Новости (Дзен)
Новости (Дзен) | |
---|---|
URL | https://dzen.ru/news |
Владелец | VK |
Начало работы |
21 июня 2000 21 июня 2022 (южная компания) |
(компания)
Текущий статус | активен |
Нóвости (Дзен) (ранее — «Яндекс.Новости») — новостной агрегатор, созданный компанией «Яндекс» в 2001 году. В 2022 году сервис был продан компании VK. В настоящее время «Новости» работают как отдельная секция и подраздел веб-платформы «Дзен»[1][2].
История
Сервис изначально создан компанией Яндекс — это технологическая компания, которая предлагает широкий спектр услуг и сервисов в интернете. Основная аудитория ее русскоязычного сегмента — жители России, Беларуси и Казахстана. В 2001 году появились «Яндекс. Новости», сфокусированные на обзоре главных событий, составленных на основе информации из авторитетных СМИ. Пользователь мог настроить подписку на нужные известия, ориентироваться в них по поиску[3]. История регистрационных данных домена dzen.ru начинается 28 июля 2008 года, хотя сам он впервые зарегистрирован 22 августа 2001 года[1].
В 2016 году был запущен «Яндекс. Дзен» — система персональных рекомендаций для новостной ленты, платформа для авторов. «Дзен» рассматривался как площадка для авторов, которые хотят не только поделиться своими произведениями с читателями, но и заработать на этом. Здесь можно подключить монетизацию, использовать партнёрские ссылки и продавать рекламу[1].
В апреле 2022 года компания заключила соглашение о передаче платформы холдингу VK[4]. Впоследствии стало известно, что после завершения данной сделки «Новости» будут удалены с главной страницы и интегрированы в «Дзен», который также перейдет в собственность VK.[5], завершение сделки состоялось 12 сентября[6].
В ноябре 2022 года Яндекс.Новости исчезли из государственного реестра информационных агрегаторов, который ведётся Роскомнадзором[7].
Принцип работы
Процесс функционирования «Новостей» в основном автоматизирован. К 2015 году штат сотрудников сервиса насчитывал приблизительно 30 человек, которые занимались оценкой СМИ и настройкой обмена данными, тогда как сбор информации и формирование новостных сюжетов выполняются алгоритмами. СМИ, которые сотрудники сервиса именуют «партнёрами», отправляют публикации «Новостям» через протокол RSS 2.0. В свою очередь, сервис индексирует, анализирует эти публикации и включает их в сюжеты, представляющие собой подборки наиболее значительных событий дня[2][8]. В дополнение к текстовому контенту, платформа также собирает изображения, аудиофайлы и видеоматериалы[9].
После введения закона о новостных агрегаторах в 2016 году сервис перестал отображать источники, не зарегистрированные в Роскомнадзоре как СМИ[10].
Сотрудники сервиса утверждали, что ключевые критерии ранжирования включают актуальность, информационное содержание, первоисточник и цитируемость материалов, при этом политическая позиция издания и достоверность публикации не учитываются. Согласно расследованию РБК 2014 года, московские власти могли манипулировать результатами «Новостей» за счет подключения многочисленных районных газет, положительно освещавших деятельность мэра Москвы Сергея Собянина[11].
Аудитория
По данным «Яндекса», на июль 2019 года сайт «Яндекс. Новости» привлекал около 34 миллионов посетителей, при этом главная страница сервиса фиксировала 116 миллионов визитов[12]. Ежемесячная аудитория ленты «Дзена» за 2022 год составила 70 млн человек[13]. В 2024 году у Дзена более 80 млн активных пользователей в месяц. 24,7 % россиян используют платформу Дзен каждый день, он наиболее популярен в России (91 %) и Беларуси (1.70 %)[14]. Среднедневной охват платформы летом 2024 года составил чуть более 28 тыс. человек[15].
