Организационное поведение

Организационное поведение — поведение людей в организации и поведение организации как целостного социального организма; раздел социального менеджмента, ориентированный на понимание поступков и поведенческих реакций личности, действующей в условиях организационных предписаний, стимулов и ограничений. Изучает разнообразие типов поведения людей в ответ на однотипные организационные воздействия[1][2].

Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на 3 уровнях:

  • индивидуальном;
  • групповом;
  • организационном.

Организационное поведение — это предмет, который возник на пересечении многих дисциплин, внесших достаточный вклад в его становление: социологии, психологии, теории организации, управления персоналом, физиологии труда, научной организации труда[3].

Организационное поведение рассматривает особенности поведения людей в организации, как поведение отдельно взятого индивида, так и групповое поведение, что позволяет предсказывать изменения в поведении работников и групп, найти способы воздействия на поведение человека на рабочем месте и способствует формированию таких типов поведения и деятельности, которые обеспечивают максимально эффективную работу организации в целом, её выживание и развитие в сложной бизнес-среде[4].

Организационное поведение, как дисциплина об управлении

Организационное поведение, как дисциплина об управлении, сформировалась во второй половине ХХ века. При этом появление данного научного направления связывают с исследованиями Р. Гордона и Д. Хауэлла (1959), которые на основе анализа результатов опроса студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

В 60-х годах ХХ века за рубежом появились первые учебники, показывающие самостоятельное значение данного направления, возникшего на стыке менеджмента, психологии, социологии, экономики, философии, культурологии. На рубеже ХХI века появились первые российские учебники, написанные педагогами, психологами, философами, экономистами[4].

По мнению Дж. М. Джорджа и Г. Р. Джоунса, организационное поведение представляет собой набор инструментов, позволяющих[5]:

  • сотрудникам — понимать, анализировать и описывать поведение людей в организации;
  • менеджерам—улучшать, расширять или изменять типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организации в целом могли добиться своих целей.

Для управленческого процесса нужно знать объект управления. Этому посвящены объектно-ориентированные дисциплины: теория организации и организационное поведение. Они изучают объект управления и отличаются базовым теоретико-описательным подходом. Отвечают на вопрос: «что есть?». С другой стороны — теория менеджмента, изучающая процесс управления и отвечающая на вопросы: «как должно быть?» и «что для этого нужно сделать?».

То есть теория менеджмента занимается изучением целей и процесса управления. Теория организации — изучает природу, состояния и строение организации как коллективно- го субъекта совместной деятельности. А организационное поведение изучает поведение, восприятие, установки людей в рабочей обстановке и организационной среде[6].

Поведение человека в организации отличается от его поведения в других ситуациях тем, что работник организации не является абсолютно самостоятельным субъектом. Он — объект управленческого воздействия со стороны менеджеров или собственников организации. Таким образом, его поведение постоянно диктуется не его свободной волей, а другими людьми[7].

Примечания

  1. Силин М.И. Социальный менеджмент. Словарь-справочник. — Москва: Логос : Университетская книга, 2009. — ISBN 978-5-98704-431-6.
  2. Мангутов И.С., Петров А.А. Менеджер организации. Типологический словарь-справочник. — СПб.: СПбГАСУ, 2010. — ISBN 978-5-9227-0236-2.
  3. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — СПб.: Издательство Прайм-Еврознак, 2007.
  4. 4,0 4,1 О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. Организационное поведение: теория и практика. — СПб., 2013. — ISBN 978-5-00000-000-0.
  5. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управ- ления.. — Москва, 2003. — ISBN 978-5-238-00512-1.
  6. Шилова Е. В. Организационное поведение [Электронный ресурс : учебное пособие]. — Пермь, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-7944-3767-6.
  7. Жаворонков, Д.В. Организационное поведение: учебное пособие. — Краснодар. — ISBN 978-5-8209-1008-1.