Нетология
Нетология | |
---|---|
Тип | частная компания |
Основание | 2011 |
Основатели |
Максим Спиридонов, Юлия Спиридонова-Микеда |
Расположение | Россия: Москва |
Ключевые фигуры |
Марианна Снигирева (генеральный директор) Алексей Полехин (программный директор) Яна Арсютина (директор по продукту) |
Отрасль | онлайн-образование |
Число сотрудников | 1500 (2022) |
Сайт | netology.ru |
Нетоло́гия — российская компания и образовательная онлайн-платформа, основанная в 2011 году. Она является одной из ведущих компаний в сфере онлайн-образования в России[1]. Входит в состав IT-холдинга TalentTech, который объединяет компании в трёх направлениях: EdTech, HRTech и Freelance. В EdTech-сегменте холдинга, помимо «Нетологии» (включая EdMarket), представлены компании «Фоксфорд» и «TalentTech.Обучение».
«Нетология» фокусируется на подготовке и дополнительном обучении специалистов в областях интернет-маркетинга, бизнеса и управления, дизайна и UX, программирования, аналитики и data science, бизнес-образования, а также творческих профессий и высшего образования.
История
Проект «Нетология» был основан в 2011 году маркетологом Юлией Микедой при поддержке предпринимателя Максима Спиридонова[2]. Юлия решила покинуть свою работу по найму, чтобы заняться собственным делом, и начала проводить очные семинары по интернет-маркетингу. Максим занимался разработкой сайта и написанием текстов. В течение некоторого времени проект функционировал в формате самозанятости
Я начинала проект в плане идеи, концепции и первых продаж. Но все, что происходило дальше — это уже авторский проект Максима… Я была два года генеральным директором, а он стратегом… Мы хорошо работаем в тандеме. Он такой волевой руководитель, хорошо понимающий, куда вести бизнес. Я тактик, администратор, закапываюсь в документах, много изучаю, при этом я мягче[3].
К осени 2011 года проект был пересмотрен: были регламентированы процессы, сформирована небольшая команда и расширена продуктовая линейка. Среди факторов, способствовавших изменениям, оказались сезонный спад спроса на образовательные услуги летом и растущая популярность бесплатного образовательного маркетинга[4]. После переформатирования стартап «Нетология», оставаясь в сфере digital-профессий, превратился в крупную образовательную компанию: помимо интернет-маркетинга появились направления в аналитике, продукт-менеджменте и основах data science. Однако рынок офлайн-обучения digital-профессиям в 2011—2012 годах был очень ограничен, и лишь немногие потенциальные клиенты были готовы инвестировать время и деньги в такой формат. К началу 2013 года проект, обладая налаженной экспертизой и неплохой пользовательской базой, оказался на грани закрытия[5]. Максим Спиридонов решил возглавить компанию и попытаться спасти проект. Его первым шагом стал пивот — полный переход бизнеса в онлайн[5].
Я это сделал, потому что онлайн-рынок больше… Переход в онлайн расширил нашу географию, подключив регионы и другие страны. Десятки двух- и трёхдневных семинаров переформатировали в комплексные программы на два-три месяца. <Оставили> две профессии: интернет-маркетолог и руководитель интернет-магазина. Тогда электронная коммерция была на хайпе. Был смысл туда соваться маленьким предпринимателям.
Переход в онлайн и значительное сокращение продуктовой линейки способствовали увеличению среднего чека, так как объем предлагаемых продуктов возрос, несмотря на некоторое снижение числа продаж, а также упростили логистику маркетинга. Однако на тот момент «Нетология» все еще предоставляла «оцифрованный офлайн»: вебинары для групп из 25-30 студентов и домашние задания с ручной проверкой. Вскоре были запущены интерактивные курсы — видеозанятия с доступом по ежемесячной подписке, итоговым тестированием и возможностью получения сертификата.
Следующей задачей стало привлечение инвестиций. Было решено сосредоточиться на венчурной модели ведения бизнеса. Это решение поддерживалось факторами быстрорастущего рынка онлайн-образования, наличием сильной команды и просчитанной юнит-экономикой компании. Чтобы сделать проект более привлекательным для инвесторов, его создатели позиционировали как «русский Lynda.com», особенно на фоне обсуждаемой в 2014 году покупки американского поставщика услуг онлайн-обучения социальной сетью LinkedIn[5].
В результате, весной 2014 года «Нетология» привлекла первый раунд венчурных инвестиций в размере 600 тысяч долларов от фонда InVenture Partners. На тот момент эксперты фонда оценили компанию в 5,6 миллиона долларов. Фонд приобрел 11 % акций «Нетологии», в то время как 89 % остались у Спиридонова. Еще одно важное событие для компании произошло всего через несколько месяцев: летом Спиридонов встретился с представителями онлайн-школы 100ege.ru, которая обладала более продвинутой образовательной платформой. Вскоре была достигнута договоренность о слиянии: онлайн-школа объединилась с «Нетологией», приняв новое название «Фоксфорд»[6].
