Правоохранительные органы

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Полиция Российской Федерации

Правоохранительные органы — государственные органы, главной функцией которых является охрана правопорядка, законности, прав и свобод человека, а также борьба с преступностью[1].

Введение

Компетенция правоохранительных органов включает в себя обеспечение безопасности общества, наличие полномочий и средств для вмешательства в случаях нарушения закона или угроз для правопорядка. В состав правоохранительных органов входят полиция, специальные службы безопасности, прокуратура и судебная система. Правоохранительные органы выполняют функции, которые способствуют снижению преступности и поддержанию правопорядка. Они проводят оперативно-розыскную деятельность, собирают доказательства, осуществляют аресты подозреваемых лиц, обеспечивают безопасность жителей и борются с организованной преступностью. Они сотрудничают с другими государственными органами для обеспечения эффективного преследования нарушителей закона[2].

Основные функции правоохранительных органов

Правоохранительные органы имеют широкий круг функций, которые направлены на обеспечение правопорядка и безопасности в обществе.

Одной из основных функций правоохранителей является предотвращение преступлений[3], они предоставляют меры и инструменты для избежания противоправных действий и нарушений общественного порядка. Также правоохранительные органы ответственны за расследование преступлений, проводят оперативно-розыскную работу, собирают доказательства, идентифицируют подозреваемых и представляют дела в суд. Третья функция[3] — поддержание общественного порядка. Они осуществляют контроль над соблюдением правил, регулирующих поведение граждан, и принимают меры по устранению незаконных действий. Кроме того, правоохранительные органы выполняют функцию защиты членов общества[3]. Они обеспечивают безопасность, предотвращают террористические акты, противостоят экстремизму и защищают права и интересы граждан. Наконец, правоохранительные органы проводят профилактическую работу, информируют граждан о правилах поведения, правовых нормах и о мерах, принимаемых государством для обеспечения безопасности.

Структура правоохранительной системы

Флаг Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Структура правоохранительной системы - это основа эффективной работы правоохранительных органов. Она поддерживает справедливость в обществе, обеспечивает безопасность и защиту прав и свобод граждан. Полиция[3] является одним из основных правоохранительных органов, ответственных за обеспечение общественного порядка. Она патрулирует улицы, расследует преступления и обеспечивает наказание правонарушителей. Прокуратура[3] руководит деятельностью правоохранительных органов, контролирует законность и соблюдение прав граждан. Она выступает в суде в интересах общества с целью предотвращения правонарушений. Федеральная служба безопасности отвечает за борьбу с терроризмом, экстремизмом, шпионажем и иными угрозами национальной безопасности. Она осуществляет контроль за соблюдением законов в сфере государственной безопасности и защищает интересы государства от внутренних и внешних угроз. Судебная система включает в себя все инстанции судов. Она занимается разрешением споров, рассмотрением уголовных дел и принятием судебных решений. Суды независимы и справедливы в разбирательствах, они также гарантируют судебную защиту граждан. Пенитенциарная система[4] отвечает за исполнение уголовных наказаний и реабилитацию осужденных. Она следит за содержанием заключённых, предоставляет условия для их перевоспитания и ресоциализации.

Правовые основы деятельности правоохранительных органов

Правовые основы деятельности правоохранительных органов обеспечивают безопасность и защиту прав и свобод граждан. Эти основы определяются рамками и принципами, устанавливающимися для осуществления работы правоохранительных органов. Конституция является высшим нормативно-правовым актом, определяющим правовые стандарты деятельности правоохранительных органов. Согласно конституции, в полномочия таких органов включают защиту прав и свобод граждан. Правоохранительные органы должны действовать в соответствии с законом, уважать принципы верховенства права. Они несут ответственность за защиту прав граждан, и при этом обязаны действовать в рамках своих полномочий. Они обязаны точно и последовательно применять законы, проводить расследования, задержания и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления. В то же время, они должны действовать справедливо, учитывая права всех сторон, включая права подозреваемых и обвиняемых. Правоохранительные органы должны уважать и защищать право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу самовыражения и неприкосновенность частой жизни[3].

В своей деятельности правоохранительные органы руководствуются Конституцией РФ и другими нормами законодательства (УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и т.д.), а также нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность конкретных правоохранительных органов, например:

  • Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре);
  • Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции);
  • Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699;
  • Положением о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38;
  • Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868.

Проблемы и вызовы, стоящие перед правоохранительными органами

Современный мир стал свидетелем прогресса в технологиях, что привело к эволюции способов совершения преступлений. Введение цифровых технологий создало новые возможности для киберпреступников, которые становятся все более скрытными, что усложняет процедуру их выявления и устранения. Правоохранительные органы всегда должны быть готовы к новым видам преступлений и разрабатывать соответствующие стратегии для их устранения[5]. Необходимость бороться с коррупцией внутри самих органов является важной задачей для создания независимой и честной правоохранительной системы. Недостаток прозрачности в системе может привести к подорванному доверию ко всем органам правоохраны со стороны общества. Правильная подготовка и обучение сотрудников и разработка эффективных механизмов контроля за их действиями позволяют бороться с коррупцией. В условиях глобализации и миграции, защита государственных границ и предотвращение нелегального передвижения людей и товаров становится все сложнее. Правоохранительные органы должны быть расположены к международному сотрудничеству и расширять свои возможности для эффективной работы с защитой государственных границ.

Перспективы развития правоохранительной системы

В условиях постоянно изменяющейся ситуации в сфере правого порядка, проблема развития правоохранительной системы становится наиболее актуальной, так как общество нуждается в безопасности и обеспечении законности. В настоящее время существует несколько перспективных направлений развития правоохранительных органов, которые могут повлиять на эффективность и качество их работы[6]. Во-первых, внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность правоохранительных органов улучшит эффективность оперативно-розыскной работы, обеспечит наиболее быстрый обмен информацией между различными структурами, а также повысит уровень ответственности в их работе. Во-вторых, укрепление сотрудничества и координации деятельности различных правоохранительных органов требуются для более эффективной передачи и обмена информацией в современных условиях. Еще одним направлением в перспективах развития правоохранительной системы является повышение профессионализма и компетентности сотрудников правоохранительных органов, таким образом обучение и повышение квалификации должны быть непрерывающимися процессами, а внедрение системы оценки эффективности и результативности работы позволит определить сотрудников, которые наиболее способны и мотивированы.

Примечания

  1. Гавриленко Артем Александрович. Понятие и система правоохранительных органов // Сибирский юридический вестник. — 2009.
  2. Ю.А. Лукичева. Правоохранительные органы. — СПб., 2020.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Правоохранительные органы: определение, функции, виды. Дата обращения: 17 ноября 2023.
  4. Ромашов Роман Анатольевич. Пенитенциарная преступность: категориально-феноменологический и структурно-функциональный анализ // Вестник Самарского юридического института. — 2013.
  5. Семенов Владимир Михайлович Левин Павел Николаевич Мягков Александр Владимирович. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Известия Алтайского государственного университета. — 2014.
  6. Чукурова Елена Сергеевна. Перспективы развития правоохранительной деятельности в условиях мировой изоляции // Вестник Пензенского государственного университета. — 2020.