Пирография

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Греческая православная пирография Девы Марии

Пирогра́фия — это процесс создания изображений на поверхности органических материалов, таких как древесина, фанера, пробка, бумага, картон, фетр, кожа и ткань[1] при помощи нагретого, чаще всего металлического инструмента[2]. Исследования археологов в Перу свидетельствуют о том, что люди украшали предметы выжженными узорами ещё в VIII веке до нашей эры, а древнерусские мастера занимались этим искусством с IX века. Пирография стала особенно распространённой в странах, где было изобилие древесины. В древности и в Средние века узоры создавали с помощью раскалённого гвоздя или железного прута. В XIX веке появились пирографы, использующие спирт, пар или газ. В начале XX века мастера работали с инструментами, напоминающими паяльники. Современные электрические выжигательные приборы с пером стали широко использоваться только в 1950-х годах[3]. Пирография — искусство выжигания узоров

История выжигания по дереву

«Рисование огнём» представляет собой старый вид искусства. В Перу археологи обнаружили рисунки, созданные этим способом, которым примерно 2700 лет. В России эта техника была известна с IX века. Её применяли для украшения игрушек и предметов быта, таких как сундуки, шкатулки, ложки, ковши, мебель и жилища. Пирография стала широко распространённой благодаря наличию лесов, где дерево было основным материалом, и выжигание было отличным способом украсить изделия из дерева[2].

Изначально пирография была довольно трудоёмким видом искусства. Железные иглы или прутья, раскалившиеся на огне, быстро остывали, что требовало их частого нагрева для работы. Это делало процесс создания рисунков длительным и монотонным. До XIX века для этого ремесла требовались печь с отверстиями для инструментов, котелок и металлические прутья с различными наконечниками. Викторианская эпоха принесла улучшения в виде горелок на газе, спирте и керосине, что сделало процесс более доступным, даже для женщин. К середине XX века был изобретён электрический выжигатель, который стал более совершенным, хотя и громоздким. В 1962 году пятнадцатилетний парень усовершенствовал этот прибор до современного вида. В этом процессе использовались различные инструменты и техника рисования[2].

XVII век

Пирография

В XVII веке выжигание по дереву стало популярным художественным ремеслом в Европе. Пиромастера в основном украшали узорами предметы быта из дерева, позже декорирование мебели выжиганием стало широко практиковаться. В пирографии использовались орнаменты, аналогичные тем, что украшали серебряные изделия и ткались на одежде того времени[4].

В России практика выжигания на дереве продолжила развиваться как один из видов искусства. С XVII века в Сергиевом Посаде началось производство деревянных игрушек, которые получили название «троицкая». В конце XIX века в Москве по проекту известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все её восемь фигур были украшены выжженным рисунком. Выжигание, позднее названное пирографией, было новым и не очень распространённым методом художественной обработки дерева. Несмотря на технические сложности, пирография продолжала развиваться. В Сергиевом Посаде (ныне Загорске) в 1912 году около ста дворов занимались выжиганием и окрашиванием. Разработано множество вариантов матрёшек. Однако большой спрос на матрёшки заставил мастеров перейти к более простой орнаментике, и постепенно выжигание было заменено росписью. На крышках шкатулок и коробочек можно было увидеть сцены из повседневной жизни, виды исторических мест, архитектурные шедевры или старинные обычаи[4].

XX век

С 1964 года в Башкирии стали производить различные изделия из дерева липы, которые украшали выжженным узором. Это были сосуды для мёда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах и матрёшки[4].

В конце XIX — начале XX века выжигание стало популярным не только среди обычных людей, но и среди высших слоёв общества. Например, этим видом искусства увлекалась принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В это же время была изобретена «выжигательная машина, действующая по принципу вулкана», которая состояла из стеклянной ёмкости, похожей на современный аэрозольный баллон, с крышкой, в которой были два отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна трубка завершалась мехами (грушами) для подачи воздуха из двух смежных резиновых ёмкостей, а на конце второй находился платиновый наконечник, закреплённый на ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Баллон заполнялся бензином или спиртом. Пары горючей жидкости подавались через меха в резиновую трубку с платиновым наконечником и зажигались при прохождении через него. С помощью раскалённого наконечника можно было выжигать на деревянной поверхности, подобно использованию карандаша или пера. Для поддержания постоянного нагрева иглы мастеру приходилось периодически доливать бензин или спирт с помощью ножной педали или меха. К машине прилагался набор разнообразных наконечников различных форм, которые можно было менять при необходимости. Для удаления образующейся на наконечнике окалины мастер всегда имел при себе небольшой резервуар с азотной кислотой[4].

Пирографическая работа на древесине тополя

В XX веке на смену всем упомянутым выше инструментам пришёл новый пирографический прибор, разработанный на основе конструкции паяльника. Это был значительный прогресс вперёд. Несмотря на свою громоздкость и то, что при длительной работе его ручка разогревалась до невыносимых температур, такой прибор до сих пор используется некоторыми пиромастерами. Продвижения в этой области не останавливались, и в 1962 году Рой Чайлд, сын деревообрабатывающего мастера Питера Чайлда, решил усовершенствовать этот инструмент. Пятнадцатилетний мальчик разработал новую конструкцию выжигательной части прибора, что практически устранило упомянутые ранее недостатки.

К 1973 году начался промышленный выпуск пирографических приборов, которые использовали раскалённую проволоку. В настоящее время этот инструмент был доработан: проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что минимизирует нагревание рукоятки при работе. В 1975 году началось производство пирографического прибора с жёстким наконечником. По сравнению с упомянутым ранее прибором, этот был менее универсален, однако его простота конструкции и относительная недороговизна привели к тому, что по объёму продаж он не только догнал, но и превзошёл своего предшественника[4].

Основы и процесс выжигания

Выжигание по дереву представляет собой технику, при которой нагретый инструмент (пирограф) применяется к древесной поверхности для создания узоров, изображений или декоративных элементов. Процесс включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка древесной поверхности: выбор подходящего куска древесины, удаление грубых неровностей и обработка поверхности для лучшего сцепления с инструментом.
  • Выбор инструмента: основным инструментом для выжигания является пирограф, оборудованный нагретым металлическим наконечником, используемым для создания узоров на древесине.
  • Регулировка температуры: многие пирографы предоставляют возможность регулировать температуру наконечника, что важно для контроля глубины выжигания и создания различных оттенков.
  • Выжигательный прибор Мастер пирографии-2
    Создание узора: используйте пирограф для того, чтобы на древесине создавать уникальные узоры, изображения или текст. Этот процесс требует определённых навыков и терпения, но результаты могут быть впечатляющими[5].

Виды выжигания по дереву

Контурное выжигание

Контурное выжигание по дереву является подходящим для новичков. При этом типе выжигания на древесину наносится только контур рисунка. Этот метод напоминает технику рисования карандашом на бумаге, поскольку пирограф держат таким образом, чтобы контакт был только с кончиком наконечника. Этот подход удобен для создания надписей, а по мере освоения техники, можно переходить к выжиганию контуров методом штриховки, что придаёт работе более интересный вид[5].

Силуэтное выжигание по дереву

Сущность силуэтного выжигания на дереве заключается в полном заполнении контуров людей, животных, растений. Обычно реализуется создание гладкой чёрной поверхности без глубоких углублений, царапин или светлых пятен. На более сложном уровне мастерства в этой технике важны движения пера с различной скоростью и силой нажатия. Это позволяет достичь разных оттенков на поверхности, начиная от нейтрального бежевого до насыщенного чёрного, что добавляет объёма готовому изделию. Второй вид силуэтного выжигания — негативный. В этом варианте контур рисунка остаётся практически неизменным или слегка задевается иглой пирографа, а фон выжигается равномерным чёрным цветом[5].

Светотеневое выжигание

Этот подход объединяет две предыдущие техники и основан на использовании светотеней. Важно не только выжечь контуры объектов, но и создать их объём, учитывая принципы распространения света в пространстве. Для передачи текстуры материала применяются различные виды штрихов и методы тушёвки. Выделяются два подтипа:

  1. Плоское выжигание на дереве, при котором фон и изображение находятся на одном уровне поверхности. Разнообразие штриховых линий придаёт рисунку выразительность.
  2. Глубокое выжигание на дереве, где фон немного углубляется внутрь рисунка. Для этого применяется специальный ножевидный инструмент. Расположив его плоскостью, древесина, казалось бы, отслаивается, стараясь создать ровную поверхность без неровностей[5].

Техника

  • Контурная техника — узор выжигается только по основным линиям, что делает этот процесс очень простым. Таким же образом можно создавать надписи и штриховку.
  • Техника силуэта — для создания желаемого изображения используется методика выжигания фона вокруг него. При этом сам рисунок остаётся незатронутым, а фон полностью затушёвывается.
  • Художественная техника — искусственное слияние техник подразумевает сочетание обоих методов. Результатом является сложный рисунок, который передаёт перспективу и детали. Этот подход требует умения создавать качественные изображения карандашом, без этого навыка задуманное не удастся достичь. Начинать лучше с базовых геометрических фигур, стараясь максимально внимательно работать над светотенью, объёмом и глубиной.

Помимо использования электрического пирографа, существуют другие способы для творчества:

  • С использованием кислоты— на поверхность дерева наносится тонкий слой воска, затем процарапываются контуры, после чего изображение протравливается химическим веществом.
  • Пиротипия — рисунок создаётся на дереве с использованием раскалённой готовой печати. Чем сильнее нажатие, тем более ярким и чётким получается отпечаток.
  • С помощью электрического разряда — изображение формируется при помощи электролитов, а затем проводится электрический ток вдоль «контуров».
  • Лазерная гравировка — этот метод позволяет создавать крупные, сложные и чёткие изображения, поскольку лазером управляет компьютерная программа.
  • Солнечная пирография — этот самый древний, но требовательный метод включает использование солнечных лучей, которые сбрасываются линзой на поверхность фанеры. Однако качество рисунка остаётся довольно низким[3].

Что нужно для выжигания по дереву

Икона молящегося Иисуса. Пирография

Для домашнего набора по художественному выжиганию по дереву рекомендуется включить следующие компоненты:

  • электрический выжигатель;
  • деревянные заготовки;
  • скетчи с изображениями;
  • шкурка;
  • копировальная бумага;
  • карандаши;
  • резинка;
  • краски;
  • воск;
  • лак;
  • ткань из ворса;
  • набор кистей[6].

Материалы для выжигания

При выборе древесины для гравировки учитываются её физико-механические свойства. Выжигание, являющееся тонким и деликатным процессом, легче проводить на светлой и умеренно податливой древесине с однородной структурой. Обычную сосну, распространённую в повседневности, редко используют из-за неоднородности материала и его смолистости, а дуб слабо поддаётся обработке из-за высокой твёрдости. Для выжигания подходят следующие виды древесины:

  • липа;
  • вяз;
  • клён;
  • каштан;
  • груша;
  • самшит;
  • берёза;
  • платан;
  • пиренейская сосна;
  • листовая фанера соответствующих сортов[6].

Выжигание по коже

Один из ключевых аспектов — материал. Успешность работы, уровень мастерства и конечный результат зависят от качества кожи. Не каждая кожа подходит для этого вида ремесла. Качество кожи непосредственно зависит от метода дубления:

  • растительное или жировое (традиционное);
  • химическое (современное)[7].
Пирографическое искусство

Для пирографии выбирают гибкую и тонкую кожу с высокой плотностью. Кожа растительного дубления не подходит из-за её толщины, требующей дополнительной обработки. Чаще всего используют материалы с комбинированным или хромовым дублением. Также важно учитывать классификацию при выборе кожи, основанную на обработке лицевой поверхности:

  • гладкая кожа — самая прочная, сохраняющая первоначальные свойства;
  • тиснёная — с имитацией узоров и скрытием мелких дефектов;
  • шлифованная — обработана абразивом;
  • лакированная — окрашена или покрыта лаком;
  • краст — без поверхностной отделки;
  • спилок — полученный методом распила толстой кожи на несколько частей[7].

Для искусства пирографии не подходит лакированная кожа из-за возможности плавления покрытия во время выжигания. Идеальным выбором являются гладкая кожа, спилок и краст. Также имеет значение тип кожи — бычья, овечья и другие. Для пирографии, как правило, выбирают кожу крупного рогатого скота, поскольку она удовлетворяет всем требованиям[7].

Метод выжигания

Рисунок создаётся при помощи пирографа или лазера, инструментов, которые применяются не только в работе с кожей, но и в других областях, таких как работа с деревом или тканями. Точность изображения во многом зависит от выбранной насадки, что делает этот аспект крайне важным. Для создания различных эффектов используются насадки различной толщины, такие как проволока, перья и иглы, которые выбираются перед началом процесса выжигания в соответствии с эскизом[7].

Регулировка температуры также играет важную роль. При работе с кожей температура нагрева инструмента должна быть ниже, чем при выжигании на дереве. Хотя алгоритм работы несложен, подготовка и выбор рисунка могут вызвать дополнительные вопросы. После выполнения всех предварительных этапов, включая выбор материала, инструмента и рисунка, мастер переносит изображение на кожу и начинает процесс выжигания. Окончание работы и фиксация изображения являются следующими этапами, прежде чем рисунок остынет. Результат может поразить воображение, придавая изображению благородность и эффектность[7].

Материалы и инструменты

Обычно наряды изготавливают из кожи козла, свиньи либо телятины. Следует избегать использования шкур свиньи и овцы для пирографии, зато шлифованная кожа (происходящая от крупного рогатого скота) считается наилучшим выбором. Для процесса выделки кожи важен метод её обработки:

  • жировая выделка;
  • растительная выделка;
  • циркониевая выделка;
  • формальдегидная выделка;
  • хромовая выделка и другие виды[8].
Различные жетоны для пирографии

Часто используется комбинация различных методов, однако для предметов галантереи наиболее популярна кожа, прошедшая обработку растительным методом дубления. Этот материал довольно плотный и гибкий, хотя его стоимость довольно высока из-за необходимости сложной обработки. Выжигание на натуральной коже предполагает использование кусков краста — материала с необработанной поверхностью, сравнимого с полуфабрикатом. Однако для пирографии на коже не существует специализированных выжигателей[8].

В таких случаях используются устройства, аналогичные тем, что применяются для выжигания на дереве, чаще всего они напоминают паяльник. Для работы с кожаными поверхностями рекомендуется выбирать приборы с регулировкой температуры, поскольку для выжигания на натуральной коже требуется меньшая мощность, чем для работы с древесиной. В остальном, их принцип работы аналогичен: толщина линий зависит от времени, в течение которого наконечник находится на поверхности кожи, а не от сильного нажима. Кроме того, существуют устройства с разнообразными насадками — работать с такими инструментами легко и удобно: для создания тонких линий и мелких деталей можно использовать проволочные насадки или специализированные иглы. Самым удобным способом для пирографии на коже является использование лазера для выжигания[8].

Выжигание по ткани

Гильоширование

Гильоширование, или выжигание по ткани, представляет собой рукодельную технику, которая включает в себя украшение изделий ажурным кружевом и создание аппликаций с использованием специального устройства для выжигания. Метод выжигания по шёлку, или вытравка рисунков на шёлке, был известен уже давно. Ткань с таким узором, полученным за счёт выжигания или химической травки части волокон, получила название «деворе». Автором оригинального метода обработки тканей, который получил название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Этот метод впервые был разработан в 1980-х годах в Рыбинске, и в 1990 году ему было выдано авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым и получила признательное письмо от Энне Бурды, основательницы журнала «Burda Moden»[9].

Гильоширование приобрело популярность как в России, так и за рубежом. Похожая техника существовала в Германии в 1870-х годах и называлась пиротехникой. Основу прорезного ажурного выжигания составляет создание сквозных отверстий различной формы, конфигурации и размера горячей иглой. Этот метод лежит в основе создания множества разнообразных ажурных изделий. Начинать изучение гильоширования лучше всего с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование различных фигур карандашом или ручкой. При выжигании по ткани необходимо избегать пересечения линий рисунка, чтобы избежать образования дыр. Длинные сплошные линии в рисунках лучше заменять штрихами или точками, так как в технике выжигания их выполнение может привести к образованию разрезов на изделии[9].

Выбор ткани для выжигания

Гильоширование предполагает использование синтетических тканей, которые при воздействии высоких температур плавятся. Среди таких материалов включены:

Не рекомендуется использовать для гильоширования материалы, которые начинают гореть без плавления, такие как хлопок, вискоза, шерсть и смесовые ткани с натуральными волокнами. Перед началом процесса выжигания проводится проверка: проводится горячей иглой по ниткам утка и основания ткани. Если игла разрезает ткань, оплавляя край без образования гари или тёмных следов, такой материал подходит для работы мастера. Среди самых интересных материалов для гильоширования можно выделить:

  • белый шифон из Японии, Сирии или Кореи с подкладкой из капрона;
  • ткани с эффектами переливов, размытыми рисунками или градацией цветов;
  • лоскуты от старой одежды, такие как платья, блузки или шарфы.

Перед использованием ткань стирают, гладят, удаляя замятия и складки. Кройку материалов проводят по долевым, косым и поперечным нитям. Для начинающих рекомендуется начать с подкладочного материала, который легко плавится, просвечивается и отличается тонкостью. Например:

Инструменты

Для создания ремесленных изделий потребуется приобрести необходимое оборудование. В перечень инструментов входят:

  • Нахваджанг (Пирография)
    электрический пирограф — устройство с нагретой иглой на конце, которая плавит ткань;
  • рабочее место — стол из отполированного стекла толщиной от 3 — 5 мм;
  • шаблоны — специально вырезанные узоры, которые могут быть созданы самостоятельно;
  • острые ножницы;
  • клей, калька, копировальная бумага, пинцет[10].

Чистота получаемого рисунка зависит от комплектации и качества используемых пирографов. Мастера могут использовать:

паяльники с заточенным кончиком заранее — это предотвращает прилипание жала к ткани, что может потребовать дополнительного времени и усилий;

  • пирографы с регулировкой температуры — адаптированы для различных типов ткани с разными свойствами плавления;
  • пирограф для работы с тканью — оснащён защищённой от перегрева ручкой и одной иглой в комплекте;
  • пирограф с сменными насадками — расширяет возможности мастера при выборе толщины узоров и степени их детализации[10].

Примечания

  1. Старикова Н. Пирография, как вид декоративно - прикладного искусства.. завуч.рус/. Дата обращения: 18 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пирография, или «рисование огнём»: как выжигать по дереву. Диджитал Медиа. Дата обращения: 14 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 Выжигание по дереву для начинающих. zvetnoe.ru. Дата обращения: 14 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 История появления пирографии (выжигания по дереву). Мультиурок. Дата обращения: 14 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Что такое пирография и история её возникновения. miazar.ru. Дата обращения: 18 мая 2024.
  6. 6,0 6,1 Инструменты и материал для выжигания по дереву. studfile.net/. Дата обращения: 18 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Художественное выжигание по коже - особенности метода. Дата обращения: 18 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Всё о выжигании по коже. vplate.ru. Дата обращения: 18 мая 2024.
  9. 9,0 9,1 Оконечникова Т. Гильоширование (выжигание по ткани). лучшеерешение.рф. Дата обращения: 18 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Гильоширование — выжигание по ткани. miazar.ru. Дата обращения: 18 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!