Нетология-групп
В результате слияния в сентябре 2014 года был образован образовательный холдинг «Нетология-групп», основателями которого стали Максим и Юлия Спиридоновы, а также Максим Древаль и Алексей Половинкин из «Фоксфорда». «Нетология-групп» сразу же привлекла второй раунд инвестиций от InVenture Partners в размере 1,1 миллиона долларов[6], собрав в итоге несколько миллионов долларов за два раунда[5]. Стоимость холдинга достигла 14,1 миллиона долларов, при этом более 80 % акций были примерно поровну распределены между четырьмя основателями, а чуть менее 20 % остались у InVenture. В объединенной компании Максим Спиридонов занял пост генерального директора, его партнер и на тот момент супруга Юлия Спиридонова-Микеда стала директором по маркетингу, Максим Древаль — исполнительным директором, а Алексей Половинкин — директором по развитию[7]. По оценкам J’son & Partners, совокупная выручка холдинга по итогам 2014 года составила 110 миллионов рублей. Холдинг продолжил развиваться в двух направлениях: школьное образование с подготовкой к ЕГЭ и обучение digital-профессиям, а в дальнейшем количество направлений увеличивалось.
В феврале 2015 года в ходе очередного синдицированного раунда инвестиций «Нетология-групп» привлекла 2,1 миллиона долларов от Buran Venture Capital и InVenture Partners[8]. Вскоре компания снова столкнулась с болезненной оптимизацией, включая значительное сокращение штата. Направление видеокурсов было решено постепенно закрыть, на смену которому пришли новые крупные программы обучения digital-профессиям. К середине 2015 года таких программ уже насчитывалось более ста, и ежемесячно добавлялись новые[5].
К концу года средства, полученные от инвесторов, иссякли, однако холдинг вышел на оборот в 1 миллион долларов в месяц, а штат составил около 200 человек. Была введена строгая финансовая дисциплина с целью достижения безубыточности. По итогам 2016 года рост компании составил 100 %, и «Нетология-групп» впервые получила прибыль. Дальнейший акцент был сделан на увеличение темпов роста за счет отказа от дивидендов[5].
TalentTech
В 2015 году основатели «Нетологии» задумали создать резонанс на федеральных каналах с помощью школьного проекта «Фоксфорд»[5]. Для реализации этой идеи требовалось значительное финансирование — около 5 миллионов долларов. Презентация, посвященная этому проекту, долго находилась в обороте на рынке, пока не привлекла внимание представителей компании «Севергрупп» под руководством Алексея Мордашова. В августе 2017 года «Севергрупп» через свою дочернюю компанию TalentTech приобрела 40 % акций «Нетология-групп», включая полное выкупление долей венчурных фондов. К этому времени доля Юлии Спиридоновой была объединена с долей её мужа, и Максим Спиридонов обладал наибольшим пакетом акций[9]. Аналитики оценили стоимость компании в 50-60 миллионов долларов. На тот момент «Нетология-групп» предлагала 187 образовательных программ, и, по собственным данным, через них прошло более 970 тысяч школьников и 251 тысяча студентов в 47 странах. В том же месяце стартовал рекламный проект на телевидении[10].
В 2017 году «Нетология-групп» провела и опубликовала обширное исследование российского рынка онлайн-образования, а в апреле 2018 года организовала первую практическую конференцию по онлайн-обучению EdMarketConf. Конференция собрала экспертов в области EdTech, представителей бизнеса, корпоративных университетов, академического сообщества и специалистов в области HR. По итогам форума было принято решение о создании нового подразделения холдинга, EdMarket, которое будет заниматься популяризацией современных образовательных технологий, разработкой методик и созданием учебных материалов, подбором педагогических кадров, а также организацией конференций, курсов и мастер-классов. Первой крупной задачей нового подразделения стала организация второй практической конференции EdMarketConf, прошедшей в октябре 2018 года.
К 2019 году число сотрудников «Нетология-групп» достигло 1000 человек (из них 300 в штате), а годовой оборот составил 1 миллиард рублей. В 2020 году выручка компании, по её собственным данным, увеличилась более чем на 100 % и составила 2 миллиарда рублей[11].
