Проклятое поле (картина)

Материал из «Знание.Вики»
Fedor Bronnikov 002.jpg
Фёдор Андреевич Бронников
Проклятое поле. 1878
Холст, масло. 122,5 × 210,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Проклятое поле» — картина русского живописца Фёдора Андреевича Бронникова, написана в 1878 году. Это трагический живописный рассказ о жестокой расправе над рабами в древнем Риме. Художник смог сочетать в данном произведении приёмы античности и реализма. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее[1].

История

Crux Simplex

В 1878 году Фёдор Андреевич Бронников написал данную картину, находясь в Риме. В разные времена она имела много названий: «Проклятое поле», «Место казни в древнем Риме», «Распятые рабы». Бронников написал картину, в которой совместил и античность, и социальную направленность. Картина была представлена на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1879 году[2]. Она была приобретена П. М. Третьяковым для своей коллекции в 1882 году[3]. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.

В Шадринске «Проклятое поле» стало частью арт-проекта «Территория Фёдора Бронникова». Изображение составляет 80 м², оно находится на месте, где ранее стоял дом художника[4].

Описание сюжета

«Проклятое поле» (Campo scellerato) — само название и сюжет говорят о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. Как известно, распятие на кресте — этот вид позорной и мучительной казни — был известен в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но широкое распространение казнь получила в Древнем Риме. Так казнили особо опасных преступников: бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. К примеру, после подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около шести тысяч человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима[5].

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный (Crux Commissa), хотя использовались и другие его формы: Crux Simplex (простой вертикальный столб), Сrux Immissa (два перекрещенных бруса (крест), Crux Decussata (крест в форме «X»). При конструкции креста из двух элементов, каждый элемент тоже имел своё латинское название. Первый элемент — стационарная, вертикально вкопанная стойка, называлась staticulum. Второй — patibulum, представлял собой съёмную горизонтальную балку. Словом crux иногда называли не только цельную, собранную из двух элементов конструкцию, но и отдельно patibulu[6].

Crux Decussata

Зачастую казнь сопровождалась целым ритуалом. Ей предшествовала обличительная процессия, в ходе которой осуждённому приходилось нести так называемый патибулум (patibulum), тяжёлый деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста. Согласно Евангелию, в римской провинции Иудее Иисус Христос был подвергнут распятию, что сделало крест символом христианской религии. Казни через распятие были преданы многие христианские мученики, например, апостолы Андрей и Пётр. Распятие как вид казни отменил римский император Константин, принявший христианство в IV столетии н. э. На картине Бронникова изображены стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы «Т» (crux patibulata), к которым пригвождены распятые. На большом полотне художник совмещает каноны академической школы живописи и приёмы реализма, предоставляя зрителю возможность рассмотреть все детали картины и проникнуться атмосферой драматизма. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи с инструментами, греющиеся у костра воины-охранники, воющая собака, чёрные птицы, надвигающаяся туча дополняют мрачный сюжет «проклятого поля» и усиливают ощущение гнетущей энергетики[3]. Картина была высоко оценена критиками[7].

Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, всё говорит, всё обличаетВ. В. Стасов

Примечания

  1. Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902). Энциклопедия мировой живописи. Дата обращения: 26 июля 2023.
  2. Товарищество передвижных художественных выставок (Петербург). Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок, помещающейся в большой конференц-зале Импер. академии наук. — Санкт-Петербург: Тип. М. Стасюлевича, 1879. — 7 с.
  3. 3,0 3,1 «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы.. Третьяковская галерея. Дата обращения: 21 июля 2023.
  4. В Шадринске новый стрит–арт объект посвятили творческому пути Бронникова. Беzформата. Дата обращения: 21 июля 2023.
  5. Пантелеев, А. Д. Изображения распятия в античном искусстве в римский период // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2021. – № 11.. — 2021. — С. С. 124-133..
  6. Любкер, Фридрих. Реальный словарь классических древностей по Любкеру / Ф. Гельбке, П. Никитина, М. Пустонского и Ф. Зелинского. — Санкт-Петербург: О-во классич. филологии и педагогики, 1883—1885.
  7. Художник Фёдор Бронников (1827 – 1902). Картины из итальянской жизни. Свистанет. Дата обращения: 26 июля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!