Новости (Дзен)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Новости (Дзен)
URL https://dzen.ru/news
Владелец VK
Начало работы 21 июня 2000; 24 года назад (2000-06-21) (компания)
21 июня 2022; 2 года назад (2022-06-21) (южная компания)
Текущий статус активен

Нóвости (Дзен) (ранее — «Яндекс.Новости») — новостной агрегатор, созданный компанией «Яндекс» в 2001 году. В 2022 году сервис был продан компании VK. В настоящее время «Новости» работают как отдельная секция и подраздел веб-платформы «Дзен»[1][2].

История

Сервис изначально создан компанией Яндекс — это технологическая компания, которая предлагает широкий спектр услуг и сервисов в интернете. Основная аудитория ее русскоязычного сегмента — жители России, Беларуси и Казахстана. В 2001 году появились «Яндекс. Новости», сфокусированные на обзоре главных событий, составленных на основе информации из авторитетных СМИ. Пользователь мог настроить подписку на нужные известия, ориентироваться в них по поиску[3]. История регистрационных данных домена dzen.ru начинается 28 июля 2008 года, хотя сам он впервые зарегистрирован 22 августа 2001 года[1].

В 2016 году был запущен «Яндекс. Дзен» — система персональных рекомендаций для новостной ленты, платформа для авторов. «Дзен» рассматривался как площадка для авторов, которые хотят не только поделиться своими произведениями с читателями, но и заработать на этом. Здесь можно подключить монетизацию, использовать партнёрские ссылки и продавать рекламу[1].

В апреле 2022 года компания заключила соглашение о передаче платформы холдингу VK[4]. Впоследствии стало известно, что после завершения данной сделки «Новости» будут удалены с главной страницы и интегрированы в «Дзен», который также перейдет в собственность VK.[5], завершение сделки состоялось 12 сентября[6].

В ноябре 2022 года Яндекс.Новости исчезли из государственного реестра информационных агрегаторов, который ведётся Роскомнадзором[7].

Принцип работы

Процесс функционирования «Новостей» в основном автоматизирован. К 2015 году штат сотрудников сервиса насчитывал приблизительно 30 человек, которые занимались оценкой СМИ и настройкой обмена данными, тогда как сбор информации и формирование новостных сюжетов выполняются алгоритмами. СМИ, которые сотрудники сервиса именуют «партнёрами», отправляют публикации «Новостям» через протокол RSS 2.0. В свою очередь, сервис индексирует, анализирует эти публикации и включает их в сюжеты, представляющие собой подборки наиболее значительных событий дня[2][8]. В дополнение к текстовому контенту, платформа также собирает изображения, аудиофайлы и видеоматериалы[9].

Логотип с 2016 по 2021 год
Логотип с 2021 по 2022 год
Логотип с 2022 года по 2023 год
Логотип с 2023 года по 2024 год

После введения закона о новостных агрегаторах в 2016 году сервис перестал отображать источники, не зарегистрированные в Роскомнадзоре как СМИ[10].

Сотрудники сервиса утверждали, что ключевые критерии ранжирования включают актуальность, информационное содержание, первоисточник и цитируемость материалов, при этом политическая позиция издания и достоверность публикации не учитываются. Согласно расследованию РБК 2014 года, московские власти могли манипулировать результатами «Новостей» за счет подключения многочисленных районных газет, положительно освещавших деятельность мэра Москвы Сергея Собянина[11].

Аудитория

По данным «Яндекса», на июль 2019 года сайт «Яндекс. Новости» привлекал около 34 миллионов посетителей, при этом главная страница сервиса фиксировала 116 миллионов визитов[12]. Ежемесячная аудитория ленты «Дзена» за 2022 год составила 70 млн человек[13]. В 2024 году у Дзена более 80 млн активных пользователей в месяц. 24,7 % россиян используют платформу Дзен каждый день, он наиболее популярен в России (91 %) и Беларуси (1.70 %)[14]. Среднедневной охват платформы летом 2024 года составил чуть более 28 тыс. человек[15].

Критика

Независимые и оппозиционные обозреватели и СМИ регулярно обвиняют «Новости» в предвзятости, поддерживающей провластные российские медиа, включая малые пропагандистские каналы, а также в намеренном вмешательстве в процесс ранжирования новостей. Претензии включают освещение сервисом конфликта в Южной Осетии 2008 года, российских акций протеста 2011—2013 годов, политического кризиса на Украине 2013—2014 годов[16] и Специальной военной операции России на Украине. С 2014 по 2016 год агрегатор новостей «Яндекс.Новости» был причиной политического конфликта между интернет-компанией «Яндекс» и государственными органами в России. Алгоритм «Яндекса», задуманный и разработанный для отбора и публикации онлайн-новостей, был заподозрен российскими властями в политической предвзятости в контексте украинского кризиса[17]. Российские СМИ и блогеры таже жаловались на предвзятость повестки и пессимизацию «Яндекс. Новости», трафика, связанного с патриотической или государственной тематикой[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дед Мороз иного сорта, буддисты и автомобильное издание: что было на dzen.ru до «Яндекса» и «ВКонтакте». Сетевое издание «Реальное время». Дата обращения: 27 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 Информация для СМИ. Дзен. Дата обращения: 27 сентября 2024.
  3. Yandex: история создания и успеха Яндекс. linDEAL. — информационная цифровая платформа актуальных новостей и экспертных материалов. Дата обращения: 27 сентября 2024.
  4. Дарья Мельникова. «Яндекс» продал сервисы «Новости» и «Дзен» холдингу VK. Афиша Daily (28 апреля 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
  5. Ясакова Е., Выродова Ю. «Яндекс.Новости» после сделки с VK переведут на сайт «Дзена». РБК (23 августа 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
  6. «Яндекс» закрыл сделку по продаже VK сервисов «Дзен» и «Новости». РБК (12 сен 2022). Дата обращения: 27 сентября 2024.
  7. «Яндекс Новости» пропали из реестра новостных агрегаторов РКН. Дата обращения: 14 ноября 2022. Архивировано 14 ноября 2022 года.
  8. Сергій Лефтер. «Яндекс.Новости»: как устроена работа сервиса. Media Sapiens (2 декабря 2015). Дата обращения: 23 июня 2022. Архивировано 7 декабря 2022 года.
  9. Яндекс будет рассказывать автомобилистам о ценах на бензин. Дата обращения: 4 марта 2013. Архивировано 18 июля 2012 года.
  10. Из «Яндекс.Новостей» уберут сообщения СМИ, не имеющих регистрации Роскомнадзора Архивная копия от 21 октября 2016 на Wayback Machine «Meduza», 20.10.2016
  11. Расследование РБК: как чиновники перехитрили «Яндекс». РБК (22 окт 2014). Дата обращения: 27 сентября 2024.
  12. Юзбекова, Ирина Жизнь без „Яндекс.Новостей“: кто пострадает в случае закрытия агрегатора. Forbes (22 августа 2019). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  13. Ежемесячная аудитория ленты «Дзена» за 2022 год составила 70 млн человек. Комерсантъ (23.12.2022). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  14. Бегин А. Сколько пользователей в Дзене? (сентябрь 2024). Инклиент (31.08.2024). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  15. Данные по аудитории СМИ. Рейтинги. Интернет. Mediascope. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  16. Петр Скоробогатый. Сетевая омерта России // журнал «Эксперт». № 26 (905). С.53-57
  17. Досэ Франсуаз. Политические конфликты вокруг интернета в России: кейс инструмента «Яндекс. Новости» // Laboratorium: Журнал социальных исследований. — 2017. — № 2. — ISSN 2078-1938.
  18. Краснов М. Как политика и кадры довели «Яндекс.Новости» и «Дзен» до продажи. Life (30 апреля 2022). Дата обращения: 30 сентября 2024.

Литература

Пустовалов А.В., Старкова Ю.А. Механизм формирования Яндекс.Новостей (на примере пермских СМИ) [Электронный ресурс] // Университетские исследования ПГУ. — 2013.

Миронова М.А. Провинциальные СМИ в рейтинге Яндекс. Новости // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 5. — ISSN 1994-2796.

Храмова Н.Н. Агрегаторы новостей как журналистика будущего // Медиасреда. — 2017. — № 12. — ISSN 2070-0717.