В январе 2021 года TalentTech воспользовалась опционом на выкуп «Нетология-групп» у основателей компании. К этому моменту TalentTech уже владела 56,87 % акций, из четырёх основателей холдинга в его совладельцах остались двое: Максим Спиридонов с 28,18 % и Алексей Половинкин с 14,95 %. Доля Спиридонова также была выкуплена, и он вышел из числа акционеров, покинув пост генерального директора и совет директоров. По оценкам экспертов, в этой сделке Спиридонов получил до 2,25 миллиарда рублей[12]. Он также сохранил за собой проект Digital Dolina — помощник в запуске и развитии digital-бизнеса. Таким образом, доля TalentTech возросла до 85 %. На тот момент стоимость «Нетология-групп» оценивалась в 100—200 миллионов долларов (7,3-14,6 миллиарда рублей), и компания входила в тройку крупнейших игроков России по выручке на рынке онлайн-образования, уступая Mail.Ru Group и SkyEng[13].
На 2022 год холдинг TalentTech владеет 85 % акций компании «Нетология-групп». Проекты «Нетология», «Фоксфорд» и EdMarket стали частью TalentTech.
Обучающие программы
Направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии» классифицируются по сферам: интернет-маркетинг, дизайн и UX, программирование, аналитика, бизнес и управление, высшее образование, MBA[14]. Также выделены курсы для общего развития и хобби.
В большинстве направлений предлагаются программы как для тех, кто хочет освоить новую профессию, так и для желающих получить дополнительные навыки.
В «Нетологии» представлено более 200 образовательных программ. Цены на курсы варьируются в зависимости от специализации, темы, уровня и продолжительности обучения. Некоторые программы доступны бесплатно.
С 2015 года «Нетология» запустила B2B-направление, предлагая обучение для корпоративных клиентов, включая программы, разработанные по индивидуальным запросам.
В апреле 2020 года в «Нетологии» было открыто направление бизнес-образования (MBA). Программы ориентированы на менеджеров среднего и высшего звена, а также предпринимателей. В линейке представлены как краткосрочные программы для развития конкретных навыков — финансы, маркетинг, лидерство, переговоры, так и комплексные долгосрочные программы, такие как Digital MBA, охватывающие навыки цифровизации бизнеса[15].
В сентябре 2021 года было запущено направление высшего образования, в рамках которого стартовали две онлайн-магистратуры: «Управление цифровым продуктом» (в сотрудничестве с НИУ ВШЭ) и «Цифровое предпринимательство» (в партнерстве с ИБДА РАНХиГС)[11]. В 2022 году было добавлено еще шесть магистерских онлайн-программ по направлениям: управление контентом и медиапроектами, продуктовый дизайн, цифровой маркетинг и аналитика, LegalTech, кибербезопасность, управление IT и digital-проектами, электронная коммерция. Началось сотрудничество с ТГУ, ИТМО, РУДН и Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Кроме того, в «Нетологии» функционирует Центр развития карьеры (ЦРК), который помогает студентам и выпускникам курсов в подготовке и поиске работы: в составлении резюме, подготовке к собеседованиям, поиске стажировок и вакансий[16]. С ЦРК сотрудничают более 200 компаний, предлагающих подходящие вакансии.
Согласно исследованию, проведённому летом 2021 года среди людей с высшим образованием и студентов, бренд «Нетология» известен хотя бы по названию 26 % опрошенных, а информация о платформе чаще всего передаётся через знакомых. Платформа положительно оценивается по таким параметрам, как «программа курса», «конечная стоимость обучения», «оперативность обратной связи» и «обратная связь от преподавателей и кураторов», и лидирует с 85 % по оценкам «полностью удовлетворены» и «скорее удовлетворены». Готовность рекомендовать платформу друзьям выразили 54 % выпускников «Нетологии», что также является лучшим показателем среди российских образовательных онлайн-платформ[17].
Образовательный процесс
Платформа предлагает полный цикл профессионального образования. Программы разделены на уровни в зависимости от опыта обучающего: НЕО, ПРО, ТОП и БИЗ.
Обучение осуществляется на собственной онлайн-платформе, доступной как с персональных компьютеров, так и с мобильных устройств. Курсы включают видеолекции, тесты, интерактивное взаимодействие студентов с кураторами и групповые занятия.
Образовательная деятельность осуществляется на основании государственной лицензии на дополнительное образование для взрослых и дополнительное профессиональное образование. По завершении программы обучения выпускникам выдается документ государственного образца: свидетельство о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке или государственный диплом вуза, подтверждающий квалификацию магистра.
Структура компании
В 2021 году генеральным директором компании стала Марианна Снигирева[18]. На 2022 год в «Нетологии» трудится более 1500 сотрудников.
Компания имеет матричную организационную структуру. Каждое образовательное направление курируется своей группой, в которую входят руководитель, продюсеры курсов, координаторы и методисты. Среди других отделов можно выделить отдел маркетинга, учебно-методический отдел, IT-департамент, отдел продаж и операционный блок.
Установлением отношений с государственными структурами занимается B2G-отдел, созданный в 2021 году. С этого времени «Нетология» участвует в федеральном проекте «Цифровые профессии», который реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ»[19].
Награды и достижения
- 2014 — «Нетология-групп» была удостоена «Премии Рунета» в категории «Экономика, Бизнес и Инвестиции».
- 2014 — «Нетология-групп» вошла в рейтинг лучших российских стартапов по версии журнала «Секрет фирмы».
- 2016 — Университет интернет-профессий «Нетология» получил «Премию Рунета» в номинации «Наука и образование»[20].
- 2018 — «Нетология-групп» завоевала награду «Золотой сайт» в категории «Сайт образовательного учреждения».
- 2018 — Российский журнал Forbes включил «Нетология-групп» в список крупнейших компаний Рунета.
- 2019 — «Нетология» была награждена двумя премиями за достижения факультета «Data Science и Аналитика»: «Премия Рунета» в категории «Образование и кадры» и «Кадры цифровой экономики» от Университета 2035.
- 2021 — Победители премии ProCharity в номинации «Pro-светительский вклад»[21].
- 2021 — Лауреаты премий «Эффективное образование» и «Время инноваций» за программы высшего образования «Нетологии».
- 2021 — Лауреаты «Премии Рунета 2021» за программы высшего образования.
- 2021 — Победитель премии Rusbase Digital Awards 2021 с программой Digital MBA, признанной лучшей учебной программой в области цифровой трансформации.
- 2021 — Генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирёва вошла в рейтинг ИД «Коммерсантъ» и Ассоциации менеджеров «Топ-1000 российских менеджеров» 2021 года[22].
Примечания
- ↑ «Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fdbadc69a7947b8cfb7d086?from=copy . Интернет портал "РБК Тренды". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Топ-менеджеры Центра онлайн-образования "Нетология" и "по совместительству" супруги поделились с RB.ru историей успешных брака и бизнеса . Интернет портал "RB.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Юлия Микеда-Спиридонова: «Я бы не советовала женщинам начинать свой бизнес» . Интернет портал "Runet". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Спастись от бесплатного . Интернет портал "Коммерсантъ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 «Нетология-групп»: неоконченная история одного стартапа . Интернет портал "VC.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Учеба на диване: как российские образовательные стартапы получили $1,1 млн . Интернет портал "РБК". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Нетология-групп» Максима Спиридонова привлекла $2,1 млн от нового и старого инвесторов . Интернет портал "Roem". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Нетология» привлекла $2,1 миллиона инвестиций . Интернет портал "RB.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Максим Спиридонов («Нетология»): «У хорошего стартапа должен быть враг» . Интернет портал "Секрет Фирмы". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Севергрупп» Мордашова инвестировала в образовательный проект «Нетология» . Интернет портал "РБК". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Нетология вместе с ВШЭ и РАНХиГС запускает две онлайн-магистратуры . Интернет портал "Интерфакс". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Нетология» попрощается с сооснователем . Интернет портал "Коммерсантъ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Севергрупп» углубится в обучение . Интернет портал "Коммерсантъ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Шевченко Е. В., Вершинин А. А. Оценка роли маркетинга в формировании экономического потенциала // GLOBUS : научный журнал. — 2020. — № 4(40). — С. 12—14.
- ↑ "Нетология" выйдет на рынок бизнес-образования . Интернет портал "ТАСС". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Нетология» запустила обновленный Центр развития карьеры . Интернет портал "журнал Стартап". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Портрет студента онлайн-курсов . Интернет портал "Forbes Russia". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ «Ухожу каждый раз, когда становится скучно»: карьерные советы CEO «Нетологии» . Интернет портал "Forbes". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ В России стартовал прием заявок на участие в проекте "Цифровые профессии" . Интернет портал "RG.ru". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ В Москве в 13-й раз вручили Премию рунета . Интернет портал "ТАСС". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Анна Ривина на обложке Time, социальные инициативы к 8 Марта и коворкинги с котами: хорошие новости недели . Интернет портал "Forbes". Дата обращения: 9 декабря 2024.
- ↑ Управленческий карантин . Интернет портал "Коммерсантъ". Дата обращения: 9 декабря 2024.
Литература
- Мои университеты // Бизнес-журнал. — 2015. — Май (№ 5). — С. 31.
- Бойко Т. А. Качественный и количественный анализ MOOC-платформ // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 11. — С. 175—180.
- Шевченко Е. В., Вершинин А. А. Оценка роли маркетинга в формировании экономического потенциала // Научный журнал «GLOBUS»: Экономика и юриспруденция. — 2020. — № 4(40). — С. 12—14.
Ссылки
- netology.ru — официальный сайт Нетология
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |