Прыжки в фигурном катании

Эта статья прошла проверку экспертом
Эта статья выставлена на рецензию

Прыжки́ в фигу́рном ката́нии — обязательная техническая составляющая одиночного и парного фигурного катания, демонстрирующая мастерство спортсмена во владении телом и контроле над движением. Каждый прыжок характеризуется высотой полета, количеством оборотов вокруг вертикальной оси тела и способом отталкивания от льда. Как отмечает Елена Анатольевна Чайковская в своей книге, без них «фигурное катание теряет свою остроту»[1].

История

С изобретением железных коньков на двух рёбрах у конькобежцев появилась возможность преодолевать различные препятствия на скорости, перепрыгивая их. Обычным местом катания был замёрзший водоём и на нём могли появляться различные наросты или небольшие проруби[2].

При появлении фигурного катания задачей первых фигуристов было повторить какой-то рисунок на льду при помощи коньков. Были такие рисунки, которые прерывались, и для их повторения нужно было подпрыгивать. Так в фигурном катании появились прыжки[3]. Изначально выполнялись простейшие однооборотные прыжки, такие как вальсовые повороты и небольшие акробатические трюки.

Однако настоящий прорыв произошёл благодаря норвежскому фигуристу Акселю Паульсену, первому исполнителю прыжка, получившего название в честь своего создателя — акселя. Этот элемент был исполнен спортсменом на международных соревнованиях по конькобежному спорту в Вене в 1882 году[4]. Аксель стал первым, где число оборотов превышало один полный оборот, и он сразу завоевал популярность как самый сложный и эффектный элемент программы. Впоследствии другие виды прыжков получили развитие, став неотъемлемой частью соревновательной практики фигурного катания.

По мере развития техники и увеличения физических возможностей спортсменов вошли в практику двойные, тройные и даже четверные прыжки. Самым значимым событием стало исполнение первого официального четверного прыжка американцем Куртом Браунингом в 1988 году на чемпионате мира в Будапеште[5]. Это событие открыло новую эпоху в развитии спортивной дисциплины, значительно подняв требования к уровню мастерства участников.

Сегодня в арсенале лучших фигуристов присутствуют многочисленные комбинации сложных прыжковых элементов, сочетающих технику и артистизм. Среди них особое внимание уделяется развитию четвёртого оборота, который считается верхом совершенства в исполнении прыжковой техники[6].

Фазы исполнения прыжков

Одри Шин заходит на прыжок (аксель)

Процесс выполнения любого прыжкового элемента в фигурном катании состоит из нескольких последовательных фаз. Каждая фаза имеет свою специфику и значение для успешного завершения прыжка[7][8].

Подготовка и разгон — это фаза, предшествующая началу самого прыжка. Во время разгона фигурист набирает необходимую скорость, формирует правильную позицию корпуса и обеспечивает оптимальную координацию движений перед непосредственным исполнением прыжка. Разгон позволяет создать достаточный импульс для дальнейшего набора высоты и контроля над вращениями[7].

Отталкивание является ключевым моментом, определяющим успех всего прыжка. Здесь спортсмен должен правильно распределить вес тела, придать телу нужное положение относительно поверхности льда и совершить резкий мощный толчок ногами. Качество отталкивания напрямую влияет на высоту прыжка и стабильность последующих этапов[7].

Полёт и вращение — фаза полёта включает в себя свободное перемещение тела над поверхностью льда с одновременным выполнением заданного числа оборотов. Спортсмен должен сохранять контроль над положением тела, поддерживать правильное распределение веса и удерживать баланс для эффективного совершения всех запланированных вращений[7].

Приземление Алиной Урушадзе прыжка

Приземление требует высокой степени координации и устойчивости. После окончания необходимого числа оборотов фигурист плавно опускается на ледовую поверхность, принимая устойчивое положение на одной ноге и обеспечивая плавность перехода к последующим элементам программы. Важно избежать потери равновесия и ошибок, ведущих к снижению оценок судьями[7].

Виды прыжков

Прыжки разделяются на две группы: рёберные, когда фигурист отталкивается от ребра опорного конька, и зубцовые, когда отталкиваются зубцом (носком) свободной ноги[9].

Рёберные

Аксель (A) назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена. Отличается техникой от всех остальных прыжков: с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняет прыжок. Является единственным прыжком, во время исполнения которого фигурист совершает нечётное количество оборотов (то есть одинарный аксель составляет 1,5 оборота, двойной — 2,5 оборота, тройной — 3,5 оборота)[8].

Норвежская фигуристка Соня Хени стала первой фигуристкой, исполнившей аксель на соревнованиях в начале 1920-х годов[10]. Ричард Баттон (США) выполнил первый двойной аксель на зимних Олимпийских играх 1948 года. Тройной аксель среди мужчин первым прыгнул канадец Верн Тейлор в 1978 году[11], а среди женщин — японка Мидори Ито в 1988 году[8]. В сентябре 2022 года в Лейк-Плэсиде американец Илья Малинин стал первым фигуристом в истории, которому удалось чисто исполнить на соревнованиях полностью докрученный четверной аксель, а в декабре 2023 года в Пекине фигурист впервые в истории исполнил четверной аксель в короткой программе[8]. До Малинина попытку исполнения акселя в 4,5 оборота также предпринимали японец Юдзуру Ханю и россиянин Артур Дмитриев-младший[12].

Сальхов (S) назван в честь спортсмена из Швеции Ульриха Сальхова, впервые исполнившего этот прыжок в 1909 году. Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Приземление осуществляется на внешнее ребро правой ноги[8].

Первой в истории женщиной, исполнившей прыжок сальхов, стала американка Тереза Велд[10]. Двойной сальхов впервые среди мужчин исполнил Гиллис Графстрём (Швеция) в 1924 году, среди женщин — 15-летняя англичанка Сесилия Колледж[13]. Первый тройной сальхов был выполнен американцем Рональд Робертсоном в 1955 году[8]. В 1998 году американец Тимоти Гейбл стал первым фигуристом, которому покорился четверной сальхов, а в 2002 году его исполнила японка Микки Андо[8].

Риттбергер (Lo) был открыт немецким фигуристом Вернером Риттбергером в период 1900-1914 годах В Европе его называют по имени основателя, в Америке он носит название loop — в переводе с английского «петля», так как при заходе на прыжок ноги фигуриста образуют петлю. При заходе на риттбергер фигурист скользит на обеих ногах, при этом свободная нога находится впереди, а опорная — сзади[14].

Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 американец Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт (ГДР) в 1968[8]. Впервые успешно выполнил четверной риттбергер Юдзуру Ханю в 2016 году, в 2021 году россиянке Аделии Петросян удалось выполнить сразу два четверных риттбергера в одной программе[8].

Зубцовые

Тулуп (Т) (англ. toe loop — «петля на носке») — один из простейших прыжков в фигурном катании. При заходе на тулуп фигурист, сделав тройку, сгибает опорную ногу, верхняя часть туловища в это время направлена вперед. Свободная нога находится сзади, когда конек врезается в лед[14].

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920-х годах[8]. На чемпионате мира 1964 года Томас Литц впервые исполнил тройной тулуп[15]. Международный союз конькобежцев впервые засчитал четверной тулуп Курта Браунинга в 1988 года, однако он был выполнен с ошибкой. Абсолютно чистый четверной тулуп впервые выполнил Алексей Урманов в 1991 году. В 2018 году Александра Трусова впервые исполнила четверной тулуп среди женщин[8].

Лутц (Lz) назван по имени своего основателя австрийца Алоиса Лутца, открывшего его в 1913 году[8]. Считается, что у него один из самых сложных заходов. При заходе на лутц свободные рука и нога фигуриста находятся сзади. Фигурист скользит на опорной ноге на наружном ребре, перенеся вес тела на неё. Затем он начинает вращение верхней части тела по направлению движения в воздухе, зубец свободной ноги врезается в лед, и спортсмен поднимается в воздух[14].

В 1920-е годы мужчины стали исполнять двойной лутц, а в 1962 году канадец Дональд Джексон впервые исполнил тройной лутц[8]. Женщины стали выполнять лутц в 1930-е годы, в 1942 году канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц[16]. В 1978 году швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц[8].

Первый признанный ISU четверной лутц исполнил в 2011 году Брэндон Мроз. Среди женщин-первых исполнительниц четверного лутца выделяют двух спортсменок: Анну Щербакову, исполнившую его на одном из этапов национальных соревнований в Йошкар-Оле 6 октября 2018 года, и Александру Трусову, выполнившую данный элемент впервые на международных соревнованиях в Ереване 12 октября 2018 года[8].

Флип (F) был, вероятно, изобретён американцем Брюсом Мейпсом в начале 1930-х годов, однако доподлинно информация о происхождении данного прыжка неизвестна[8]. Также осталось неизвестным когда, где или почему он получил такое название (в переводе с английского flip — щелчок). Схемы выполнения прыжка такова: после поворота фигурист подается вперед, перенеся всю тяжесть тела на опорную ногу, свободные рука и нога находятся позади. Зубец свободной ноги врезается в лед, свободные рука и нога уходят вперед, тем самым давая начало группировке и вращательному движению[14].

Флип стали исполнять с 1930-х годов, однако имена первых его исполнителей точно неизвестны. Мужчины начали исполнять тройной флип в середине 1970-х годов, однако точных сведений нет. Среди женщин первыми исполнительницами тройного флипа стали Катарина Витт и Мануэла Рубен (ФРГ) в 1981[8]. Впервые чисто исполненный четверной флип продемонстрировал Шома Уно в 2016 году, среди женщин первой исполнительницей четверного флипа стала Александра Трусова, прыгнувшая его в Турине в 2019 году[8].

Вариации прыжков

Тано — прыжок, во время исполнения которого одна рука поднята над головой. В связи с тем, что при исполнении этого элемента нарушается группировка, повышается сложность и добавляются оценки за компоненты. Элемент назван в честь американского одиночника Брайана Бойтано. В 1987 году он представил болельщикам и судьям свой фирменный прыжок — лутц в три оборота с поднятой рукой[17].

Исполнение прыжка с руками наверх Моной Тиба

Риппон — поднятые над головой во время прыжка руки. Поднимать две руки при исполнении тройного лутца первым начал Адам Риппон[10][17].

Каскады и секвенции прыжков

Каскад — это последовательность прыжков, выполняемых один за другим без дополнительных шагов между ними[2]. В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок. Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Однако вторым прыжком можно исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Также можно приземлиться на левую ногу, затем сальхов или флип.

Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. В произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков[18].

Алексей Мишин делит каскады на две категории. В одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов)[2].

Секвенция — последовательность прыжков, выполняемая с более долгой подготовкой ко второму элементу. Классический вариант секвенции — исполнение двойного акселя вторым прыжком[19].

Прыжки во вращение

Прыжок во вращение волчок (чинян) в исполнении Дженнифер Дон

Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, называют прыжками во вращение. При их выполнении обычно не стремятся сделать в полете максимально возможное число оборотов. По этой основной причине прыжки во вращение выделены в отдельную группу. Главная задача фигуриста в прыжках во вращение — большая высота полета и быстрое, устойчивое вращение после приземления[7].

Различают прыжки с приземлением и последующим вращением на толчковой ноге и прыжки, в которых приземление и вращение происходят на ноге, выполняющей мах. В зависимости от позы вращения различают прыжки в волчок и во вращение ласточка. Возможны также прыжки во вращение и с другими конечными и промежуточными положениями[7].

Существенное влияние на выполнение прыжка во вращение оказывает характер позы, которую фигурист принимает в полете. С этой точки зрения можно выделить прыжки с положением в полете, соответствующим волчку вперед, волчку назад, ласточке и тому подобным. Способ толчка позволяет существенно изменить технический рисунок прыжка во вращение. В программах фигуристов можно встретить прыжки с использованием толчка способом аксель, сальхов, оллер, петлей, бабочкой и другими[7].

В парном катании

Параллельный прыжок

Прыжки в парном катании относятся к группе элементов, которые партнеры выполняют самостоятельно. Прыжок, выполненный парой, должен оставлять у зрителей впечатление согласованности, единства движений партнеров. В большинстве случаев фигуристы стремятся к полному подобию движений, к точному совпадению их по времени. Здесь важно следить за одновременностью отрыва ото льда и, что особенно важно, за одновременностью приземления. Если партнерам — обычно из-за более мощного прыжка партнера — не удается уравнять время полета, то синхронность их прыжков должна осуществляться по приземлению[2].

Идентичность поз во время разбега, толчка, полета и приземления подчеркивает синхронность и скрадывает иногда несогласованность в прыжках. Существенное значение имеет и подобие траекторий движения в разбеге, толчке, полете и приземлении. Очень важны взаимное положение партнеров и расположение прыжка на площадке. Один и тот же прыжок, выполненный в разных по отношению к судьям ракурсах, может показаться по качеству разным. Правильный выбор направления прыжка и взаимного положения партнеров может подчеркнуть сильные стороны исполнения и скрыть слабые[2].

Поддержка, выброс, подкрутка

Исполнение выброса фигуристами Тун Цзянь и Пан Цин

Обязательные элементы парного катания. В их основе — элемент, связанный с вращением, исполняемый партнершей[9].

Поддержка — партнер поднимает партнершу, рука партнера при подъёме напряжена, она выпрямляется лишь в конце поднятия. При исполнении поддержки партнерша должна исполнить минимум два оборота, а партнер от одного до трех с половиной. Разрешается удерживать партнершу за руку, корпус или верхнюю часть ноги (выше колена). Во время исполнения поддержки разрешается смена хвата и позиции партнерши[9].

Выброс — соединение прыжка и поддержки. Во время исполнения партнершей прыжка партнер дополнительно подталкивает её вперед вверх, сообщая при этом телу партнерши добавочное вращение. Выбросы различаются по заходу и называются по соответствующему прыжку. Наиболее распространены выбросы тройной риттбергер и тройной сальхов[9].

Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд исполняют подкрутку на Зимних Олимпийских Играх 2014 года в Сочи

Подкрутка является соединением прыжка и поддержки. Сущность подкруток заключается в том, что во время выполнения партнершей прыжка партнер подталкивает её вперед-вверх, сообщая добавочное вращение. В результате резко увеличивается высота полета, а число оборотов достигает четырёх[2]. По количеству сделанных партнершей оборотов различают двойную, тройную, четверную подкрутку[9].

Прочие прыжки

«Козлик», также «заячий подскок» (англ. bunny hop) — подпрыжка без совершения поворота. Прыгается с хода вперед на зубец той же ноги с быстрым переходом на ребро противоположной. Встречается преимущественно в детских программах. Крайне редко — в дорожках шагов[20].

Сальто в исполнении Адама Сяо Хим Фа

Сальто — вид прыжка, при котором выполняется кувырок через голову в воздухе с последующим приземлением на одну или две ноги. В соревновательном фигурном катании сальто было запрещено к исполнению Международным союзом конькобежцев (ISU) в 1976 году[21]. На конгрессе ISU в июне 2024 года было принято решение отменить запрет, действовавший более 48 лет. Изменения в правилах вступили в силу с началом сезона 2024/2025[22].

Ойлер (англ. half-loop) — однооборотный прыжок с приземлением на маховую (левую) ногу назад-внутрь. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (ритбергер), но приземление в нём происходит на маховую ногу. Применяется как промежуточный между любым стандартным прыжком и сальховом/флипом[2].

Валлей, цак (англ. Walley jump) — рёберный прыжок в один оборот, выполняемый с хода назад-внутрь на ход назад-наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрёстной группировки[2].

Прыжок в шпагат от Алёны Косторной

Прыжок в шпагат (англ. split jump) — вид прыжка, в котором фигурист принимает позицию поперечного или продольного шпагата в воздухе. В отличие от большинства других прыжков, суть этого прыжка — не во вращениях, а в позиции: необходимо принять определённую позицию в воздухе, а не вращаться определённое количество раз. Прыжки в шпагат выполняются на манер флипа или лутца, но спортсмен не группируется, а, наоборот, принимает нужную позу и, провернувшись на пол-оборота, приземляется вперёд на зубец[2].

Перекидной, он же «вальсовый прыжок» (англ. waltz jump) — аксель в половину оборота. Часто используется фигуристами не только в программе, но и в качестве подготовительного элемента перед прокатом, позволяющего прочувствовать полет надо льдом и разогреться перед сложными прыжками[23].

Полуриттбергер, также «падающий лист» — отталкивание на этот прыжок аналогично отталкиванию на риттбергер, однако вместо привычной группировки фигурист за счет выноса маховой (левой) ноги вперед делает шпагат или так называемый длинный шаг (подскок в воздухе), приземляясь на левый зубец и внутреннее ребро правой ноги вперед. Часто используется для того, чтобы разнообразить смену движения с хода назад на ход вперед, поскольку засчитывается за связочное движение[23].

Пендаль (англ. hitch kick) — «вымахивание» сначала левой, затем правой ноги вверх с последующим приземлением на зубец левого конька и переходом на правую ногу. В движении элемент похож на удар ногами из боевых искусств, за что, вероятно, и получил русскоязычное название «пендаль»[23].

Бедуинский прыжок предполагает наклон туловища горизонтально льду во время исполнения. Редко используется как отдельный хореографический элемент — в основном к нему прибегают для усложнения входа во вращение, поскольку он является одной из черт сложности[23].

Литература

Примечания

  1. Чайковская Е. А. Урок пятнадцатый // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 2010.
  3. Прыжки в фигурном катании: история появления. Крымская федерация фигурного катания на коньках (4 апреля 2019). Дата обращения: 21 апреля 2025.
  4. От тулупа до четверного сальхова (23 февраля 2014). Дата обращения: 21 апреля 2025.
  5. Ирина Абсалямова, Лариса Кузнецова. Рожденные летать | : Исторический прогресс сверхсложных элементов в одиночном фигурном катании на коньках // Московский фигурист : журнал. — 2015. — 28 октября.
  6. Полина Крутихина. Четверные прыжки у фигуристок – тренд сезона. Пытаются даже 10-летние - Без недокрутов - Блоги Sports.ru // Sports.ru : сайт. — 2019. — 5 февраля.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Мишин А. Н. Фигурное катание на коньках. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 8,16 8,17 ISU. ISU Figure Skating Media Guide (англ.) (2024). Дата обращения: 21 апреля 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Элементы фигурного катания (14 декабря 2007). Дата обращения: 21 апреля 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 Роман Фейгин. Именной капитал: как в фигурном катании появились аксель, лутц и сальхов // Ведомости. Спорт : сайт. — 2025. — 23 марта.
  11. Judd, Ron C. The Winter Olympics : an insider's guide to the legends, the lore, and the game : Vancouver edition. — Seattle: Mountaineers Books, 2009.
  12. Дарья Кирюхина. Почему четверной аксель самый сложный: успех Малинина (видео), неудачи Ханю и Дмитриева, шансы российских фигуристов - Чемпионат // Чемпионат.com: новости спорта - Чемпионат : сайт. — 2022. — 15 сентября.
  13. Антон Пилясов. Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах - Stream of Consciousness - Блоги Sports.ru // Sports.ru : сайт. — 2019. — 3 мая.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Icesport.ru - Фигурное катание - Элементы фигурного катания (14 декабря 2007). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  15. Thomas Litz Bio, Stats, and Results | Olympics at Sports-Reference.com (англ.). SR/Olympics (18 апреля 2020). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  16. Лариса Мариничева. Барбара Энн Скотт : «Любимица Канады» - Нескончаемый след коньков - Блоги Sports.ru // Sports.ru : сайт. — 2016. — 9 мая.
  17. 17,0 17,1 Мария Крылова. 5 элементов фигурного катания, ради которых стоит смотреть командный турнир на Олимпиаде // Sport24 : сайт. — 2018. — 8 февраля.
  18. ISU. Communication No. 1619 (англ.) (28 декабря 2015). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  19. ISU. 2701-SP-Levels-and-GOE-Season-2025-26-1745584466-4032.pdf (англ.) (25 апреля 2025). Дата обращения: 25 апреля 2025.
  20. https://www.tulup.ru/elements.html. tulup.ru. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  21. Яна Левхина. Почему сальто запрещено в фигурном катании, история элемента, травмоопасность — спецпроект «Анатомия фигурного катания» - Чемпионат // Чемпионат : сайт. — 2023. — 27 июля.
  22. Дарья Певнева. ISU разрешил фигуристам выполнять сальто - Чемпионат // Чемпионат.com: новости спорта - Чемпионат : сайт. — 2024. — 14 июня.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Дарья Новоселова. Необычные прыжки в фигурном катании — внутренний аксель, падающий лист, пендаль, бедуинский прыжок, разбор, примеры на видео - 6 мая 2022 - Sport24 // sport24.ru : сайт. — 2022. — 6 мая.

Ссылки