Критика
Независимые и оппозиционные обозреватели и СМИ регулярно обвиняют «Новости» в предвзятости, поддерживающей провластные российские медиа, включая малые пропагандистские каналы, а также в намеренном вмешательстве в процесс ранжирования новостей. Претензии включают освещение сервисом конфликта в Южной Осетии 2008 года, российских акций протеста 2011—2013 годов, политического кризиса на Украине 2013—2014 годов[16] и Специальной военной операции России на Украине. С 2014 по 2016 год агрегатор новостей «Яндекс.Новости» был причиной политического конфликта между интернет-компанией «Яндекс» и государственными органами в России. Алгоритм «Яндекса», задуманный и разработанный для отбора и публикации онлайн-новостей, был заподозрен российскими властями в политической предвзятости в контексте украинского кризиса[17]. Российские СМИ и блогеры таже жаловались на предвзятость повестки и пессимизацию «Яндекс. Новости», трафика, связанного с патриотической или государственной тематикой[18].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Дед Мороз иного сорта, буддисты и автомобильное издание: что было на dzen.ru до «Яндекса» и «ВКонтакте» . Сетевое издание «Реальное время». Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Информация для СМИ . Дзен. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Yandex: история создания и успеха Яндекс . linDEAL. — информационная цифровая платформа актуальных новостей и экспертных материалов. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Дарья Мельникова. «Яндекс» продал сервисы «Новости» и «Дзен» холдингу VK . Афиша Daily (28 апреля 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Ясакова Е., Выродова Ю. «Яндекс.Новости» после сделки с VK переведут на сайт «Дзена» . РБК (23 августа 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ «Яндекс» закрыл сделку по продаже VK сервисов «Дзен» и «Новости» . РБК (12 сен 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ «Яндекс Новости» пропали из реестра новостных агрегаторов РКН . Дата обращения: 14 ноября 2022. Архивировано 14 ноября 2022 года.
- ↑ Сергій Лефтер. «Яндекс.Новости»: как устроена работа сервиса . Media Sapiens (2 декабря 2015). Дата обращения: 23 июня 2022. Архивировано 7 декабря 2022 года.
- ↑ Яндекс будет рассказывать автомобилистам о ценах на бензин . Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 18 июля 2012 года.
- ↑ Из «Яндекс.Новостей» уберут сообщения СМИ, не имеющих регистрации Роскомнадзора Архивная копия от 21 октября 2016 на Wayback Machine «Meduza», 20.10.2016
- ↑ Расследование РБК: как чиновники перехитрили «Яндекс» . РБК (22 окт 2014). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Юзбекова, Ирина Жизнь без „Яндекс.Новостей“: кто пострадает в случае закрытия агрегатора . Forbes (22 августа 2019). Дата обращения: 30 сентября 2024.
- ↑ Ежемесячная аудитория ленты «Дзена» за 2022 год составила 70 млн человек . Комерсантъ (23.12.2022). Дата обращения: 30 сентября 2024.
- ↑ Бегин А. Сколько пользователей в Дзене? (сентябрь 2024) . Инклиент (31.08.2024). Дата обращения: 30 сентября 2024.
- ↑ Данные по аудитории СМИ. Рейтинги. Интернет . Mediascope. Дата обращения: 30 сентября 2024.
- ↑ Петр Скоробогатый. Сетевая омерта России // журнал «Эксперт». № 26 (905). С.53-57
- ↑ Досэ Франсуаз. Политические конфликты вокруг интернета в России: кейс инструмента «Яндекс. Новости» // Laboratorium: Журнал социальных исследований. — 2017. — № 2. — ISSN 2078-1938.
- ↑ Краснов М. Как политика и кадры довели «Яндекс.Новости» и «Дзен» до продажи . Life (30 апреля 2022). Дата обращения: 30 сентября 2024.
Литература
Пустовалов А.В., Старкова Ю.А. Механизм формирования Яндекс.Новостей (на примере пермских СМИ) [Электронный ресурс] // Университетские исследования ПГУ. — 2013.
Миронова М.А. Провинциальные СМИ в рейтинге Яндекс. Новости // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 5. — ISSN 1994-2796.
Храмова Н.Н. Агрегаторы новостей как журналистика будущего // Медиасреда. — 2017. — № 12. — ISSN 2070-0717.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |