Палки-Банки (игра)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пекарь. Схема расстановки игроков

Па́лки-Ба́нки — подвижные дворовые игры восьмидесятых годов для детей. В «Палки-банки» могло играть любое количество людей. Смысл игры заключался в том, чтобы сбить стоящие банки палкой и продвинуться по лестнице «званий» от армейских: солдат, офицер, генералиссимус и другие — до карточных: девятки и туза. На асфальт наносилась специальная размётка с армейскими или карточными званиями. Игрок, попадая по банкам, должен был продвинуться вперёд на одну линию. Игра помогает развить ловкость рук, концентрацию и внимание, а также координацию движений[1].

Варианты названия 

Вот самые известные варианты названий игры, которые были собраны: «Банки», «Банка», «Банки-палки»/«Банка-палка»/«Палки-банки», «Булка», «Пекарь» — эти распространены широко, «Банкир» в Южной России, «Бита-банка»/«Бита-банки» в Сибири, «Палки-боталки»/«Боталки» в Сибири и Северном Казахстане), «Валет», «Клёк» в Москве, «Кашевар» в Сибири, «Поп-гоняло»/«Поп-гоняла» в Иваново, Костроме, Ярославле, «Солдатики»/«Солдаты» в Среднем Поволжье, «Король» в Ижевске[2].

Подготовка

Для игры необходимо было использовать ровную площадку, на асфальте, чтобы можно было мелом начертить параллельные линии по количеству званий от низшего до высшего. Первую черту называли «Рядовой», затем подписывали «Ефрейтор», «Сержант», «Лейтенант», «Капитан», «Майор», «Полковник», «Генерал», «Маршал».

На расстоянии 20-25 метров от границы создавали круг, в который ставили банки или банку, иногда на кирпич. Обычно использовали две или три металлические банки из-под сгущённого молока, но в некоторых регионах играли только с металлическими банками из-под краски, так как другие ёмкости не подходили для пирамиды. Участники брали в руки удобные для броска палки, чаще всего это были старые хоккейные клюшки. Они обматывали свои палки цветными полосками изоленты, чтобы отличать их от других[3].

Для определения очерёдности и первого водящего перед началом игры участники собирались за определённой линией. Палку ставили на носок ноги и пинком бросали как можно дальше, при этом цель была — не попасть в банку. Дальность броска определяла очерёдность в последующих раундах: тот, кто дальше кинул, начинал первым. Участник с самым неудачным броском становился водящим — «банкиром», «сифой» или «вадой»[4].

Правила игры

Правила в разных районах страны могли отличаться друг от друга. Но основные были похожи. Сначала определялся водящий, он «стоит на банке» — «Пекарь». Игроки находились за линией «Рядовой»[3].

В этой игре участники должны пройти два раунда. Цель первого раунда — сбить палкой банку, стоящую на кирпиче, находясь на определённом расстоянии от черты. Водящий должен избегать попадания палки, чтобы не быть сбитым. Если палка вылетает из круга или банка сбивается, они возвращаются на место.

Во втором раунде игроки должны забрать свою палку и вернуться за черту, даже если не смогли сбить банку. Здесь важно быть осторожным, чтобы водящий не смог осалить игрока[5].

Стратегия такова, что надо было сбивать банку в каждом коне, постепенно приближаясь к ней. Попал в банку — повысил «звание» игрока (после каждой сбитой банки кидать в следующий раз можно на шаг ближе). В процессе игры могла произойти смена водящего, а могло этого и не случиться. Цель игры — дойти до финальной черты. Это была победа и игра завершалась[2].

Звания в игре

Игра «Банки» имела два основных варианта:

  1. За каждую сбитую банку игрок получал звание, которое предоставляло определённые привилегии. Например, можно было осаливать противника только с палкой или только без неё, брать чужие палки или сбивать банки ногами. Также существовали территориальные различия.
  2. Второй вариант предполагал, что после каждого сбивания игрок продвигался на шаг вперёд к банкам. В некоторых дворах эти два варианта объединяли, предоставляя игрокам звания и продвижение вперёд с каждым новым присвоением ранга.

Игра «Банки» имела разные названия в зависимости от их количества: «длинные банки» или «короткие». Звания давали возможность бросать палку на шаг ближе к банкам и предоставляли дополнительные бонусы.

1. Рядовой. Бонусов нет.

2. Ефрейтор. Нет бонусов.

3. Сержант. Бонусов не было.

4. Лейтенант. Можно кидать палку «копьём» (по желанию). При попадании игрок перескакивает через звание.

5. Капитан. Бонусов не было.

6. Майор. Нет бонусов.

7. Полковник. Запрещается салить без палки.

8. Генерал. Запрещено салить с палкой.

9. Маршал. Нельзя маршала салить вообще, но и ему во второй части кона запрещено сбивать банку. Зато разрешено гулять где хочет и приносить чужие палки.

10. «Солнышко» — финиш (финальная черта). Завершение игры.

Игрок должен был подняться до вершины своей карьеры от «Шестёрки» до «Туза»: «Шестёрка», «Семёрка», «Восьмёрка», «Девятка», «Десятка», «Валет», «Дама», «Король», «Туз»[1].

В «длинные» играли до пяти-шести часов, проходя игру до конца и меняя способ метания палки при новой игре. Если короткий путь проходил с метанием палки рукой горизонтально, то второй путь для повышения звания игрока требовал метания палки ногой.

Когда игрок пытался забрать палку, водящий мог коснуться его только до определённой части тела, в зависимости от звания. Солдата требовалось осалить по любой части тела, а генерала могли поставить на банки только после касания пяток. Банкир не старался делать это аккуратно, так как ему нежелательно стоять на банках. Однако водящему запрещалось касаться головы игроков вне зависимости от звания[1].

Задачи участников игры

Задача игрока — добраться до своей палки, схватить её и вернуться обратно за черту. Задача водящего — осалить палкой любого игрока и после этого сбить палкой банку. Если это происходит, все расслабляются, и водящим становится тот, кого осалили таким образом. Все не спеша спокойно забирают свои палки и возвращаются за черту. Бывший водящий кидает в следующем коне последним по очереди. Условие для водящего заключается в том, что между моментом осаливания и сбиванием банки банка должна стоять на кирпиче. То есть должно произойти подряд два события в связке: касание палкой игрока и сбивание стоящей банки.

Контрзадача игрока — не дать водящему коснуться палкой до себя (изящное фехтование приветствуется) и успеть сбить банку палкой в момент, когда водящему удаётся кого-то осалить. В этом случае водящий возвращает банку на место и снова пытается кого-то осалить.

Контрзадача водящего — охранять банку от сбивания. Если у кого-то палка падает неудачно, и он не может подойти к ней, не превратившись в водящего, ему стоит надеяться на остальных игроков. Им нужно отвлечь водящего и исхитриться сбить банку. Пока тот бегает за ней и ставит на место, игрок хватает свою палку и бежит за черту.

Как только все собираются за чертой, кон заканчивается. Последний игрок, сбивший банку, теперь кидает на шаг ближе от новой черты, которая называется «ефрейтор». Таким образом происходит «повышение» игрока в звании[3].

Варианты:

Водящий мог остаться без удачи и никого не поймать, в таком случае все игроки осторожно возвращались за черту. Если же никто не сбил банку в конце игры, то после всех бросков всё равно приходилось идти за палками и остерегаться водящего. Тот, чья палка улетала дальше всех, становился новым ведущим[3].

Запреты:

В этой игре нельзя сбивать банку ногой или рукой. Только водящий может брать банку, но только для того, чтобы вернуть её на место. Запрещено трогать чужие палки, если водящий заметит нарушение, то нарушитель становится водящим. Также нельзя выходить за черту после возвращения, иначе водящий будет действовать по такому же принципу[3].

Некоторые нюансы

  1. Если две упавшие палки легли крестом, то их хозяева должны осторожно поднять их и вернуться за черту, не разнимая палки. Когда они коснутся своих палок, водящий больше не сможет их салить. Если они разъединят палки при возвращении, защита от водящего исчезнет.
  2. В некоторых версиях игры звание водящего может меняться в процессе его «водения»[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Игра в банки. Гиперион (12 августа 2010). Дата обращения: 19 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Алексей. Игра в Пекаря - вспоминаем и играем!. Доктор Гален (10 февраля 2019). Дата обращения: 18 июня 0204.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Палки-Банки, пекарь - активная дворовая игра для мальчиков. Игры на улице. Дата обращения: 19 июня 2024.
  4. Любимова Д. Дворовые игры Смоленска в эпоху СССР или «вспоминая наше детство». Другой Смоленск (25 марта 2018). Дата обращения: 19 июня 2024.
  5. Дворовые игры нашего детства. Медиа.МТС (7 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2024.