
 • 67-й минно-торпедный авиационный полк;
 • 19-я минно-торпедная авиационная дивизия ВВС Северо-Балтийского флота;
 • 19-й учебный отряд ВВС Черноморского флота
Сражения/войны Советско-финская война,
Великая Отечественная война,
Советско-японская война
Награды и премии

Фёдор Никифорович Радус (1910—1988) — советский военный лётчик морской авиации. Участник Советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн. Герой Советского Союза (1940). Полковник (27.12.1950)[1].

Биография

Фёдор Никифорович Радус родился 20 декабря 1910 года в уездном городе Новгороде-Северском Черниговской губернии Российской империи (ныне город, административный центр Новгород-Северского района Черниговской области Украины) в семье рабочего. Украинец. Вскоре после начала Первой мировой войны семья Радус перебралась на Северный Кавказ в город Армавир. Здесь Фёдор Никифорович окончил школу и городской аэроклуб. Хотел поступать в военную авиационную школу, но не прошёл медицинскую комиссию. В Армавир Фёдор Никифорович уже не вернулся. Обосновался в Грозном, где после окончания школы строительного ученичества при тресте «Грознефть» работал инструктором-столяром в школе фабрично-заводского ученичества. В 1930 году стал членом ВКП(б). Партбилет помог Фёдору Никифоровичу осуществить юношескую мечту, и с декабря 1931 года он уже курсант Военной школы морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина в Ейске.

После окончания военно-морской авиационной школы Ф. Н. Радус был оставлен в ней на инструкторской работе и прослужил здесь в должностях инструктора-пилота, инструктора-лётчика и командира учебного звена более трёх с половиной лет. С середины января 1937 года Фёдор Николаевич на Балтийском флоте. Служил командиром звена и командиром отряда в 47-й (с 15 января 1937 года по 26 января 1938 года) и 46-й (с 26 января по 25 апреля 1938 года) скоростных бомбардировочных эскадрильях ВВС КБФ. В апреле 1938 года Ф. Н. Радус был переведён на должность инструктора по технике пилотирования в 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Уже в первые месяцы пребывания в полку Фёдор Никифорович зарекомендовал себя опытным морским лётчиком с отличной техникой пилотирования. В конце июля 1938 года он уже был назначен помощником командира 4-й эскадрильи полка, а в феврале 1939 года — 1-й эскадрильи.

В Советско-финской войне 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота участвовал с первых дней. В ходе боевых действий старший лейтенант Ф. Н. Радус, действуя с аэродрома недалеко от побережья Копорской губы, многократно водил группы СБ и ДБ-3Ф на бомбардировку финских укреплений на Карельском перешейке и стратегических объектов на территории Финляндии. 29 февраля 1940 года при возвращении с боевого задания по бомбардировке инфраструктурных объектов противника в его глубоком тылу один из самолётов группы старшего лейтенанта Ф. Н. Радуса был подбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Не в силах бросить в беде своих боевых товарищей, Фёдор Никифорович решил подобрать экипаж сбитого бомбардировщика. Условия для посадки в месте падения советского самолёта практически отсутствовали, но сделав над ним несколько кругов, Радус всё же смог обнаружить пригодную для этой цели площадку. С огромным риском для жизни он мастерски посадил свой самолёт на небольшой пятачок среди ледяных торосов, подобрал трёх лётчиков сбитого бомбардировщика и благополучно вернулся на свой аэродром[2]. После завершения Зимней войны в марте 1940 года Ф. Н. Радус был произведён в капитаны и представлен к званию Героя Советского Союза.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Радусу Фёдору Никифоровичу звания Героя Советского Союза был подписан 21 апреля 1940 года.

В декабре 1940 года Фёдор Никифорович был направлен на Высшие курсы усовершенствования командного состава ВВС и ПВО ВМФ (Новый Петергоф), из которых был досрочно выпущен уже после начала Великой Отечественной войны в конце июня 1941 года[3]. В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан Ф. Н. Радус с 10 июля 1941 года в должности командира эскадрильи 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка 10-й смешанной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Воевал на бомбардировщике Пе-2. Участвовал в обороне Таллина и Ханко, защищал объекты военно-морского флота на островах Эзель и Даго. В сентябре 1942 года Ф. Н. Радуса в качестве опытного морского лётчика-разведчика направили на Черноморский флот. С 29 сентября 1941 года Фёдор Николаевич в должности заместителя командира 3-й эскадрильи принимал участие в обороне Севастополя в составе 62-го смешанного авиационного полка особой (Фрайдорской) группы ВВС Черноморского флота. Неоднократно в интересах командования флота Фёдор Никифорович в одиночку вылетал на выполнение «особых заданий», за успешное выполнение которых ему была объявлена благодарность Военного Совета Черноморского флота. Во время ожесточённых боёв за Севастополь в ноябре 1941 года капитан Радус произвёл более 30 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. В воздушном бою над городом он сбил немецкий истребитель Ме-109. В ноябрьских боях 1941 года 62-й смешанный авиационный полк понёс большие потери и был выведен на переформирование. В Севастополе из его состава осталось только три экипажа пикирующих бомбардировщиков, среди которых был и экипаж капитана Радуса[4]. Скоро это звено влилось в состав 40-го бомбардировочного авиационного полка 63-й тяжелобомбардировочной авиабригады дальнего действия ВВС ВМФ, в составе которого Фёдор Никифорович сражался до эвакуации полка из Севастополя в мае 1942 года. С февраля 1942 года он занимал должность командира 1-й эскадрильи полка.

Вскоре после вывода полка с Крымского полуострова Ф. Н. Радус получил звание майора и был направлен в Камышин, где на базе Военно-морского авиационного училища имени Леваневского приступил к формированию 28-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка. После стажировки на базе 3-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ в Казахстане в июне 1942 года полк под командованием майора Ф. Н. Радус убыл на Кольский полуостров и был включён в состав особой морской авиационной группы Северного флота. До конца октября 1942 года экипажи полка занимались встречей и сопровождением в территориальных водах СССР морских конвоев. В конце октября ОМАГ была расформирована, а 28-й бомбардировочный авиационный полк был отправлен в тыл на переформирование.

Летом 1943 года майор Ф. Н. Радус получил новое назначение. На этот раз ему предстояла служба в составе Северной Тихоокеанской флотилии. 23 июня Фёдор Никифорович приступил к исполнению обязанностей командира 42-го смешанного авиационного полка ВВС СТОФ, который базировался на Сахалине. В связи с планами переформирования полка в истребительный в декабре 1944 года командир полка майор Радус вместе с личным составом 3-й эскадрильи, оснащённой самолётами СБ и Пе-2, убыл в Приморье на аэродром Унаши, где в конце месяца приступил к формированию 55-го отдельного пикировочного авиационного полка. К апрелю 1945 года Фёдор Никифорович сумел создать сплочённый боеспособный коллектив, который хорошо зарекомендовал себя в ходе советско-японской войны. За тринадцать дней участия в боевых действиях лётчики полка совершили 135 боевых вылетов и сбросили на противника 81650 килограмм авиационных бомб. Лётчиками полка был нанесён большой урон врагу в живой силе и технике, потоплены 2 транспорта общим водоизмещением до 12000 тонн и ещё два были сильно повреждены. Лично майор Ф. Н. Радус произвёл 7 боевых вылетов, в ходе которых он лично уничтожил 2 пакгауза на станции Ранан, 2 склада с горючим на станции Сэйсин, до 15 автомашин с войсками и грузами, разрушил железнодорожное полотно, истребил до 50 японских солдат. 9 августа 1945 года он принимал непосредственное участие в потоплении вражеского транспорта водоизмещением до 6000 тонн в порту Расин. За образцовое выполнение боевых заданий командования личному составу полка была объявлена благодарность от имени Верховного Главнокомандующего.

После окончания Второй мировой войны Ф. Н. Радус продолжил службу в ВВС Тихоокеанского флота. Командовал своим полком до февраля 1946 года, затем 62-м минно-торпедным авиационным полком. В 1947—1950 годах Фёдор Никифорович занимал должности помощника и заместителя командира 19-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС 8-го Военно-Морского флота[5].

В декабре 1951 — январе 1952 года прошёл переподготовку на Высших офицерских лётно-тактических курсах морской авиации в Риге[6]. Затем с января 1952 года по декабрь 1954 года был военным советником в Народной Республике Болгария.

После окончания в 1956 году Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова Фёдор Никифорович служил командиром 19-го учебного отряда ВВС Черноморского флота. С сентября 1960 года полковник Ф. Н. Радус в запасе[5].

После увольнения из армии Фёдор Никифорович жил в Грозном. В мае 1964 года переехал в Гудауту. До ноября работал диспетчером службы движения местного аэропорта. По состоянию здоровья вынужден был оставить службу. Поселился в посёлке Кудепста города Сочи, с 1967 по 1968 год руководил авиамодельным кружком Сочинского дома пионеров. С 1968 года жил в Грозном, затем переехал в Краснодар[5].

Умер 22 ноября 1988 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

Награды

Память

Бюст Ф. Н. Радуса в Новгороде-Северском.
  • Бюст Героя Советского Союза Ф. Н. Радуса установлен на Аллее Славы в городе Новгороде-Северском.
  • Имя Героя Советского Союза Ф. Н. Радуса увековечено на мемориальном комплексе Славы имени Ахмата Кадырова в Грозном.
  • Имя Героя Советского Союза Ф. Н. Радуса носит ракетоносец Ту-22М3 7061-й гвардейской авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота.

Примечания

  1. Воробьев Е. Морские лётчики — Герои Советского Союза. Радус Фёдор Никифорович. // Морской сборник. — 2009. — № 8. — С. 85—86.
  2. По некоторым данным советский бомбардировщик, экипаж которого был эвакуирован Ф. Н. Радусом, был сбит финским истребителем 22 февраля 1940 года (Источник: Слюсаренко А. М., Скрипниченко, Н. П., Кабула С. Я., Глушанин Е. П. За взлётом взлёт. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986).
  3. Вабишевич Г. Э. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 3. — С.19.
  4. Дорохов А. П. Крылатые защитники Севастополя. Стр. 28.
  5. 5,0 5,1 5,2 Биография Ф. Н. Радуса на сайте «Герои страны» Архивная копия от 31 августа 2013 на Wayback Machine.
  6. Вабищевич Г. Э. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) // «Военно-исторический журнал». — 2019. — № 3 (707). — С.18—27.

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Золотые Звёзды Чечено-Ингушетии: очерки о Героях Советского Союза. — 3-е изд., доп. — Гр.: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1985. — С. 277—291. — 327 с.
  • Кубани славные сыны: очерки о Героях Советского Союза кубанцах, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны: в 4 книгах. Книга 2. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1985. — С. 193—195. — 250 с.
  • Героев подвиги бессмертны: очерки о Героях Советского Союза — уроженцах Черниговской области / сост.: М. Ф. Церковный, А. Д. Шиганов, Б. Ф. Юрьев. — Киев: Политиздат Украины, 1982. — С. 259—261. — 422 с.

Документы

Орден Красного Знамени (наградной лист, награждён приказом № 32с от 10.05.1942).
Орден Красного Знамени (наградной лист и приказ о награждении от 09.09.1945).
Орден Отечественной войны 1-й степени (информация из карточки награждённого к 40-летию Победы).
Медаль «За боевые заслуги» (наградной лист и приказ о награждении).

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!