Ониомания

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иллюстрация переживания чувства вины за совершённые импульсивные покупки.

Ониома́ния (греч. onios — покупаемый, греч. mania — страсть, влечение, безумие) — разновидность аддикции к покупкам. Непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учёта своих возможностей, не обращая внимание на необходимость приобретения той или иной вещи и прочие последствия. Термин «ониомания» в качестве клинического термина был введён психиатром Эмилем Крепелиным. В обыденном словоупотреблении — шопоголизм[1][2].

Шопоголизм как «болезнь» потребительского общества

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером идентифицировали первые признаки ониомании в начале XX веков. Шопоголизм наряду с пироманией, алкоголизмом и клептомией Эйген Блейлер в своём «Руководстве по психиатрии» отнёс к категории «импульсивные психозы». Существенным в ониомании, по Крепелину, является факт того, что даже, будучи образованным, шопоголик не может не думать о покупках, которые совершаются им импульсивно[3]. В конце XIX века Эмиль Золя предвосхитил научные изыскания ониомании и в романе «Дамское счастье» описал ситуацию того, как героиня разоряет своего мужа походами по женским магазинам. Во второй половине XX века тема шопоголизма начала привлекать усиленное внимание общественности. Существует целая серия современных романов Софи Кинселла, посвящённых этой мании[1].

Аддикция к покупкам проявляется повторным, непреодолимыми желанием совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом, для человека, страдающего ониоманией, характерен широкий спектр негативных эмоций, положительные эмоции вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки. В качестве основных симптомов шопоголизма рассматриваются такие поведенческие проявления, как поход в магазин без чёткого желания приобрести что-то конкретное и осмотр большинства выставленного на продажу товара; желание купить некоторый продукт без объективной причины и постоянное обсуждение с приятелями и знакомыми купленного товара; возникающая апатия без регулярного посещения торговых заведений. В качестве возможных причин подобного поведения называют жажду адреналина, иллюзию власти и иллюзию свободы и контроля над своей жизнью[1].

Американские психиатры Фабер и О`Гуин в 1992 году предложили к использованию психодиагностическую шкалу для выявления аддикции к покупкам и предложили четыре критерия аддикции к покупкам. Во-первых, часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и / или бессмысленные. Во-вторых, регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось. В-третьих, у человека возникает озабоченность покупками либо внезапные порывы купить что-либо, причём связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьёзной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы, например, долги или банкротство. В-четвёртых, чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды мании[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Мандель Б. Р. Аддиктология. — М.: DirectMEDIA, 2014. — 535 с. — ISBN 978-5-4458-8589-4.
  2. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с. — ISBN 5-9268-0543-0.
  3. Блейлер Э. Руководство по психiатрiи : С 51 рисунком в тексте / Перевод с дополнениями по последнему третьему немецкому изданию доктора А. С. Розенталь. — Берлин: Товарищество Врач, 1920. — С. 463. — X, 538 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!