Один день Ивана Денисовича (рассказ)
Один день Ивана Денисовича (рассказ) | |
---|---|
Один день Ивана Денисовича | |
Жанр | Рассказ |
Автор | Александр Солженицын |
Дата написания | 1959 |
Дата первой публикации | 1962 год |
Издательство | журнал «Новый мир» |
Оди́н день Ива́на Дени́совича — рассказ, написанный в 1959 году Александром Солженицыным. Первое опубликованное произведение писателя в журнале «Новый мир» в 1962 году, является одним из самых значительных произведений русской литературы XX века. Первое издание отдельной книгой вышло в 1963 году в Москве, в издательстве «Советский писатель». Рассказ представляет собой реалистическое изображение одного дня из жизни заключённого советского лагеря (ГУЛАГа), русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова в начале 1950-х годов. Произведение вызвало огромный общественный резонанс, став символом борьбы с тоталитаризмом и свидетельством стойкости человеческого духа перед лицом нечеловеческих условий. Главный герой — собирательный образ заключённого, через которого автор показывает жестокость и несправедливость режима[1][2].
История создания
Сталинский период и ГУЛАГ
Рассказ написан на основе личного опыта Солженицына, отбывавшего наказание в ГУЛАГе. Сталинское правление (после смерти Ленина в 1924 году) характеризовалось тоталитарным режимом, политическими репрессиями и массовыми расстрелами («Большой террор»). Политика насильственной коллективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации привела к страданиям миллионов людей. ГУЛАГ, система исправительно-трудовых лагерей, стал инструментом подавления инакомыслия, где миллионы людей подвергались принудительному труду, голоду и жестокому обращению. К 1938 году численность заключённых в ГУЛАГе составляла около 1 миллиона человек. Более ранние периоды российской истории также характеризовались ссылками и заключением, но масштабы и жестокость ГУЛАГа при Сталине были беспрецедентными[3].
«Оттепель» Хрущева и цензура
Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» в 1962 году пришлась на период «хрущёвской оттепели». После XX съезда КПСС и «секретного доклада» Никиты Хрущева о культе личности Иосифа Сталина наметилась относительная либерализация, позволившая некоторую свободу творчества. Однако цензура продолжала существовать, и публикация рассказа стала возможна благодаря вмешательству самого Хрущева и поддержке главного редактора журнала «Новый мир» Александра Твардовского. Изначально рассказ назывался «Щ-854. Один день одного зэка», но был переименован в «Один день Ивана Денисовича». Солженицын изначально считал произведение рассказом, но редакция определила его как повесть. В 1961 году был создан «облегчённый» вариант, исключающий некоторые резкие суждения о режиме. В июле 1962 года Твардовский, чувствуя цензурную непроходимость рассказа в печать по политическим мотивам, составил краткое предисловие к рассказу и письмо на имя Первого секретаря ЦК КПСС , Председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущёва с краткой оценкой произведения. 6 августа Твардовский передал письмо и рукопись «Ивана Денисовича» помощнику Хрущёва Владимиру Семёновичу Лебедеву. После 1971 года издания рассказа были уничтожены по негласной инструкции ЦК КПСС[4].
Публикация и общественный резонанс
Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» вызвала огромный общественный резонанс[5]. Рассказ стал значительным событием в советской литературе и общественной жизни, привлекая внимание к реальности ГУЛАГа. Его успех был связан с реалистичным изображением жизни заключённых и фокусировкой на обычном дне, что делало ужасы ГУЛАГа более доступными для широкой аудитории. 12 октября 1962 года под давлением Никиты Сергеевича Хрущёва Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а 20 октября Хрущёв объявил Твардовскому об этом решении Президиума. В период с 1 по 6 ноября появилась первая журнальная корректура рассказа.
Смысл названия
Название «Один день Ивана Денисовича» говорит ровно о том же, что заявлено в названии. рассказ подробно, на сотню с лишним книжных страниц описывает один день героя — Ивана Денисовича Шухова, заключённого в лагере. Время действия указано точно — 1950 год, место — крайне приблизительно. Суровая зима много где может быть. Сам автор позднее говорил, что идея рассказать о лагерной жизни посредством описания одного дня заключённого родилась у него в 1950 году в Экибастузе (Казахстан), где он отбывал срок в лагере[6].
Жанр
«Один день Ивана Денисовича» относится к жанру повести, что позволяет более детально и глубоко передать жизнь и чувства главного героя на фоне общей лагерной действительности. Композиционно произведение представляет собой описание одного дня из жизни заключённого, но в нём затрагиваются и воспоминания героя, а также мысли о будущем, что расширяет временные рамки произведения и позволяет увидеть жизнь Ивана Денисовича с разных сторон.
Повесть построена в форме хроники одного дня, начиная с утреннего подъёма и заканчивая вечерним отбоем. Такой выбор композиции помогает показать, насколько однообразна и трудна жизнь в лагере, где каждый день похож на предыдущий. Повседневные детали, такие как распределение пайков, очереди за едой, выполнение трудовых норм, помогают создать ощущение реальности происходящего[7].
Идейный замысел
Рассказ реалистично изображает повседневность советского лагеря: тяжёлый физический труд, недостаток пищи, постоянный контроль и унижение человеческого достоинства. Солженицын показывает как физические, так и психологические страдания заключённых. Заключённые в рассказе «Один день Ивана Денисовича» строят «Соцбытгородок». Сначала натягивают сами для себя колючую проволоку, а потом приступают к застройке. Солженицынская ирония здесь заставляет невольно сравнивать образ городка со всей страной, окружённой железным занавесом. Тонкой деталью подчёркивает Александр Солженицын зыбкость границ между миром свободных, обласканных властью людей и заключённых: в лагере один из узников — бывший Герой Советского Союза. Словно мимоходом упоминает Александр Исаевич Солженицын о том, как лошадей в колхозы сгоняли. А ведь за одним этим историческим фактом стоят слезы сотен тысяч людей[8].
Центральная тема — борьба за выживание в нечеловеческих условиях. Иван Денисович Шухов, главный герой, демонстрирует стойкость и способность находить смысл в повседневности, сохраняя человеческое достоинство. Его выживание — не только физическое существование, но и сохранение моральных принципов.
Произведение раскрывает трагедию тоталитарного режима, показывая, как он подавляет личность и разрушает человеческие жизни. Заключённые — представители разных социальных слоёв, объединённые несправедливым обвинением и общим горем. Солженицын намекает на то, что в эпоху тоталитаризма врагом народа объявлялся сам народ. Владислав Шаевич Кривонос «Реальность зла в „Одном дне Ивана Денисовича“» Александра Исаевича Солженицына" подчёркивает, что лагерь предстаёт как «территория зла», где обнажено действие «организованного зла»[9].
Несмотря на ужасные условия, Солженицын показывает способность человека сохранять человечность, надежду и чувство юмора. Иван Денисович — образ человека, сохранившего внутреннюю свободу и моральные ценности.
Рассказ фокусируется на обычном дне заключённого, показывая, как даже в рутинных действиях проявляется сопротивление системе и стремление к человеческому достоинству. Воспоминания Ивана Денисовича о прошлом (война, семья) подчёркивают ценность человеческих связей и утраты, вызванные репрессиями[10].
Труд — не только средство выживания, но и способ утверждения личности, демонстрация силы духа. Даже в тяжёлой работе Иван Денисович находит удовлетворение и чувство собственного достоинства. Несмотря на безысходность ситуации, в рассказе присутствует тонкий мотив надежды на лучшее будущее, на возможность преодоления несправедливости[10].
Композиция и сюжет
- В экспозиции читатель знакомится с главным персонажем произведения Иваном Шуховым. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением.
- Развитие сюжета составляют события, происходящие с главным героем. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
- Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
- В развязке главный герой, осознавая, что прошёл один из счастливых дней в его лагерной жизни, засыпает[11].
Конфликт
Проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» не менее злободневна.
- В своём произведении Александр Исаевич поднял проблему сталинских репрессий, которая затронула каждую семью. Даже простые люди вроде Ивана, которые всего лишь попали в плен и бежали, становились врагами народа, хотя все показания из них выбивали пытками. Это не один случай, а массовое явление, против которого должен восстать каждый человек, желающий себе и миру добра и процветания.
- Центральное место в повести занимает трагическая судьба жертв сталинского режима. Описывая один день, автор сумел рассказать о годах своего заключения, наполненных голодом, лишениями и страхом. Люди были надломлены и унижены несправедливостью и отчаянностью своего положения.
- Тюремные порядки. Неоправданная и ненужная жестокость стала доминирующей силой в лагере. Людей морили голодом и холодом, подвергали болезненному влиянию заражённых пространств, даже раздевали на морозе, а чего ради? Все эти меры были бессмысленны и безобразны. Александр Исаевич противопоставил лагерную жизнь реальному миру, где все эти тюремные законы кажутся ужасным недоразумением.
- Также в произведении Солженицын поднял нравственную проблематику. В рассказе автор широко раскрыл проблему сострадания, уважения, сохранения лучших качеств в нечеловеческих условиях. Также писатель затронул проблему отношения к труду. Благодаря упорной ежедневной работе Шухов не падал духом и сохранил достоинство и честь.
- Особое место в произведении занимает проблема «маленького человека», который своим примером показывает, что ещё остались сильные духом люди, пусть униженные, но не унизившиеся. Они никогда не сломаются под воздействием законов лагерной реальности[12].
Главные и второстепенные герои
Форма повествования, ограниченная рамками одного дня («от звонка до звонка»), создаёт специфический хронотоп. Отступления от линейного повествования, связанные с воспоминаниями Шухова, не нарушают общего ощущения строгой хронологии лагерного дня, а обогащают образ главного героя. Это создаёт ощущение замкнутости пространства и времени, подчёркивая жёстокую регламентацию жизни в лагере.
Майкл Брюер отмечает, что хронотоп «Одного дня Ивана Денисовича» резко контрастирует, например, с хронотопом Колымских рассказов Варлама Шаламова. Брюер ссылается на работу Михаила Михайловича Бахтина о хронотопе и исследования Кэтрин Кларк. Анализ хронотопа позволяет выявить сходства и различия между произведениями лагерной тематики.
Образ Ивана Денисовича — сдержанный, умный, местами хитрый и добрый человек, сохраняющий человеческое достоинство и оптимизм. Он использует смекалку и трудолюбие для выживания, поддерживает отношения с сокамерниками, но не теряет индивидуальности. По мнению исследователей, образ Ивана Денисовича был создан на основе двух реальных людей: Ивана Шухова и самого автора. Споры вызывает эпизод «ударного труда», который некоторые расценивают как элемент соцреализма, но символическое значение этого эпизода — переход из ада в чистилище, подчёркивает способность человека к духовному возрождению[12].
Главные герои повести «Один день Ивана Денисовича» представлены в списке.
- Главным героем произведения является Иван Денисович Шухов. На долю этого человека выпала очень непростая судьба. Главный герой был осуждён несправедливо. Он попал в плен и был обвинён в шпионаже в пользу другой страны. Показания из него выбивали побоями. Но Шухов, который жил в ужасных условиях, старался не утратить своих достойных качеств. Писатель показывает, с каким достоинством Иван Денисович переносит все трудности лагерной жизни. Своё спасение главный персонаж видел в честном труде и справедливом отношении к людям. Персонаж брался за любую работу, ведь сидеть без дела было не в его духе. Чтобы облегчить свою участь, Шухов старался заводить полезные для себя знакомства. Так, например, он дружил с Цезарем, ведь он довольно часто получал посылки из дома. Иван Шухов был мастером на все руки. Кому-то он тапочки сошьёт, а кому-то — телогрейку. Так он зарабатывал на жизнь и не обременял жену обязанностью присылать ему посылки. Главному персонажу работа приносила удовлетворение, а заключённые искреннее его благодарили. Образ главного персонажа является собирательным, ведь автор в нём отобразил сложную судьбу всего народа.
- Андрей Тюрин — сын кулака, который был лишён всего, даже заслуженного военного чина, просто потому, что родился не в той семье. Сильный и опытный бригадир.
- Цезарь Маркович — богатый московский режиссёр, обвинённый за «неправильный» фильм и критические высказывания в отношении власти. Человек щедрый, умный, справедливый.
- Капитан Буйновский — бывший капитан морфлота. Человек образованный и гордый. За эти качества он и пострадал. Пытаясь заступиться за заключённых и вспоминая законы, он получил 10 суток карцера и был обречён на скорую смерть от туберкулёза. Его посадили за то, что на войне ему пришлось помочь английским союзникам.
- Алёшка — баптист, которого посадили за его религиозные убеждения. Он был тихим и доброжелательным человеком.
- Фетюков. Бывший начальник, который не угодил кому-то на своём посту. От него отказались жена и родственники, поэтому он опустился в лагере и морально «сдал». Он готов был на любое унижение ради еды[13].
Позиция автора
Авторская позиция содержит в себе осознанную установку на реалистическую типизацию: в художественном произведении герой должен был стать шире своих прототипов. Но и это всего лишь уступка художественному вымыслу, который здесь служит «концентрации действительности» в «одном дне». Новаторство темы само способствует усилению авторского начала более широким использованием личного опыта, непосредственным проявлением конкретной авторской индивидуальности. В самом произведении намечается предельное сближение образа автора и его личности, обыденнобытовые качества которой попадают в сферу художественного изображения[14].
Художественные приёмы и средства
Реалистичное изображение повседневности, основанное на личном опыте Солженицына, придаёт рассказу особую достоверность. Автор подчёркивает «скучный» сюжет, отмечая отсутствие драматических преувеличений в пользу реалистичного изображения повседневной рутины. Хотя рассказ в основном реалистичен, в нём присутствуют элементы символизма и аллегории, которые раскрывают более глубокий смысл[15].
Метафорический строй повести Солженицына во многих отношениях интересен: и действенным применением исключительности словесного образа, бытующего в среде (бушлат деревянный — гроб), и грубовато-юмористическим ассоциированием, лежащим в основе авторского тропа (намордник дорожный — тряпочка, надеваемая на лицо для защиты от ветра), особенно характерного в метонимических находках («И понял Шухов, что ничего не сэкономил: засосало его сейчас ту пайку съесть в тепле»), и многим другим.
Но общая стилистическая направленность произведения определяется как раз крайней скупостью автора на использование переносно-фигуральных свойств слова. Его ставка в достижении высшей художественной цели — это, как мы могли увидеть, ставка на обратное явление — на образную весомость первоначального, прямого значения слова во всей его простоте и обыденности[15].
Таким образом, сложность языка повести «Один день Ивана Денисовича» — сложность мнимая. Язык повести прост. Но прост той отточенной и выверенной простотой, которая действительно может быть только результатом сложности — неизбежной сложности писательского труда, если этот труд честен, смел и свободен[15].
Не случайно поэтому спокойную и горькую квинтэссенцию всего того, что говорит нам Иван Денисович, автор заключает не в специальные, архитектонически многосоставные отступления, а в уникальные по своей ёмкой немногословности и прямолинейному аскетизму заметки, сделанные как бы вскользь[15].
Экранизация и постановки
В августе 2021 года фильм «Иван Денисович», российского режиссёра Глеба Панфилова представили на фестивале в Локарно. 23 сентября 2021 года фильм вышел в российском прокате. 23 апреля 2022 года телеканал «Россия-1» показал фильм на экранах телевидения.
В 2012 году Алексеем Денисовым был снят документальный фильм «Один день Ивана Денисовича. 50 лет спустя…», посвящённый истории создания и публикации рассказа[16]. Есть опера «Один день Ивана Денисовича» Александра Владимировича Чайковского, что свидетельствует о широком влиянии произведения на культуру[17].
Награды
Рассказ оказал значительное влияние на русскую и мировую литературу, вдохновляя других писателей на создание произведений о ГУЛАГе. Его адаптация в оперу свидетельствует о его влиянии на другие виды искусства. Вряд ли можно однозначно сказать, за какое определённое произведение была присуждена автору столь значимая премия[18].
8 октября 1970 года Шведская Академия присудила Нобелевскую премию Александру Солженицыну с формулировкой[19]:
За нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы.
Формулировка общая, никакое конкретное произведение не указывается. Чаще всего Нобелевская премия и вручается с подобными общими формулировками, что даёт право предполагать и выбирать произведение самим читателям. Было распространённое мнение, что премия присуждена за «Архипелаг ГУЛАГ», что является крайним заблуждением, поскольку это произведение было опубликовано сразу после написания в 1973 году, то есть после присуждения премии[20].
На решение Комитета о присвоении Нобелевской премии мог очень повлиять такой сильный рассказ как «Один день Ивана Денисовича», написанный в 1962 году. Но в не меньшей степени могут претендовать на это место и «Раковый корпус» (1966 год), и «В круге первом» (1968 год). Можно обобщить и сказать, что премия присуждена за совокупность этих трёх произведений, точно же и однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным[20].
Критика
Люди, прочитавшие повесть, были ошарашены и сбиты с толку. Не все знали, как на самом деле живут политзаключённые. Поэтому отзывы читателей были наполнены болью:
Как же я не знал об Иване Шухове? Как мог не чувствовать, что вот в это тихое морозное утро его вместе с тысячами других выводят под конвоем с собаками за ворота лагеря в снежное поле — к объекту?Владимир Лакшин
Многие критики писали такие отзывы, чтобы читатель понял: репрессии позади, это всего лишь перегиб и недосмотр. Однако умные люди поняли, что так режимные рецензенты нивелируют остроту поданного материала и хоронят его заживо. Далеко не все заключённые в ту пору вышли из тюрем. А многие, кто вышел, принёс домой туберкулёз и другие заболевания, которые уже никак не исправить.
В первой, «парадной» рецензии в «Известиях» («О прошлом во имя будущего») Константин Симонов задавал риторические вопросы: «Чья злая воля, чей безграничный произвол могли оторвать этих советских людей — земледельцев, строителей, тружеников, воинов — от их семей, от работы, наконец, от войны с фашизмом, поставить их вне закона, вне общества?» Симонов делал вывод: «Думается, что Александр Солженицын проявил себя в своей повести как подлинный помощник партии в святом и необходимом деле борьбы с культом личности и его последствиями»
Некоторые обвиняли героя рассказа в лживом смирении, рабской сущности и чуть ли не эмоциональной глухоте:
«Один день…» фальшивым: «не показан протест». Корней Чуковский возражал: «Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости… <…> …Валентин Катаев как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все».
Автор получал сотни писем и положительных откликов от людей, ставших жертвами или свидетелями тоталитарного режима. Они благодарили писателя за честность и справедливость слов, которые осветили важнейшую проблему того времени. Однако нашлись и те, кто хотел стыдливо спрятать «грязные портки» от читателей из других стран. Якобы книга оскорбляет достоинство советских людей и выставляет страну «не в том виде».
Галерея
Литература
- Лакшин В. Я. Друзья и недруги Ивана Денисовича. — М.: Пути журнальные, 1990.
- Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. — «Новый мир», 1991.
- Нива, Жорж. Солженицын. — Художественная литература, 1992. — 216 с.
- Чудакова М. О. Сквозь звёзды к терниям: Смена литературных циклов / Чудакова М. О.. — М.: Литература советского прошлого, 2001.
- Шнеерсон М. А. Александр Солженицин : очерки творчества / Шнеерсон М. А.. — Frankfurt am Main: Посев, 1984. — 297 с.
Примечания
- ↑ История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича», интересные факты . literaturus.ru. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» (Первый вариант). «История создания и анализ повести «Один день Ивана Денисовича» . rorbic.ru (2 мая 2019). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» анализ произведения . shollklass.ru. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Зеркало эпохи ГУЛАГа . История.рф. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Чибиряк, Ольга. «Один день Ивана Денисовича»: рассказ о том, как советский режим рушит людские судьбы . Пять углов (14 ноября 2023). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ «Один день Ивана Денисовича»: что я увидел, перечитав повесть Солженицына . Фома (13 декабря 2022). Дата обращения: 6 декабря 2024.
- ↑ Обзор повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицына . Учёба. Дата обращения: 6 декабря 2024.
- ↑ Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына А. И. . m.lit-helper.com. Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Кривонос, Владислав Шаевич. Реальность зла в «Одном дне Ивана Денисовича» А. И. Солженицына // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. — 2020. — № 1.
- ↑ 10,0 10,1 Урманов, Александр. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛАГа . Александр Солженицын. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Корчагина А. С. (дата обращения: 06.12.2024). Структура повествования в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2015. — № 1.
- ↑ 12,0 12,1 Абузярова Г. И. Психологический аспект изображения человека в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Вестник науки. — 2023. — № 12. — С. 69.
- ↑ Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» (А.И. Солженицын) . Литрек (1 апреля 2022). Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Авторская субъективация повествования в рассказе «Один день Ивана Денисовича» Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/148995/readpart-hudozhestvennyj-monizm-aleksandra-solzhenitsyna-problemy-poetiki-vladimir-vladimirovich-kuzmin/~3?ysclid=m4gf5t1f4c372018009 . livelib.ru. Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Бондаренко В. Г. Солженицын как русское явление . Русская народная линия (18 ноября 2018). Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Денисов, Алексей. Один день Ивана Денисовича». 50 лет спустя... . Александр Солженицын. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Муравьёва, Ирина. Большой театр представил оперу «Один день Ивана Денисовича» . Российская газета (9 декабря 2018). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Олейник В. Т. Жанровая специфика «Архипелага ГУЛАГа» // Литературоведческий журнал. — 2018. — № 43.
- ↑ Гений литературы или великий лжец. Нобелевский скандал вокруг Солженицына . Аргументы и факты (8 октября 2018). Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 20,0 20,1 Премия за книги или политику? Как Запад воспринял Нобелевку Солженицына . News (8 октября 2023). Дата обращения: 9 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |