Один день Ивана Денисовича (рассказ)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Один день Ивана Денисовича (рассказ)
Один день Ивана Денисовича
Издание
Обложка рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Жанр Рассказ
Автор Александр Солженицын
Дата написания 1959
Дата первой публикации 1962 год
Издательство журнал «Новый мир»

Оди́н день Ива́на Дени́совича — рассказ, написанный в 1959 году Александром Солженицыным. Первое опубликованное произведение писателя в журнале «Новый мир» в 1962 году, является одним из самых значительных произведений русской литературы XX века. Первое издание отдельной книгой вышло в 1963 году в Москве, в издательстве «Советский писатель». Рассказ представляет собой реалистическое изображение одного дня из жизни заключённого советского лагеря (ГУЛАГа), русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова в начале 1950-х годов. Произведение вызвало огромный общественный резонанс, став символом борьбы с тоталитаризмом и свидетельством стойкости человеческого духа перед лицом нечеловеческих условий. Главный герой — собирательный образ заключённого, через которого автор показывает жестокость и несправедливость режима[1][2].

История создания

Сталинский период и ГУЛАГ

Рассказ написан на основе личного опыта Солженицына, отбывавшего наказание в ГУЛАГе. Сталинское правление (после смерти Ленина в 1924 году) характеризовалось тоталитарным режимом, политическими репрессиями и массовыми расстрелами («Большой террор»). Политика насильственной коллективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации привела к страданиям миллионов людей. ГУЛАГ, система исправительно-трудовых лагерей, стал инструментом подавления инакомыслия, где миллионы людей подвергались принудительному труду, голоду и жестокому обращению. К 1938 году численность заключённых в ГУЛАГе составляла около 1 миллиона человек. Более ранние периоды российской истории также характеризовались ссылками и заключением, но масштабы и жестокость ГУЛАГа при Сталине были беспрецедентными[3].

«Оттепель» Хрущева и цензура

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» в 1962 году пришлась на период «хрущёвской оттепели». После XX съезда КПСС и «секретного доклада» Никиты Хрущева о культе личности Иосифа Сталина наметилась относительная либерализация, позволившая некоторую свободу творчества. Однако цензура продолжала существовать, и публикация рассказа стала возможна благодаря вмешательству самого Хрущева и поддержке главного редактора журнала «Новый мир» Александра Твардовского. Изначально рассказ назывался «Щ-854. Один день одного зэка», но был переименован в «Один день Ивана Денисовича». Солженицын изначально считал произведение рассказом, но редакция определила его как повесть. В 1961 году был создан «облегчённый» вариант, исключающий некоторые резкие суждения о режиме. В июле 1962 года Твардовский, чувствуя цензурную непроходимость рассказа в печать по политическим мотивам, составил краткое предисловие к рассказу и письмо на имя Первого секретаря ЦК КПСС , Председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущёва с краткой оценкой произведения. 6 августа Твардовский передал письмо и рукопись «Ивана Денисовича» помощнику Хрущёва Владимиру Семёновичу Лебедеву. После 1971 года издания рассказа были уничтожены по негласной инструкции ЦК КПСС[4].

Публикация и общественный резонанс

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» вызвала огромный общественный резонанс[5]. Рассказ стал значительным событием в советской литературе и общественной жизни, привлекая внимание к реальности ГУЛАГа. Его успех был связан с реалистичным изображением жизни заключённых и фокусировкой на обычном дне, что делало ужасы ГУЛАГа более доступными для широкой аудитории. 12 октября 1962 года под давлением Никиты Сергеевича Хрущёва Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а 20 октября Хрущёв объявил Твардовскому об этом решении Президиума. В период с 1 по 6 ноября появилась первая журнальная корректура рассказа.

Смысл названия

Название «Один день Ивана Денисовича» говорит ровно о том же, что заявлено в названии. рассказ подробно, на сотню с лишним книжных страниц описывает один день героя — Ивана Денисовича Шухова, заключённого в лагере. Время действия указано точно — 1950 год, место — крайне приблизительно. Суровая зима много где может быть. Сам автор позднее говорил, что идея рассказать о лагерной жизни посредством описания одного дня заключённого родилась у него в 1950 году в Экибастузе (Казахстан), где он отбывал срок в лагере[6].

Жанр

«Один день Ивана Денисовича» относится к жанру повести, что позволяет более детально и глубоко передать жизнь и чувства главного героя на фоне общей лагерной действительности. Композиционно произведение представляет собой описание одного дня из жизни заключённого, но в нём затрагиваются и воспоминания героя, а также мысли о будущем, что расширяет временные рамки произведения и позволяет увидеть жизнь Ивана Денисовича с разных сторон.

Повесть построена в форме хроники одного дня, начиная с утреннего подъёма и заканчивая вечерним отбоем. Такой выбор композиции помогает показать, насколько однообразна и трудна жизнь в лагере, где каждый день похож на предыдущий. Повседневные детали, такие как распределение пайков, очереди за едой, выполнение трудовых норм, помогают создать ощущение реальности происходящего[7].

Идейный замысел

Рассказ реалистично изображает повседневность советского лагеря: тяжёлый физический труд, недостаток пищи, постоянный контроль и унижение человеческого достоинства. Солженицын показывает как физические, так и психологические страдания заключённых. Заключённые в рассказе «Один день Ивана Денисовича» строят «Соцбытгородок». Сначала натягивают сами для себя колючую проволоку, а потом приступают к застройке. Солженицынская ирония здесь заставляет невольно сравнивать образ городка со всей страной, окружённой железным зана­весом. Тонкой деталью подчёркивает Александр Солженицын зыб­кость границ между миром свободных, обласканных властью людей и заключённых: в лагере один из узников — бывший Герой Советского Союза. Словно мимоходом упоминает Александр Исаевич Солженицын о том, как лошадей в колхозы сгоняли. А ведь за одним этим историческим фактом стоят слезы сотен тысяч людей[8].

Центральная тема — борьба за выживание в нечеловеческих условиях. Иван Денисович Шухов, главный герой, демонстрирует стойкость и способность находить смысл в повседневности, сохраняя человеческое достоинство. Его выживание — не только физическое существование, но и сохранение моральных принципов.

Произведение раскрывает трагедию тоталитарного режима, показывая, как он подавляет личность и разрушает человеческие жизни. Заключённые — представители разных социальных слоёв, объединённые несправедливым обвинением и общим горем. Солженицын намекает на то, что в эпоху тоталитаризма врагом народа объявлялся сам народ. Владислав Шаевич Кривонос «Реальность зла в „Одном дне Ивана Денисовича“» Александра Исаевича Солженицына" подчёркивает, что лагерь предстаёт как «территория зла», где обнажено действие «организованного зла»[9].

Несмотря на ужасные условия, Солженицын показывает способность человека сохранять человечность, надежду и чувство юмора. Иван Денисович — образ человека, сохранившего внутреннюю свободу и моральные ценности.

Рассказ фокусируется на обычном дне заключённого, показывая, как даже в рутинных действиях проявляется сопротивление системе и стремление к человеческому достоинству. Воспоминания Ивана Денисовича о прошлом (война, семья) подчёркивают ценность человеческих связей и утраты, вызванные репрессиями[10].

Труд — не только средство выживания, но и способ утверждения личности, демонстрация силы духа. Даже в тяжёлой работе Иван Денисович находит удовлетворение и чувство собственного достоинства. Несмотря на безысходность ситуации, в рассказе присутствует тонкий мотив надежды на лучшее будущее, на возможность преодоления несправедливости[10].

Композиция и сюжет

  1. В экспозиции читатель знакомится с главным персонажем произведения Иваном Шуховым. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением.
  2. Развитие сюжета составляют события, происходящие с главным героем. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
  3. Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
  4. В развязке главный герой, осознавая, что прошёл один из счастливых дней в его лагерной жизни, засыпает[11].

Конфликт

Проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» не менее злободневна.

  1. В своём произведении Александр Исаевич поднял проблему сталинских репрессий, которая затронула каждую семью. Даже простые люди вроде Ивана, которые всего лишь попали в плен и бежали, становились врагами народа, хотя все показания из них выбивали пытками. Это не один случай, а массовое явление, против которого должен восстать каждый человек, желающий себе и миру добра и процветания.
  2. Центральное место в повести занимает трагическая судьба жертв сталинского режима. Описывая один день, автор сумел рассказать о годах своего заключения, наполненных голодом, лишениями и страхом. Люди были надломлены и унижены несправедливостью и отчаянностью своего положения.
  3. Тюремные порядки. Неоправданная и ненужная жестокость стала доминирующей силой в лагере. Людей морили голодом и холодом, подвергали болезненному влиянию заражённых пространств, даже раздевали на морозе, а чего ради? Все эти меры были бессмысленны и безобразны. Александр Исаевич противопоставил лагерную жизнь реальному миру, где все эти тюремные законы кажутся ужасным недоразумением.
  4. Также в произведении Солженицын поднял нравственную проблематику. В рассказе автор широко раскрыл проблему сострадания, уважения, сохранения лучших качеств в нечеловеческих условиях. Также писатель затронул проблему отношения к труду. Благодаря упорной ежедневной работе Шухов не падал духом и сохранил достоинство и честь.
  5. Особое место в произведении занимает проблема «маленького человека», который своим примером показывает, что ещё остались сильные духом люди, пусть униженные, но не унизившиеся. Они никогда не сломаются под воздействием законов лагерной реальности[12].

