Особые совещания

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Осо́бые совеща́ния — государственные учреждения, созданные для руководства экономической жизнью Российской империи в годы Первой мировой войны 28 июля 191411 ноября 1918.

История[править]

Первая мировая война привела к созданию различных чрезвычайных органов, наделенных весьма широкими полномочиями и находившихся первоначально в целом вне сферы контроля Совета министров. К ним относились органы военно-экономического регулирования, которые были призваны заниматься мобилизацией всех хозяйственных ресурсов страны для удовлетворения потребностей фронта. По мере того как война приобретала всё более затяжной характер, в России начала складываться система органов военно-экономического регулирования. Колоссальные масштабы столкновения двух противостоявших друг другу блоков империалистических государств обусловили небывалый рост потребностей действующей армии в вооружении и боеприпасах. Для удовлетворения этих потребностей необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал страны, перевести народное хозяйство на военные рельсы. Успешное наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 года, вскрывшее вопиющие недостатки в снабжении русской армии всем необходимым, делало данную задачу особенно актуальной[1][2].

В результате возникает система чрезвычайных органов военно-экономического регулирования, основу которой составили созданные на основании законов от 17 (30) августа 1915 года четыре Особых совещания: по обороне (ОСО), председатель которого являлся военный министр; по топливу (ОСОТОП), председателем которого являлся министр торговли и промышленности; по продовольствию, председателем которого являлся министр земледелия; по перевозкам, председателем которого являлся министр путей сообщения. 30 августа (12 сентября1915 года было создано ещё одно, пятое по счёту Особое совещание — по беженцам (ОСОБЕЖ), председателем которого являлся министр внутренних дел[3].

Согласно Положению о совещаниях, утверждённому императором Николаем II от 17 (30) августа 1915 года Особые совещания являлись «высшим государственным установлением», имели право требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать предельные цены, срок и очерёдность исполнения заказов, налагать секвестр, проводить реквизии, собирать сведения о работе предприятий. Особые совещания учреждались как «высшие государственные установления», однако их решения утверждались соответствующими министрами. Система Особых совещаний включала как органы по регулированию отдельных отраслей народного хозяйства, так и различные военно-бюрократические учреждения[2][3].

В состав Особых совещаний входили представители от различных ведомств, в том числе от Государственной думы, Государственного совета, Всероссийского земского союза, Союза городов, а также в ОСО и ОСОТОП — от Центрального военно-промышленного комитета, в ОСОБЕЖ — от Российского общества Красного Креста, национальных и других организаций помощи беженцам; на заседания Особых совещаний приглашались специалисты по обсуждавшимся вопросам. Председатели первых четырёх Особых совещаний были наделены широкими полномочиями; они имели право требовать содействия от государственных и общественных организаций, частных лиц, добиваться от предприятий и организаций первоочередного исполнения военных заказов, налагать секвестр на недвижимое имущество, производить реквизиции, увольнять и назначать руководителей и служащих частных предприятий. Особое совещание по перевозкам получило это право в январе 1916 года. ОСОТОП и Особое совещание по продовольствию 3 (16) февраля 1916 года получили право требовать от населения выполнения погрузочных работ и гужевых перевозок топлива, продовольственных и фуражных грузов по установленным председателями этих совещаний расценкам[3].

После Февральской революции Временное правительство России сохранило четыре Особых совещания, кроме Особого совещания по продовольствию, функции которого перешли к Общегосударственному продуктовому комитету. После Октябрьской революции Советская власть использовала технические кадры и учётно-регистрационный аппарат расформированных Особых совещаний для создания Высшего совета народного хозяйства[2][4].

Состав особых совещаний[править]

В период Первой мировой войны были созданы пять Особых совещаний[3]:

  • Особое совещание по обороне (ОСО) — распределяло военные заказы, в том числе между иностранными заводами; осуществляло надзор за деятельностью казённых и частных предприятий, производивших предметы боевого и материального снабжения армии и флота, оказывало помощь в организации, работе и переустройстве оборонных заводов. Председатель этого совещания получил преимущественное влияние на деятельность Особого совещания по перевозкам, продовольствию и топливу — их председатели должны были информировать его о своих решениях, а он мог приостановить их выполнение. Он также имел право устанавливать размер заработной платы на предприятиях, выполняющих военные заказы. Местные органы ОСО — двенадцать заводских совещаний: Петроградское, Московское, Нижегородское, Уральское, Киевское, Ревельское, Екатеринославское, Ростовское, Харьковское, Одесское, Кавказское и Сибирское, они занимались координацией работы, установлением сотрудничества и кооперации между предприятиями в отдельных промышленных районах. В составе ОСО действовали комиссии, в том числе:
    • подготовительная по артиллерийским вопросам под председательством статс-секретаря Тимашева;
    • наблюдательная с функциями надзора за исполнением военных заказов под председательством статс-секретаря Куломзина;
    • эвакуационная, содействовавшая возобновлению работы эвакуированных предприятий под председательством Михаила Родзянко;
    • по пересмотру норм санитарного и медицинского снабжения армии под председательством Александра Гучкова;
    • по обеспечению рабочей силой обслуживающих оборону предприятий под председательством Стишинского;
    • подготовительная по авиационным вопросам под председательством Гурко.

После Октябрьской революции 1917 года ОСО подверглось реорганизации, передано в ведение Наркомата торговли и промышленности, решало вопросы перевода промышленности на выпуск продукции мирного времени; 20 декабря 1917 (2 января 1918) года переименовано в Совещание по финансированию. Ликвидировано 26 января (8 февраля1918 года.

  • Особое совещание по перевозкам — разрабатывало меры по усилению пропускной способности железных дорог и других путей сообщения. Рассматривало требования на перевозки, внесённые министром путей сообщения или заявленные министрами военным, торговли и промышленности и главноуправляющим землеустройством и земледелием. Председатель совещания имел право разрешать принудительное использование частного подвижного состава, складских помещений, устанавливать предельные цены на перевозки по водным путям и выдавать ссуды и премии частным лицам и предприятиям. Ликвидировано Временным правительством после Февральской революции 1917 года.
  • Особое совещание по продовольственному делу — занималось вопросами продовольственной политики в целом, координировало действия по заготовке продовольствия и фуража для армии и флота. Для обоснования плана снабжения продовольствием армии и населения совещание подготовило и в 1916 году провело Всеросссийскую сельскохозяйственную перепись. С янв. 1916 года издавало свои «Известия». В марте 1917 года деятельность совещания приостановлена Временным правительством в связи с учреждением Общегосударственного продовольственного комитета.
  • Особое совещание по топливу — занималось вопросами добычи, заготовки и распределения топлива, в том числе снабжением им предприятий путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, выполнявших военные заказы или имевших особо важное значение. Председатель совещания имел право устанавливать предельные, затем твёрдые цены на все виды топлива, также ему было предоставлено право объявлять продажу разл. видов топлива в отд. местностях или в целом по стране монополией казны; разрешать принудительную разработку на топливо частных лесов. В декабре 1917 года ОСОТОП подчинялся ВСНХ, а 30 декабря 1917 (12 января 1918) года был упразднён.
  • Особое совещание по устройству беженцев — распределяло средства на нужды беженцев, руководило их расселением, возвращением в места постоянного жительства и оказанием помощи в восстановлении хозяйств; рассматривало общие вопросы оценки имущества, оставленного беженцами на местах их постоянного жительства, вопросы о возмещении убытков, причинённых войной, о вознаграждении за реквизированное по распоряжению военнных властей имущество; руководило устройством школ, курсов и мастерских для беженцев, деятельностью местных комитетов помощи беженцам, а также Комитета великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

Примечания[править]

  1. Крупина Т. Д. Политический кризис 1915 г. и создание Особого совещания по обороне // Исторические записки. М., 1969. Т. 83
  2. 2,0 2,1 2,2 Особые совещания // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Особые совещания / Н. М. Корнева // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Финансовое положение России в годы первой мировой войны. (1914-1917) / Акад. наук СССР. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 579 с.

Литература[править]

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!