Путешествия Гулливера

Материал из «Знание.Вики»
Путешествия Гулливера
Путешествия Гулливера
Издание
Путешествие Гулливера
Жанр роман
Автор Джонатан Свифт
Язык оригинала английский
Дата написания 1726
Дата первой публикации 28 октября 1726

«Путеше́ствия Гулливе́ра» — сатирический роман английского писателя XVIII века Джонатана Свифта, написанный в 1726 году. Принёс писателю известность, став одним из величайших произведений мировой литературы. В этой книге автор высмеивает государственное устройство, общественные порядки и нравы Англии XVIII века[1]. «Путеше́ствие Гулливе́ра» — это тетралогия, роман состоящий из четырёх частей.

История создания

Автор

Утром 1726 года рукопись без авторства с длинным названием «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» была обнаружена у дверей издательства Бенджамина Мотте. Когда издатель познакомился с содержанием, решил, что рукопись нужно издать.

Однако в печать книга была отправлена не полностью. 28 октября 1726 года из печати вышли первые две части — путешествия в Лилипутию и Бробдингнег (страну великанов). В 1726 году вышли путешествия в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию (третья часть) и в страну гуигнгнмов (четвёртая часть)[1].

Книга быстро стала популярной и разошлась по Европе многочисленными тиражами. Свифт скрывал своё авторство, но поклонники творчества писателя сразу угадали его стиль письма. Хотя сам Свифт до конца жизни пытался сохранить эту тайну. Даже письмо о гонораре издателю передали от «кузена м-ра Гулливера — Ричарда Симпсона»[2].

Кружок пародий

Идея романа «Путешествия Гулливера» могла возникнуть у Свифта в 1713 году. Тогда он с единомышленниками решил объединиться в клуб «Скриблерус», создатели которого занимались написанием пародий на популярные литературные жанры. Возникновение которых, в том числе, было связано с эпохой великих географических открытий. В тот период создавалось множество романов о путешествиях мореплавателей в дальние страны, их скитаниях и лишениях на чужой земле, а после, чудесном возвращении домой. Самым известным романом этой тематики был «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо (1719). И именно его Свифт выбрал объектом своей сатиры[3].

Сюжет

Герой романа оказывается в четырёх сказочных странах и пытается понять, есть ли на земле место, где обычный человек чувствовал себя комфортно. Свифт не мог критиковать английское правительство напрямую, поэтому писал сатирические произведения и в сказочной форме рассказывал о недостатках английской монархии[4].

Лилипутия

Гулливер переживает кораблекрушение и оказывается на незнакомом острове в плену у маленьких человечков, которые называю себя лилипутами. Некоторое время героя держат связанным, но позже он изучает язык местных жителей, заслуживает их доверие и, присягнув королю, получает свободу.

Автор показывает мелочную жизнь лилипутов. Император правит только потому что он на ноготь выше остальных. За власть сражаются две партии «тремексены» и «слемксены». Отличаются они только одеждой и высотой каблуков. Первые считают, что каблуки должны быть высокими, а вторые — низкими. Чтобы поддерживать равновесие в правящей элите, принцу приходиться ходить на каблуках разной высоты, поэтому он хромает.

Королевство лилипутов ведёт войну с империей Блефуску. А всё из-за приказа короля разбивать яйца с острого конца, который не соблюдают жители империи Блефуску, потому что разбивают яйца с тупого.

Лемюэль помогает предупредить запланированное вторжение с моря империи Блефуску. Великан вручную перетаскивает флот врага к берегам Лилипутии. Лемюэль становится героем, но отказывает королю в полном уничтожении империи Блефуску. За это против него готовят заговор, о котором герой узнаёт, сбегает и отплывает домой[5].

В истории войны «остроконечников» и «тупоконечников» нашёл отражение религиозный конфликт англичан и пуритан. Лилипутия — прообраз Англии, а за Блефуску — Франции. И даже победа англичан на море отражена в сцене похищения флота великаном[4].

Государство Бробдингнег

После трёх месяцев дома Гулливер снова отправляется в плавание. Корабли оказывается на неизвестном острове, моряки на него высаживаются и натыкаются на великана. Лемюель отстаёт от команды и становится игрушкой дочери хозяина фермы. Который зарабатывает деньги на Гулливере показывая его как диковинку на ярмарках, а когда думает, что скоро умрёт продаёт Лемюэля королевской семье.

Король и королева оказываются мудрыми правителями. Они приходят в ужас от рассказов Гулливера о человеческом мире, в котором ведутся бессмысленные и жестокие войны. И даже отказываются от того, чтобы Лемюэль научил их делать порох, так как считают его ужасным оружием. В итоге ящик, в который королевская семья помещает Гулливера, похищает орёл. Птица роняет ящик в море, где путешественника находят и возвращают домой[6].

Лапута

Проведя 2 месяца дома, Гулливер опять отправляется в путешествие. В этот раз на корабль нападают пираты, которые высаживают Гулливера в лодку и оставляют в открытом море. Но Лемюэль замечет летающий остров, привлекает внимание его жителей, тем самым спасая свою жизнь.

Летающий остров Лапта населён господами и их слугами. Жители острова постоянно пребывают в раздумьях, поэтому, чтобы вывести их из глубоких размышлений, слуги вынуждены бить своих господ бычьими пузырями по лицам. Не смотря на всю видимость учёности, жители острова не изучают прикладные науки, поэтому даже стены домов у них неровные. Лапта управляет землями континента, которые вынуждены подчиняться королю острова, иначе остров может просто закрыть небо над непокорными и лишить их тепла и влаги.

Как вассал Гулливер посещает королевство Лапуты Бальнибарби. Жители по примеру своих хозяев постоянно заняты размышлениями о фантастических проектах. Разумным остаётся только бывший губернатор Мьюноди, которого все ненавидят за то, что ведёт хозяйство по старинке.

Потом герой оказывается на остраве магов, где главный чародей на сутки оживляет великих правителей, полководцев, учёных, чтобы те ему прислуживали. Далее попадает в Лаггнег. Жители этой страны рождаются бессмертными, но от этого они становятся злыми и жестокими.

Покинув Лаггнегг, Гулливер доплывает до Японии. Там, в Нагасаки, ему улыбается удача, он встречает голландских моряков, которые помогают ему вернутся в Европу[7].

Страна Гуигнгнмов

Человекоподобные обезьяны прислуживают гуигнгнмам

Прошло пять месяцев и Гулливер снова отправляется в плавание, но теперь он становится капитаном. Он нанимает матросов, которые оказываются пиратами и в итоге захватывают судно и оставляют Гулливера на острове.

Лемюэль оказывается в стране населённой разумными лошадьми — гуигнгнмами. Их домашними животными являются человекоподобных обезьяны, они же делают всю чёрную работу для гуигнгнмов. Разумные лошади были добрыми и благородными, а приматы злыми и завистливыми.

Один из представителей местного народа поверил, что Гулливер разумный и научил его языку гуигнгмов. Лемюэль рассказал ему об англичанах, их обычаях и нравах. Этот рассказ показал показал гуигнгнму, что будет, если дать приматам разум.

На собрании представителей нации гуигнгнмов, хозяин Гулливера рассказал другим о том, что приютил человека. И гуигнгнмы решили, что Лемюэль должен оставить их страну. Поэтому Гулливер отправился на другой остров, где вдали от людей хотел провести свою жизнь. Но остров оказался берегом Австралии, где его нашли и силой вернули домой.

Вернувшись, Гулливер с трудом привыкал к людям. Проводить время ему нравилось с лошадьми[8].

Сатира

XVIII век был временем эпохи Просвещения. Век развития науки, технологии, успехов в области естествознания. Просветители верили, что новые идеи изменят мир. Свифт не был противником Просвещения, но в своих произведениях высмеивал проблему противоречия между реальным и идеальным миром просветителей.

Роман «Приключения Гулливера» — пример такой сатиры. Изображая причудливые миры и страны, Свифт критикует политический строй и общественные убеждения Англии того времени[9].

В первых двух частях романа «Путешествие в Лилипутию» и «Путешествие в Бробдингнег» угадывается просветительский оптимизм. Страна лилипутов олицетворяет Англию XVIII века, где разум вступает в конфликт с миром природы, а страна великанов — идеальную монархию. Оптимизм начинает исчезать в третьей части, а финал совершенно трагичен. Гулливер отказывается от мира людей, комфортно чувствует себя он только с лошадьми[10].

На страницах романа Свифт высмеивает и религиозную жизнь Англии. В споре «остроконечников» и «тупоконечников», мы видим конфликт пуритан и англичан. Причина их конфликта так же ничтожна, как и вопрос с какого конца разбивать яйцо.

Все путешествия Гулливера заканчиваются возвращением в Англию. Герой приходит к выводу, что нет идеального мира и нужно жить в родной стране, не смотря на все её несовершенства[4].

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 Интернет — проект «Книги — юбиляры». Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия (12.02.2021). Дата обращения: 30 марта 2024.
  2. Сергей Курий. Как «Путешествия Гулливера» создавались и издавались? (ru.) // Школа Жизни.ру : журнал. — 8.12.2013. — 8 декабря.
  3. Путешествие Гулливера (ru.) // Библиогид. — 2024. — № 3.
  4. 4,0 4,1 4,2 Светлана Владимировна Томченко. Особенности политической сатиры в романе Свифта "Путешествие Гулливера" (ru.) // Справочник Автор24. — 2024.
  5. Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. — М.: АСТ, 2015. — С. 4—55. — 136 с.
  6. Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. — М.: АСТ, 2015. — С. 57—134. — 136 с.
  7. Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. — С. 81—113. — 157 с. — ISBN 978-5-486-03634-7.
  8. Джонатан Свифт. Приключения Гулливера. — С. 116—153. — ISBN 978-5-486-03634-7.
  9. Шутки в политике: особенности сатиры в романе Свифта Приключения Гулливера // Научные Статьи.Ру. — 2023.
  10. Елена Алеева. «Путешествия Гулливера»: факт, псевдофакт, вымысел // Филология и культура. — 2016. — № 2.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!