Главные и второстепенные герои

Форма повествования, ограниченная рамками одного дня («от звонка до звонка»), создаёт специфический хронотоп. Отступления от линейного повествования, связанные с воспоминаниями Шухова, не нарушают общего ощущения строгой хронологии лагерного дня, а обогащают образ главного героя. Это создаёт ощущение замкнутости пространства и времени, подчёркивая жёстокую регламентацию жизни в лагере.

Майкл Брюер отмечает, что хронотоп «Одного дня Ивана Денисовича» резко контрастирует, например, с хронотопом Колымских рассказов Варлама Шаламова. Брюер ссылается на работу Михаила Михайловича Бахтина о хронотопе и исследования Кэтрин Кларк. Анализ хронотопа позволяет выявить сходства и различия между произведениями лагерной тематики.

Образ Ивана Денисовича — сдержанный, умный, местами хитрый и добрый человек, сохраняющий человеческое достоинство и оптимизм. Он использует смекалку и трудолюбие для выживания, поддерживает отношения с сокамерниками, но не теряет индивидуальности. По мнению исследователей, образ Ивана Денисовича был создан на основе двух реальных людей: Ивана Шухова и самого автора. Споры вызывает эпизод «ударного труда», который некоторые расценивают как элемент соцреализма, но символическое значение этого эпизода — переход из ада в чистилище, подчёркивает способность человека к духовному возрождению[12].

Главные герои повести «Один день Ивана Денисовича» представлены в списке.

  1. Главным героем произведения является Иван Денисович Шухов. На долю этого человека выпала очень непростая судьба. Главный герой был осуждён несправедливо. Он попал в плен и был обвинён в шпионаже в пользу другой страны. Показания из него выбивали побоями. Но Шухов, который жил в ужасных условиях, старался не утратить своих достойных качеств. Писатель показывает, с каким достоинством Иван Денисович переносит все трудности лагерной жизни. Своё спасение главный персонаж видел в честном труде и справедливом отношении к людям. Персонаж брался за любую работу, ведь сидеть без дела было не в его духе. Чтобы облегчить свою участь, Шухов старался заводить полезные для себя знакомства. Так, например, он дружил с Цезарем, ведь он довольно часто получал посылки из дома. Иван Шухов был мастером на все руки. Кому-то он тапочки сошьёт, а кому-то — телогрейку. Так он зарабатывал на жизнь и не обременял жену обязанностью присылать ему посылки. Главному персонажу работа приносила удовлетворение, а заключённые искреннее его благодарили. Образ главного персонажа является собирательным, ведь автор в нём отобразил сложную судьбу всего народа.
  2. Андрей Тюрин — сын кулака, который был лишён всего, даже заслуженного военного чина, просто потому, что родился не в той семье. Сильный и опытный бригадир.
  3. Цезарь Маркович — богатый московский режиссёр, обвинённый за «неправильный» фильм и критические высказывания в отношении власти. Человек щедрый, умный, справедливый.
  4. Капитан Буйновский — бывший капитан морфлота. Человек образованный и гордый. За эти качества он и пострадал. Пытаясь заступиться за заключённых и вспоминая законы, он получил 10 суток карцера и был обречён на скорую смерть от туберкулёза. Его посадили за то, что на войне ему пришлось помочь английским союзникам.
  5. Алёшка — баптист, которого посадили за его религиозные убеждения. Он был тихим и доброжелательным человеком.
  6. Фетюков. Бывший начальник, который не угодил кому-то на своём посту. От него отказались жена и родственники, поэтому он опустился в лагере и морально «сдал». Он готов был на любое унижение ради еды[13].

Позиция автора

Авторская позиция содержит в себе осознанную установку на реалистическую типизацию: в художественном произведении герой должен был стать шире своих прототипов. Но и это всего лишь уступка художественному вымыслу, который здесь служит «концентрации действительности» в «одном дне». Новаторство темы само способствует усилению авторского начала более широким использованием личного опыта, непосредственным проявлением конкретной авторской индивидуальности. В самом произведении намечается предельное сближение образа автора и его личности, обыденнобытовые качества которой попадают в сферу художественного изображения[14].

Художественные приёмы и средства

Реалистичное изображение повседневности, основанное на личном опыте Солженицына, придаёт рассказу особую достоверность. Автор подчёркивает «скучный» сюжет, отмечая отсутствие драматических преувеличений в пользу реалистичного изображения повседневной рутины. Хотя рассказ в основном реалистичен, в нём присутствуют элементы символизма и аллегории, которые раскрывают более глубокий смысл[15].

Метафорический строй повести Солженицына во многих отношениях интересен: и действенным применением исключительности словесного образа, бытующего в среде (бушлат деревянный — гроб), и грубовато-юмористическим ассоциированием, лежащим в основе авторского тропа (намордник дорожный — тряпочка, надеваемая на лицо для защиты от ветра), особенно характерного в метонимических находках («И понял Шухов, что ничего не сэкономил: засосало его сейчас ту пайку съесть в тепле»), и многим другим.

Но общая стилистическая направленность произведения определяется как раз крайней скупостью автора на использование переносно-фигуральных свойств слова. Его ставка в достижении высшей художественной цели — это, как мы могли увидеть, ставка на обратное явление — на образную весомость первоначального, прямого значения слова во всей его простоте и обыденности[15].

Таким образом, сложность языка повести «Один день Ивана Денисовича» — сложность мнимая. Язык повести прост. Но прост той отточенной и выверенной простотой, которая действительно может быть только результатом сложности — неизбежной сложности писательского труда, если этот труд честен, смел и свободен[15].

Не случайно поэтому спокойную и горькую квинтэссенцию всего того, что говорит нам Иван Денисович, автор заключает не в специальные, архитектонически многосоставные отступления, а в уникальные по своей ёмкой немногословности и прямолинейному аскетизму заметки, сделанные как бы вскользь[15].

Экранизация и постановки

В августе 2021 года фильм «Иван Денисович», российского режиссёра Глеба Панфилова представили на фестивале в Локарно. 23 сентября 2021 года фильм вышел в российском прокате. 23 апреля 2022 года телеканал «Россия-1» показал фильм на экранах телевидения.

В 2012 году Алексеем Денисовым был снят документальный фильм «Один день Ивана Денисовича. 50 лет спустя…», посвящённый истории создания и публикации рассказа[16]. Есть опера «Один день Ивана Денисовича» Александра Владимировича Чайковского, что свидетельствует о широком влиянии произведения на культуру[17].

Награды

Рассказ оказал значительное влияние на русскую и мировую литературу, вдохновляя других писателей на создание произведений о ГУЛАГе. Его адаптация в оперу свидетельствует о его влиянии на другие виды искусства. Вряд ли можно однозначно сказать, за какое определённое произведение была присуждена автору столь значимая премия[18].

8 октября 1970 года Шведская Академия присудила Нобелевскую премию Александру Солженицыну с формулировкой[19]:

За нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы.

Формулировка общая, никакое конкретное произведение не указывается. Чаще всего Нобелевская премия и вручается с подобными общими формулировками, что даёт право предполагать и выбирать произведение самим читателям. Было распространённое мнение, что премия присуждена за «Архипелаг ГУЛАГ», что является крайним заблуждением, поскольку это произведение было опубликовано сразу после написания в 1973 году, то есть после присуждения премии[20].

На решение Комитета о присвоении Нобелевской премии мог очень повлиять такой сильный рассказ как «Один день Ивана Денисовича», написанный в 1962 году. Но в не меньшей степени могут претендовать на это место и «Раковый корпус» (1966 год), и «В круге первом» (1968 год). Можно обобщить и сказать, что премия присуждена за совокупность этих трёх произведений, точно же и однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным[20].

Критика

Люди, прочитавшие повесть, были ошарашены и сбиты с толку. Не все знали, как на самом деле живут политзаключённые. Поэтому отзывы читателей были наполнены болью:

Как же я не знал об Иване Шухове? Как мог не чувствовать, что вот в это тихое морозное утро его вместе с тысячами других выводят под конвоем с собаками за ворота лагеря в снежное поле — к объекту?Владимир Лакшин

Многие критики писали такие отзывы, чтобы читатель понял: репрессии позади, это всего лишь перегиб и недосмотр. Однако умные люди поняли, что так режимные рецензенты нивелируют остроту поданного материала и хоронят его заживо. Далеко не все заключённые в ту пору вышли из тюрем. А многие, кто вышел, принёс домой туберкулёз и другие заболевания, которые уже никак не исправить.

В первой, «парадной» рецензии в «Известиях» («О прошлом во имя будущего») Константин Симонов задавал риторические вопросы: «Чья злая воля, чей безграничный произвол могли оторвать этих советских людей — земледельцев, строителей, тружеников, воинов — от их семей, от работы, наконец, от войны с фашизмом, поставить их вне закона, вне общества?» Симонов делал вывод: «Думается, что Александр Солженицын проявил себя в своей повести как подлинный помощник партии в святом и необходимом деле борьбы с культом личности и его последствиями»

Некоторые обвиняли героя рассказа в лживом смирении, рабской сущности и чуть ли не эмоциональной глухоте:

«Один день…» фальшивым: «не показан протест». Корней Чуковский возражал: «Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости… <…> …Валентин Катаев как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все».

Автор получал сотни писем и положительных откликов от людей, ставших жертвами или свидетелями тоталитарного режима. Они благодарили писателя за честность и справедливость слов, которые осветили важнейшую проблему того времени. Однако нашлись и те, кто хотел стыдливо спрятать «грязные портки» от читателей из других стран. Якобы книга оскорбляет достоинство советских людей и выставляет страну «не в том виде».

Галерея

Литература

  • Лакшин В. Я. Друзья и недруги Ивана Денисовича. — М.: Пути журнальные, 1990.
  • Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. — «Новый мир», 1991.
  • Нива, Жорж. Солженицын. — Художественная литература, 1992. — 216 с.
  • Чудакова М. О. Сквозь звёзды к терниям: Смена литературных циклов / Чудакова М. О.. — М.: Литература советского прошлого, 2001.
  • Шнеерсон М. А. Александр Солженицин : очерки творчества / Шнеерсон М. А.. — Frankfurt am Main: Посев, 1984. — 297 с.

Примечания

  1. История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича», интересные факты. literaturus.ru. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  2. История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» (Первый вариант). «История создания и анализ повести «Один день Ивана Денисовича». rorbic.ru (2 мая 2019). Дата обращения: 4 декабря 2024.
  3. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» анализ произведения. shollklass.ru. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  4. Зеркало эпохи ГУЛАГа. История.рф. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  5. Чибиряк, Ольга. «Один день Ивана Денисовича»: рассказ о том, как советский режим рушит людские судьбы. Пять углов (14 ноября 2023). Дата обращения: 4 декабря 2024.
  6. «Один день Ивана Денисовича»: что я увидел, перечитав повесть Солженицына. Фома (13 декабря 2022). Дата обращения: 6 декабря 2024.
  7. Обзор повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Учёба. Дата обращения: 6 декабря 2024.
  8. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына А. И.. m.lit-helper.com. Дата обращения: 9 декабря 2024.
  9. Кривонос, Владислав Шаевич. Реальность зла в «Одном дне Ивана Денисовича» А. И. Солженицына // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. — 2020. — № 1.
  10. 10,0 10,1 Урманов, Александр. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛАГа. Александр Солженицын. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  11. Корчагина А. С. (дата обращения: 06.12.2024). Структура повествования в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2015. — № 1.
  12. 12,0 12,1 Абузярова Г. И. Психологический аспект изображения человека в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Вестник науки. — 2023. — № 12. — С. 69.
  13. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» (А.И. Солженицын). Литрек (1 апреля 2022). Дата обращения: 9 декабря 2024.
  14. Авторская субъективация повествования в рассказе «Один день Ивана Денисовича» Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/148995/readpart-hudozhestvennyj-monizm-aleksandra-solzhenitsyna-problemy-poetiki-vladimir-vladimirovich-kuzmin/~3?ysclid=m4gf5t1f4c372018009. livelib.ru. Дата обращения: 9 декабря 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Бондаренко В. Г. Солженицын как русское явление. Русская народная линия (18 ноября 2018). Дата обращения: 9 декабря 2024.
  16. Денисов, Алексей. Один день Ивана Денисовича». 50 лет спустя.... Александр Солженицын. Дата обращения: 4 декабря 2024.
  17. Муравьёва, Ирина. Большой театр представил оперу «Один день Ивана Денисовича». Российская газета (9 декабря 2018). Дата обращения: 4 декабря 2024.
  18. Олейник В. Т. Жанровая специфика «Архипелага ГУЛАГа» // Литературоведческий журнал. — 2018. — № 43.
  19. Гений литературы или великий лжец. Нобелевский скандал вокруг Солженицына. Аргументы и факты (8 октября 2018). Дата обращения: 9 декабря 2024.
  20. 20,0 20,1 Премия за книги или политику? Как Запад воспринял Нобелевку Солженицына. News (8 октября 2023). Дата обращения: 9 декабря 2024.