Подстаканник

Материал из «Знание.Вики»
Подстаканник кольчугинский классический «Пальма»
Подстаканник «Хоровод» Волгоградского завода «Сувенир»

Подстака́нник — специальное устройство, предназначенное для удержания стеклянного стакана. Обычно подстаканники имеют круглую форму и удобную ручку для удобства использования. В России подстаканники традиционно используются при путешествии на железнодорожном транспорте[1].

Конструкция и материалы

Современные подстаканники изготавливаются из различных материалов, таких как мельхиор, латунь, медь и серебро, с защитным покрытием из серебра, золота и никеля. Согласно «Товарному словарю» основные размеры подстаканников должны составлять: внутренний диаметр 68-69 мм, высота поддона (без ручки) 65-85 мм[2].

Наиболее распространены следующие виды подстаканников:

  • Подстаканники мельхиоровые и нейзильберовые — посеребрённые с оксидированием, с выпуклым тиснёным рисунком;
  • Подстаканники из нержавеющей стали — со штампованным рисунком, полированные;
  • Подстаканники алюминиевые — со штампованным рисунком, анодированные под золото и другие цвета;
  • Подстаканники серебряные — гладкие и со штампованным или гравированным рисунком;
  • Подстаканники серебряные — ажурные, «с чернью» или филигранной работы;
  • Подстаканники томпаковые золочёные — покрытые цветной ювелирной эмалью;
  • Подстаканники металлические — витые из проволоки полукруглого сечения (плоской гранью внутрь), обычно гладкие;
  • Подстаканники пластмассовые (аминопласт) цельнопрессованные — гладкие и с рисунком, разных цветов;
  • Подстаканники выдувные — гладкие, с номерной шлифовкой, с рисунком травлением или алмазной гранью;
  • Подстаканники ювелирные художественной работы — золотые, серебряные, серебряные позолоченные различных видов, в том числе с художественной эмалью[2].

История

Подстаканники впервые были введены в использование в 1892 году по инициативе Сергея Витте, министра путей сообщения Российской империи[3].

В середине XIX века данным предметом обихода заинтересовались ювелиры. Выполнять подстаканники стали в разных стилях — рококо, барокко, классицизм. Часто подстаканники делали на заказ в различной технике, такой как штамповка, литьё, чеканка и цветная ретушь. Иногда их украшали традиционными надписями, логотипами, монограммами. Благодаря работе лучших ювелиров того времени, таких как Иван Хлебников, Павел Сазиков, Павел Овчинников, художественный дизайн подстаканников стал разнообразным. Постепенно подстаканники становились не только полезным приспособлением, но и произведениями искусства, созданными с использованием техники художественного литья.

Производство подстаканников, согласно данным открытых источников, для железных дорог началось в 1924 году на заводе в городе Кольчугино Владимирской области, основанном Александром Кольчугиным[4]. Крупный заказ подстаканников для железных дорог Министерством путей сообщения был сделан в 1924 году. В 1953 году на ЗАО «Кольчугинский завод цветных металлов» подстаканники стали выпускать серийно. Заводы по производству подстаканников находились в каждом крупном городе Советского Союза. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Аксессуары выполнялись в стандартных диаметрах, независимо от места их производства. Позднее подстаканники с выгравированными названиями этих поездов появились в каждом фирменном поезде. В советское время подстаканники были частью столового прибора и использовались повсеместно, снабжаясь клеймом с информацией о материале, цене и изготовителе[5].

Примечания

  1. Железнодорожный транспорт.. БРЭ. Дата обращения: 31 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Товарный словарь. Толковый словарь. Дата обращения: 31 марта 2024.
  3. Когда в поездах появились подстаканники и зачем?. Аргументы и факты. Дата обращения: 31 марта 2024.
  4. Российские подстаканники пошли на экспорт. Российская газета. Дата обращения: 31 марта 2024.
  5. На знаменитом кольчугинском заводе выпустили подстаканник "Петр Первый". Российская газета. Дата обращения: 31 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!